Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Театрализованная игра как средство формирования
выразительности речи у детей дошкольного возраста

Лактионова Елена Абсаламовна
Направления деятельности нашего детского сада  организовано согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в котором сказано, что сохранение уникальности, само ценности детства является важным этапом, в общем развитии человека.
  Образовательная программа нашего детского сада обеспечивает развитие личности, мотивации и способности детей, и представляет определенные направления, развития образования детей:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое  развитие;
физическое развитие.
Особую роль в реализации данных задач стоит отнести театрализованным играм. Участвуя в них которых дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.  Умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно  активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи и ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно,  изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, грамматический строй, выразительность.
Театрализованные игры позволяют ребёнку расширить  лексикон,    эмоционально выражать  свои чувства, служит развитию его творческих способностей. Театрализованная игра имеет огромную педагогическую ценность, в познавательном, эстетическом и воспитательном  развитие ребенка. Увлекательность, образность, эмоциональность, динамизм театрализованных игр передаются с помощью особых стилистических средств, который близки психологическим особенностям детей, их способу мыслить, чувствовать, воспринимать окружающий мир и выражать своё отношение к его явлениям и событиям.
В отечественной дошкольной педагогике выполнен довольно широкий круг исследований по вопросам формирования выразительности речи посредством театрализованных игр (Г.И.Батурина, Н.Ф.Виноградова, Р.И.Жуковская, Г.Ф.Кузина, О.И.Соловьёва, Е. И. Радина и др.).
Исследования можно сгруппировать в соответствии с тремя основными направлениями:
      общевоспитательное значение;
      развивающее значение;
      средство приобщения к культуре своей страны.
      Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний, открытий ребенка которая приобщает его к духовным ценностям и приводит к конкретному зримому  результату.                                                                                 
Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события и тем самым формировать выразительную речь.
Процесс формирования выразительности речи выступает перед дошкольником как особая область объективных отношений, которую он постигает в процессе практического использования языка. Особая роль в процессе формирования выразительности речи принадлежит театрализованным играм, которые сконцентрировали в себе всё красоту и богатство русского языка.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение, в том числе и сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).
Благодаря сказке, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и  выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность формировать выразительную речь.
С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи.
Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Развитие ребенка в театрализованной деятельности, обязывает педагога:
 создавать условия для развития творческой активности детей   
 поощрять исполнительское творчество;
 развивать способность свободно и раскрепощено держаться при
  выступлении;
 побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений,
 интонации и тд;
 приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра,
  театральными жанрами и тд);
 обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности  - с другими видами деятельности  в едином педагогическом процессе;                         
создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и
  взрослых.
Для реализации данных задач я использую следующие методы:
- наглядные (рассматривание картин со знакомым детям содержанием, игрушки  тд.),
- словесные, связанные с художественным словом, (выразительно прочитать произведения, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание  содержание, но и отдельных средств выразительности и тд.)
- практические - цель которых обучить детей на практике применять полученные знания, (например,  дидактическая игра используется для решения задач развития речи. Для их проведения требуется соответствующее оборудование: комплекты кукольной одежды, обуви, гигиенических принадлежностей, игрушки (куклы, зверушки, животные и тд…), что обеспечивает действия с ними как с партнерами и дает большой воспитательский эффект. Основная задача этих игр – чрезвычайно важны для развития выразительности речи, воспитания культурного поведения детей, обогащения словарного запаса, закрепления навыков разговорной речи. Например, на занятии «кукла Таня у нас в гостях» дети не только наблюдают действия с куклой, но и сами садятся вокруг накрытых к чаю столов, учатся поддерживать общий разговор во время еды, проявлять внимание к гостю, друг к другу, стараются красиво есть, правильно вести себя за столом.
 
Для меня важно привлечь всех детей к работе над сценическими образами и добиться  результатов в развитие речи, эмоционально выражение чувств, мимики, жестов как средств выразительности.
      Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада. Разнообразие тематики, средств  изображения, эмоциональность  дает возможность решать задачу  всестороннего развития личности ребенка.
Благодаря систематически проводимым театрализованным играм,   у  детей моей группы стали   подвижнее и выразительнее  мимика, движения  приобрели большую уверенность, сформировалась выразительность речи,  улучшался её грамматический строй, пополнился словарный запас. Необщительные дети, встали более уверены в себе, и более активно контактировать со сверстниками. Все это позволяет рассматривать театрализованные игры как средство всестороннего развития личности ребенка, которые развивает интерес к литературе и театру, способствует нравственно – эстетическому воспитанию.
В настоящее время театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют их для развития творческого потенциала детей, чаще как инсценировку к празднику, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее и разнообразнее.
 Этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»