Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование метода проеков в работе педагога ДОУ

Шейкина Галина Авенировна,
воспитатель
ГБДОУ детский сад № 117
Невского района
Санкт-Петербурга
В развитии  детей огромная роль принадлежит основному виду деятельности в дошкольный период - игре. Игра затрагивает все стороны личности ребенка: она требует активной работы мысли и трудовых умений, богата эмоциями и чувствами.
Дети воспитываются в играх так же, как и в других  видах деятельности. Ребенок в игре осваивает опыт человеческой деятельности, изображает то, что видел, пережил. В игре  воспитывается отношение ко многим процессам, к людям, в целом  к жизни. Позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение. В игре ребенок уточняет уже имеющиеся и приобретает новые  знания, опыт, активизирует словарь,  формирует нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать, так же развивает любознательность и многое другое.
С  дошкольного возраста педагоги помогают адаптироваться ребенку к социальной жизни, в становлении личности ребенка, его развития, творческих и познавательных способностей. На дошкольной ступени образования закладывается фундамент активности, самостоятельности, инициативности в поиске ответов на вопросы, формируются у ребенка задатки «пытливого» ума. Но в большинстве случаев, ребенок  самостоятельно не может найти ответ на все интересующие его вопросы, решить возникающие проблемы. Задача педагога- помочь ребенку. Чтобы полноценно и качественно выполнить эту задачу  педагог может  использовать «метод проектов». Применяя его наравне с другими видами деятельности, как инструмент обучения, получения знаний и обогащения жизненного опыта ребенка, педагог с  ребенком  приходит к совместному поиску решений  проблемы или вопроса.
Не зависимо от того, какой проект по виду деятельности используется в работе:  поисковый, исследовательский, творческий, учебный, или, к примеру, ролевой проект, важно реализовывать педагогу следующие задачи:
- глубоко изучить тематику проекта (тема - это и есть вопрос или ситуация предложенная ребёнком);
- поддерживать детскую инициативу при составлении  совместного плана работы над проектом;
- поддерживать любознательный и устойчивый интерес каждого ребёнка к проблеме проекта;
- создавать игровую мотивацию,  опираясь на интересы детей, их эмоциональный отклик;
- вводить детей в проблемную ситуацию проекта,  доступную для их понимания, с опорой  на  личный опыт (учитывать  психофизические возможности детей  и т.д.);
- использовать индивидуальный подход, создавать атмосферу сотрудничества с ребенком в ходе работы над проектом;
-  развивать фантазию и творческое воображение детей, ориентировать детей на использование накопленных впечатлений, наблюдений, знаний;
-   помнить, что ребёнок должен иметь право на ошибку, не бояться высказываться;
- привлекать родителей (законных представителей) к работе над проектом.
Привлечение  родителей к участию в  проекте на всех этапах деятельности: планирование, подготовка, сбор информации, проведение, поощрение, анализ - это   действенный путь сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Такая совместная работа педагога  с семьями воспитанников предусматривает повышение уровня педагогических знаний родителей,  передачу опыта позитивных педагогических воздействий на ребенка в семье. Совместная деятельность так же создает и творческую общую атмосферу для всех участников этого увлекательного процесса.
Используя данные  задачи при работе над проектом, педагог закладывает в детях задатки способностей к дальнейшему образованию - осознавать свои интересы, ставить цели, подбирать средства для их достижений, рассуждать, оценивать последствия, откликаться на идеи, умение договариваться, оказывать содействие, принимать чужую точку зрения и т.д. Совпадение детских и взрослых  целей определяет эффективность образовательно-воспитательного процесса: педагог направляет свою  работу в “нужное русло”  развития детей, дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности и, как конечная цель – знания, полученные  в ходе реализации проекта становятся достоянием детского личного опыта как ответы на самостоятельно поставленные вопросы.
ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, развитие интеллектуальных качеств дошкольников, развитие личности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом:
- развитие любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности.
Применение педагогами метода учебного проекта позволяет  вооружать детей универсальным умением решения различных проблем, в том числе и образовательных.
Основной задачей развивающей работы является предоставление ребенку возможности самостоятельно выбирать сферу приложения умственных усилий, ставить себе цель и находить собственные способы ее осуществления.
Метод учебных проектов – это способ достижения дидактической (обучающей) цели через детальную разработку проблемы (технологии), завершенный вполне реальным, осязаемым практическим результатом.
Педагог, при выборе конкретных методических приемов, должен предлагать детям ситуации, соответствующие возрастным особенностям и возможностям дошкольников, охватывать различные виды познавательной деятельности (включать как действенный, так и образный способ познания).
Воплощая метод учебного проекта на практике, педагог успешно использует комплексно-тематическое планирование (все виды детской деятельности в проекте едино связаны).
Используется принцип интеграции образовательных областей, который имеет свои преимущества: компактность, четкость, большая информативность учебного материала, реализация одного из основных принципов дошкольной дидактики – организованная деятельность с детьми непродолжительна по времени, но емкая, что возможно при интегрированном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.
Таким образом, метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ребенка, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность в образовательном процессе, следовательно, метод учебного проекта - средство познавательной мотивации, активизации познавательной деятельности детей, средство повышения качества образовательного процесса.
В работе с детьми можно использовать  ролевой проект, как педагогически организованное освоение ребенком окружающей среды, в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности.
Важным помощником в воспитании детей любого возраста  является художественная литература. Детям свойственно отождествлять себя с полюбившимися персонажами, поэтому можно утверждать, что герои литературных произведений оказывают действенное влияние на развитие дошкольников. Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической процессов детей (речи, мышления, памяти, внимания, восприятия).
При создании  ролевого  проекта  учитывается следующее: тема  проекта выбирается с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими усвоена.
Реализуя ролевой проект   можно увидеть: результат положительно влияет на различные виды деятельности детей (познавательную, речевую, художественно-эстетическую и т д.).
Отмечается  положительная реакция и эмоциональный отклик, дети проявляют интерес и желание   решать поставленную проблему; возрастает речевая активность детей, что положительно влияет  на самостоятельную игровую деятельность детей, дети осуществляют ролевой диалог, а также сами могут инсценировать сказку.
Используя в работе метод проекта, на примере, ролевого проекта, реализуются принципы дошкольного образования:
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности;
  • приобщение детей к социокультурным нормам;
  • поддержка инициативы детей  в различных видах деятельности;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей, при котором ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие творческого мышления, воображения;
  • развитие познавательных способностей;
  • обеспечение психологического благополучия.
Подводя итог выше сказанному, хочется сказать, что любая образовательная организация, какого бы уровня она б не была, будь то дошкольная организация, среднее образовательное звено или высшее учебное заведение - все стремятся к высокому результату своей деятельности. Системное, качественное и разнообразное предоставление образовательных услуг детям, умелое сочетание традиционных и инновационных подходов в работе с детьми и родителями в условиях ДОУ приносят свои плоды. Это и соответствие социальному заказу, сохранению контингента воспитанников. Это и рост престижа учреждения и как следствие, повышение конкурентно способности среди дошкольных организаций.  Самое главное, как результат - комфортное пребывание ребенка в саду. «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
                                                                  (В. А. Сухомлинский )
 
Литература:
  1. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. -
      СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.
  1. Педагогическое проектирование - ресурс развития дошкольного образования: Сборник / Отв. Г.Н.Масич. - Красноярск: КИМЦ, 2010. - 78 с.
  2. Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов / И.А.Сырова, О.Г.Чеховских. - Самара: Изд-во СФМГПУ 2009. - 72 с.
  3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л. Г. Петерсон / Под общей ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2014. — 383 с. 2 изд-е, перераб. и доп.
  4. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. - сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»