Опыт работы
Песочная терапия как средство развития детей старшего дошкольного возраста
Андреева Александра Вячеславовна
воспитатель первой
квалификационной категории ГБДОУ№59
Кировского района Санкт-Петербурга
Пояснительная записка: Вы, наверное, замечали, что не только дети, но и мы взрослые, оказавшись на пляже, вдруг начинаем с радостью строить из песка. И это неслучайно. Как приятно ходить по песку, погружать в него руки, пропускать песчинки сквозь пальцы.воспитатель первой
квалификационной категории ГБДОУ№59
Кировского района Санкт-Петербурга
Песок – природный материал, принимающий любые формы и привлекая своей податливостью. В работе с детьми песок способен отвлечь ребенка, заинтересовать, а значит помочь наиболее успешно выполнить задание.
Технология опыта работы
Цель: психолого-педагогическая поддержка художественно-творческого, эмоционального и познавательного развития ребенка в изобразительной деятельности
Задачи:
- Поддерживать эмоциональный комфорт и благополучие ребенка.
- Расширять словарный запас детей старшего дошкольного возраста, развивая экспрессивную, импрессивную и фразовую речь.
- Развивать у детей творческие способности, активность, самостоятельность и инициативу в изобразительной деятельности.
- Способствовать развитию функций высшей нервной деятельности (внимание, мышление, память).
- У ребенка должна наблюдаться динамика развития: тактильной чувствительности, мелкой моторики руки; внимания, усидчивости, образного мышления; экспрессивной, импрессивной и фразовой речи.
- Эмоциональное состояние ребенка должно характеризоваться позитивным эмоциональным состояние во время и после занятий; позитивным настроем и положительным отношением к сверстникам, к окружающему миру.
Необходимое оборудование наличие просторного помещения и соответствующего оборудования
- Песочница
- Коллекция игрушек.
- ИКТ
Виды деятельности дошкольников:
- Ритуалы приветствия, знакомство с песком.
- Упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной сферы ребенка.
- Игры и упражнения на развитие образного мышления, внимания, памяти, упражнение на развития тактильной чувствительности и мелкой моторики рук; упражнения направленные на речевое развитие ребенка
- Ритуал приветствия, знакомство с песком
Вредных нет детей в стране –
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Никого не обижать!
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить.
Отпечатки рук
Предлагается соприкоснуться с песком, задержать руку на песке, подвигать руками, ощутив маленькие песчинки. Прислушаться к своим ощущениям. С песком важно познакомиться.
- Упражнения, направленные на развитие эмоционально-личностной сферы ребенка.
В песочной стране часто идет дождик, но поскольку страна необычная, дождик тоже необычный – сухой. Возьмите в кулачек немного песка, поднимите его над планшетом(на высоту локтя) и попробуйте его делая плавные движения кистью руки, постепенно высыпать. Давайте посмотри как он может высыпаться.: из боковых сторон кулачка, струйкой и т.п.)
Игровое арт-терапевтическое упражнение
Педагог предлагает мысленно (для детей дошкольного возраста изображение) положить то, что в себе (или сегодня) не нравится, например: капризюльки, злючки, кричалки, ворчалки и засыпать песком, чтобы они никогда не возвращались
- Упражнение на развитие образного мышления, внимания, памяти.
На световой планшет выбрасывается немного песка и образуется пятно. Задача играющих внимательно всмотреться в пятно и дорисовать его так, чтобы все увидели оживший предмет. Каждый рассказывает про свое «пятно».
- Упражнение на развития тактильной чувствительности и мелкой моторики рук
Для развития мелкой моторики удачным является рисования, дорожек, заборчиков, волн эти упражнения дают возможность отработать вертикальные линии.
С детьми дошкольного возраста удобно проводить с помощью загадок
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик - в роднике
А широкий – в море (Река)
Без конца и края лужа,
Не страшна ей злая стужа.
В луже ходят корабли,
Далеко им до земли (Море)
Рисование по контуру
Рисуя на песке, продуктивной является работа с контурами и шаблонами. Обведение пальцем контура или шаблона вплотную подводит ребенка к овладению письмом.
Игра «Что бы это значило?»
Дети по образцу педагога засыпают два одинаковых силуэта и отгадывают предметы этих силуэтов (груша, матрешка, электрическая лампочка) .Обводим трафарет
- Упражнение, направленное на речевое развитие ребенка
Упражнение «зоопарк»
Для развития фонематического слуха детям можно предложить выбрать фигурки с определенным звуком.
Давай с вами отправимся в путешествие по миру в поисках животных для нашего зоопарка. Наш зоопарк мы заселим животными со звуком «Л». (ФИГУРКИ С ЖИВОТНЫМИ)
Список использованной литературы
- М.Б.Киселева: Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей, работающих с детьми. - СПБ.: Речь, 2008. – 160 с., ил
- Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В.: Песочная терапия в развитии дошкольников - Сфера, 2019. – 64 с.,ил
- Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательных сфер средствами песочной терапии/ авт. –сост. М. А. Федосеева. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 122 с.