Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Компьютерные технологии в дошкольном образовании

Карпова Татьяна Александровна
 
Без стремления к новому нет жизни,
нет развития, нет прогресса
В.Г. Белинский
Сегодня использование компьютерных технологий постепенно входит в систему дошкольного воспитания. Это обусловлено требованиями современного развивающегося общества. В ДОУ компьютер рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом (Н.М. Воропаева).
 Принятие поправок к Закону «Об образовании» диктуют необходимость изменения содержания, методов и организационных форм всей системы образования, поэтому, использование информационно-компьютерные технологии в детском саду позволило модернизировать учебно-воспитательный процесс. Также, значительно помогает и в работе воспитателям.Современные исследования в области дошкольной педагогики (Н.М. Воропаева, СВ. Гурьев, К.Н. Моторина, СП. Первина, М.А. Холодная, В.В. Черных, СА. Шапкина и др.) свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.
Информационно-компьютерные технологии могут использоваться как в воспитательно - образовательной работе педагога, так и в методической работе ДОУ, а также как сотрудничество с родителями, общественностью.
В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве.  На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Под информационными технологиями для дошкольного учреждения следует понимать не только компьютер, но и интерактивную доску, мультимедийный проектор, ноутбук, а также более привычные всем телевизор и немного теряющий свои позиции видеомагнитофон. Фотоаппарат, видеокамера, магнитофон, сканер и принтер тоже могут помочь в освоении информационных технологий, увеличивая их возможности и делая этот процесс более полным.
Современные информационные технологии в дошкольном образовании позволяют не только узнавать много нового, но и выявить и укрепить интерес детей к обсуждаемой теме. Они изменяют методы представления информации. Информационные технологии позволяют создать увлекательное познавательное занятие.
Например, с помощью мультимедийного проектора дошкольники могут увидеть те предметы и явления природы, которые невозможно увидеть в ближайшем окружении.
Казалось бы, а что раньше было не так? Почему привычные карточки, фотографии не способны дать дошкольнику представление об окружающем мире?
Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.
Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа.
В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Использование компьютерных игр в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития старших дошкольников. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры. Исследования Новоселовой С. Л. свидетельствуют, что ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный до определенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства. Изображение, возникающее на дисплее, может быть наделено ребенком игровым значением в ситуации, когда он сам строит сюжет игры, оперируя образными и функциональными возможностями компьютерной программы.
Так использование мультимедиа способа подачи информации достигает следующие результаты:
- дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
- глубже постигаются понятия числа и множества;
- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
- тренируется активность внимания и память;
- раньше овладевают чтением и письмом;
- активно пополняется словарный запас;
- развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
- уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
- воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
- развивается воображение и творческие способности;
- развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.
В работе с дошкольниками предлагается использовать в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры.
Среди игр для детей младшего возраста следует выделить игры-раскраски, игры по принципу «нажми на кнопку», обучающие программы («угадай букву»), задания на развитие логики («убери лишний предмет»).
Среди развивающих игр можно выделить игры:
- на развитие математических представлений: «Баба Яга учится считать», «Остров Арифметики», «Лунтик. Математика для малышей»;
- на развитие фонематического слуха и обучения чтению «Баба Яга учится читать», «Букварь»;
- для музыкального развития, например, «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского».
Следующая группа игр, направлена на развитие основных психических процессов: «Звериный альбом», «Снежная королева», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы», «Маленький искатель».
Ещё есть игры , созданные с целью художественно-творческого развития детей: «Мышка Мия», «Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения».
Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:
• привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
• делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
• формировать информационную культуру у детей;
• активизировать познавательный интерес;
• реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
• дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
• активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
Целесообразно применение информационных технологий на занятиях как в работе с группой, так и в индивидуальной работе с детьми.
Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.
Список использованной литературы:
1. Булгакова Н.Н. Знакомство с компьютером в детском саду // Информатика. - 2001. - № 18.-С. 16-17.
2. Зеленская В.А. Компьютер для дошкольников // Управление ДОУ. - 2008. - № 6. - С. 74-79.
3. Зыкина О.В. Компьютер для детей. - М. : Эксмо, 2008. - 112 с.
4. Моторин В.В. Об использовании компьютера в педагогическом процессе // Дошкольное воспитание. - 2001.- № 12.-С.42-46.
5. Новоселова С. Л. Компьютер в детском саду // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 10. -С. 53-55.
6. Новоселова СЛ., Парамонова Л.А. Информатизация дошкольного уровня образования в России: начало положено в Москве // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9. - С. 65-71.
7. Галишникова Е. М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения // Учитель. – 2007, №
8. Совенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара: Учебная литература. 2005.
9.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 11. - М.: Педагогика, 1974.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»