Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование практических навыков старших дошкольников
в художественной росписи ткани

Алексеева Анна Юрьевна
Проявление творчества в изобразительной деятельности многогранно. Возможно использование разнообразных художественных средств и материалов. Создавать работы можно в любой технике, выбор будет зависеть от того, какого результата хочет достичь автор.
         На современном этапе развития в художественном творчестве появляются новые направления, а так же совершенствуются уже известные.
         Батик является одним из важных составляющих творческой деятельности дошкольника. Это одна из техник, позволяющих развивать детское творчество. Перед детьми открывается новый способ действия уже знакомыми материалами, но меняется проявление этих материалов во взаимодействии и слиянии друг с другом. Игра красок на ткани вызывает положительный эмоциональный отклик и желание продолжать работу в данном направлении.
         Сейчас батиком называют как ткань, расписанную от руки, так и непосредственно технологию росписи. Искусству батика по меньшей мере уже 20 тысяч лет. В древности полотно с рисунком, нанесенным особым способом, считалось священным и использовалось в качестве оберега. Батик становился частью магического ритуала поклонения богам, его можно было читать как книгу – каждый узор, орнамент, символ наделялся особым смыслом.
         Батик открывает новые пути проявления фантазии, воображения. Данная техника стирает устоявшиеся стереотипы в изобразительной деятельности, заменяя привычное рисование на листе бумаги рисованием на ткани. Более того, существуют различные виды батика, которые позволяют создавать одни и те же работы разными способами, достигая интересных, порой неожиданных результатов.
На современном этапе имеется большое количество литературы по данному направлению, но очень мало внимания уделяется формированию у дошкольников представлений о технологии выполнения работ в технике батика и о формировании практических умений детей. В программах дошкольного образования задачи по ознакомлению дошкольников с художественным оформлением ткани кистевой росписью не ставятся. Не во всех детских садах имеют место занятия, посвященные художественной росписи ткани. А это является довольно важной ступенью в развитии творческой стороны личности ребенка.
Ознакомление старших дошкольников с батиком в совместной и самостоятельной деятельности способствует успешному процессу приобщения детей к искусству и творчеству.
В процессе приобщения детей к технике батика важным является несколько аспектов:
- изучение истории возникновения и развития батика;
- овладение технологией выполнения росписи;
- изучение возрастных возможностей приобщения дошкольников к художественной росписи ткани;
- выявление знаний и практических умений детей;
- разработка комплекса работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с батиком;
- апробирование некоторых элементов в практической деятельности с дошкольниками.
Объектом исследования является обучение дошкольников технике батика.
Предмет исследования – формирование практических навыков в разных видах художественной росписи ткани.
Что же такое батик? Часть слова – ба – это хлопчатобумажная ткань;  tik – на всех индонезийских языках – точка, капля. В расхожем употреблении батиком называют расписанную от руки ткань. В более точном смысле батик – конкретная технология окрашивания и украшения ткани.
Индонезию словари называют родиной батика, и в мировой культуре закрепилось именно индонезийское слово. Где и как возник этот способ окраски? Был ли он естественным порождением отдельной материальной культуры или следствием заимствованной в процессе товарообмена? Окончательного ответа на эти вопросы пока нет.
В Советском Союзе батик появился примерно в 20-е годы и развивался в основном в таких крупных городах как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Русские художники восприняли европейскую технику как стилистику, но, не зная истоков, не опирались на какую – либо традицию. Отсутствие технологически развитых и отработанных приемов, недостаток опыта и неправильно понятая функциональность, обусловили значительные колебания художественного уровня изделий. Художники объединялись в артели и занимались производством платков.
         Наиболее характерная особенность батика, так называемое, резервирование, т.е. нанесение определенного состава на ткань с целью сохранения и выделения цвета узора или фона. Кроме вышеназванного вида существует ряд технологий создания батика.
         Данная тема интересна вариативностью использования средств, непредсказуемостью получаемых образов в ходе нанесения краски. Приобщение детей дошкольного возраста к технике батика, без нанесения вреда, возможно в случае адаптации художественных материалов. Шелковая ткань может быть заменена хлопчатобумажной, контур на основе бензина заменяется клеем ПВА или восковым карандашом, специализированные краски меняются на акварель.
Практическая работа по ознакомлению детей 6 – 7 лет с батиком  строится в два этапа:
  1. Диагностика
  2. Практические занятия
Задачи диагностического этапа:
- определить эмоционально – личностное отношение детей к батику;
- выявить знания и представления детей о батике;
- выявить уровень сформированности практических умений в данной технике.
Для решения поставленных задач должна быть реализована следующая работа:
- организация выставки профессиональных творческих работ, выполненных в технике батик,
- подбор художественного слова – стихи,..
- подготовка демонстрационного и раздаточного материала (ткань, натянутая на подрамник, с нанесенным резервом или загрунтованная, краски, контурные рисунки).
Предполагаемый результат диагностического этапа:
дети имеют общее представление о батике (называют технику, материалы, необходимые для работы, возможную тематику для создания работ), но испытывают трудности в определении видов батика. Холодный, узелковый батик, солевая техника, свободная роспись – не дифференцируются.
         Практические занятия включают в себя:
- познавательный материал (история появления батика, виды батика);
- подбор дополнительных предметов, используемых в работе;
- непосредственно практика.
Примерные темы занятий: «Экзотические животные», «Весеннее небо», «Замок девицы - Весны», «Космические просторы»,..
Итогом проведенной работы может стать праздник – фестиваль, на котором дети смогут продемонстрировать полученные знания, умения и созданные работы.
Наиболее технически простым, в плане выполнения, является холодный батик. Его результат виден сразу, поэтому очевидно он сильнее других видов заинтересует детей.
Дальнейшие перспективы разработки тем:
Познавательное занятие «Чудесный мир батика»,
Обучающее занятие на овладение техникой холодного батика  «Весенние цветы»,
Работа в свободной технике «Бушующее море»,
Создание тематической композиции с использованием резерва «Березовая роща».
Подводя итог, можно сказать, что после проведения предлагаемой системы работы будут лучше развиты практические умения детей в области рисования, а так же обогатится активный словарь, и расширятся общие представления детей об искусстве.
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»