Растим ребенка здоровым, в ДОУ и дома
Кутчиева Людмила Сергеевна
Ребенок-это солнышко
Ребенок-это ветер
Ребенок-это главное
Что есть у нас на свете.
Развитие человека, степень полезности его обществу, во многом определяется уровнем его здоровья, объемом и качеством его физического и психического потенциала. Четко обозначить нелегко, когда и где в жизни человека закладывается основной фундамент здоровья. Этот процесс начинается еще до рождения ребенка, продолжается всю жизнь и складывается из многих составляющих:Ребенок-это солнышко
Ребенок-это ветер
Ребенок-это главное
Что есть у нас на свете.
* Здоровья родных (наследственность)
* Собственного поведения и отношения к здоровью (образ жизни)
* Окружающая среда и т.д.
Несомненно, чем раньше начнет проявляться забота о здоровье ребенка, о формировании у него навыков здорового образа жизни, тем более востребованного и трудоспособного человека получат родители и общество в целом.
Работа в этом направлении в образовательных учреждениях проводилась и проводится достаточно активно, но на сегодняшний день отмечают тенденцию к ухудшению детского здоровья и меры, принимаемые по его сохранению явно недостаточны. В связи с этим необходимо стремиться сохранить и укрепить здоровье каждого отдельного ребенка. Особенно важным в этом отношении является дошкольный возраст, в котором формируется жизненные, общественнозначимые нормы и ценности, осваивается социальная среда, осознается свое место и предназначение в окружающем мире. Большое значение в этом возрасте отводится здоровьесберегающим технологиям. Целостной системе воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, осуществляемых в процессе взаимодействия «ребенок-педагог», «ребенок-родитель», «ребенок-врач». Данная система включает в себя следующие направления работы:
*Укрепление резервных сил организма
*Формирование личностных установок ребенка на здоровый образ жизни
*Гармоничное физическое и психическое развитие
*Организация рационального здорового питания
Особое внимание в данной системе следует уделять так же, часто болеющим детям (ЧБД). То есть детям, заболеваемость которых не зависит от времени года и сопротивляемость организма которых значительно снижена. Сейчас их число составляет около 20% (в зависимости от возраста).
Для таких детей рекомендовано включить в работу не только двигательные упражнения, активизирующие обмен веществ (причем нагрузка на все группы мышц), но и гигиенический и лечебный массаж со стимуляцией биологически активных точек (БАТ).
Для реализации здоровьесберегающих технологий в ДОУ активно используется программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста», которая включает в себя такие направления как:
1) Ребенок и другие люди (сохранение психического и физического здоровья)
*Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми, несовпадение приятной внешности и недобрых намерений, насильственного поведения со стороны взрослого.
2)Ребенок и природа (влияние окружающей среды на сохранение психического и физического здоровья)
*Загрязнение окружающей среды и ухудшение экологической ситуации
*ядовитые растения
*контакты с животными
3)Ребенок дома
*Прямые запреты и правила обращения с электро- и другими домашними приборами.
*Экстремальные ситуации, открытые окна и балкон, как источник опасности.
4)Ребенок на улице
*Проезжая часть и правила дорожного движения,
*Правила поведения в транспорте и общественных местах
5)Здоровье ребенка
*Здоровье-это главная ценность человеческой жизни (изучаем свой организм, о витаминах)
*Врачи наши друзья (о болезнях и лекарствах)
*Правила первой помощи.
А также проводятся физкультурные занятия, закаливающие процедуры, лечебная и дыхательная гимнастика, фитотерапия (кислородные коктейли и витаминные чаи) для повышения иммунологического статуса.
Для того чтобы правильно построить работу нужно четко знать, что организм ребенка отличается от организма взрослого человека рядом особенностей:
1.Незавершенностью морфофункционального развития всех физиологических систем
2. Непрерывностью процессов роста, развития и дифференциации органов и тканей.
3. Меньшей устойчивостью к воздействию факторов внешней среды.
4. Высокой степенью реактивности организма на внешнее воздействие
5. Неравномерностью процессов роста и развития в разные возрастные периоды.
6. Гетерохронностью (разные сроки) созревания функциональных систем, органов и тканей.
Как же соблюсти все эти условия и вырастить здорового ребенка?
Ребенок – это забота,
Ребенок – это отрада,
Успехи его и удача-
Для матери каждой награда.
Кроме мер, которые предпринимаются государством, проводимых в ДОУ, каждый родитель может помочь своему ребенку сам. Известно, что хронический дефицит движений в режиме современных детей, а также повышенное статическое напряжение в момент учебного процесса стали реальной угрозой для здоровья детей и нормального физического развития. У 38% детей посещающих ДОУ, при обследовании выявлено нарушение осанки. Эти дети нуждаются в проведении коррекционных мероприятий: лечебной гимнастики, специально организованного режима жизнедеятельности и обучения. Которые могут быть построены на взаимодействии семьи и ДОУ. Системы лечебных и профилактических процедур (вытягивающие упражнения на шведской стенке, плавание, висы и т.д.) А также правильная организация рабочего места ребенка. Его поза во время занятий. Правильное распределение мышечной нагрузкой во время игр, будут способствовать формированию хорошего мышечного корсета и укреплению осанки. Для детей страдающих плоскостопием (40-60% в зависимости от возраста). Необходимо проводить коррекционные упражнения с использованием различных материалов приводящих к раздражению тканей стопы или увеличивающих в них кровоток и обмен веществ, а именно: массажные коврики, ребристые доски, речную или морскую гладкую гальку, полотенце, смоченное в соленой воде. А также катание мяча разными частями стопы. Подъемы и опускание на разных частях стопы, ходьба на внешнем и внутреннем своде стопы.
Очень часто сталкиваемся мы сейчас с аллергией, разных проявлений и различных путей возникновения. Дабы избежать ее нужно соблюдать рекомендации врача-аллерголога, придерживаться определенной диеты.
Ну и конечно, нельзя не остановиться на проблеме с заболеваниями лор-органов, которые очень часто портят жизнь нам и нашим детям. Морфофункциональные изменения (гипертрофия аденоидов и миндалин), хронические заболевания (тонзилит, аденоидит и т.д.) выявляемые в носоглотке, являются одним из главных факторов частых заболеваний детей.
Поэтому дети с такими заболеваниями очень нуждаются в профилактических мероприятиях. Главное, в которых целостность, последовательность. В книге Е.Ю.Ароновой «Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками в ДОУ и дома» приводится пример, когда в осенние месяцы октябрь-ноябрь проводились различные профилактические мероприятия. А именно:
*Медицинской направленности:
-Закаливающие (дорожка здоровья: самомассаж ушных раковин, динамическая гимнастика, гимнастика для стоп, дыхательные упражнения)
-Полоскание ротовой полости (Водой обогащенной кремнием, кварцем и т.д.
С настоем трав: календула, шалфей, эвкалипт.)
-Капли в нос (масляная настойка чеснока (с учетом аллергии))
-Адаптогенная терапия (витамины А, Е, С 10 дней)
-Общеукрепляющий массаж 10 дней *2 раза в год
-Обучение детей стимуляции БАТ для профилактики ОРВИ
*Физкультурной направленности:
-Строевые упражнения
-Комплексное развитие всех физических данных ребенка в сочетании с дыхательными и релаксационными упражнениями
-Физкультурные занятия и игры на свежем воздухе (с мячом, с булавами и т.д.)
-Кроссовая подготовка, обучение метанию, прыжкам, развитие выносливости, скоростных, силовых способностей. Разные виды ходьбы.
*Психологической направленности:
-Обучение детей способам саморегуляции психического состояния
-Коррекционно-развивающие адаптационные мероприятия: релаксация под спокойную музыку, психокоррекция с учетом особенностей нервно-психологического состояния каждого ребенка.
-Система занятий по развитию воображения, творческих способностей детей с использованием игро- и сказкотерапии
* Педагогической направленности:
-Работа по созданию в группе психологически комфортной обстановки
-Выявление интересов, способностей и индивидуальных потребностей ребенка и коррекция игр по интересам.
-Доброжелательное отношение к детям-инвалидам Семья же может дополнить комплекс мер соблюдением режима дня, одеждой по погоде и соблюдением элементарных правил гигиены.
Соблюдение всех этих мероприятий позволило снизить заболеваемость на 20%. Учитывая приведенный пример можно говорить, что укрепление здоровья при соблюдении определенной последовательности возможно.
В заключении хочется сказать, что здоровье наше самое большое богатство, а сохранить, укрепить и улучшить его в наших силах. Как в песне во всем нужна «Сноровка, закалка, тренировка». Нужно соблюдать режим дня, режим питьевой активности. Ведь «Вода - натуральное лекарство от ожирения, рака, депрессии. Она генерирует электрическую и магнитную энергию каждой клетки. Защищает ДНК от повреждений. Является растворителем всех продуктов питания, витаминов и минералов. Проникая в плазму крови обогащает клетки кислородом» («Вода-источник жизни на Земле» Ю.А.Андреев).Каждому человеку, даже самому маленькому нужен отдых - а значит сон. И Свежий воздух. Больше проводите время на воздухе. Цените и берегите друг друга.
Будьте здоровы!
Список литературы:
1. Андреев Ю. «Три кита здоровья» СПб «Питер», 2007
2. Аршавский И.А. «Ваш ребенок. У истоков здоровья» М.-2011
3.Аронова Е.Ю. «Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками в ДОУ и дома» М. Школьная пресса,2007
4. Голомидова С.Е. «Физкультура. Нестандартные занятия в подготовительной группе» Волгоград: ИТД «Корифей»-2007
5. Кочеткова Л.В. «Оздоровление детей в условиях ДОУ» М, ТЦ: Сфера, 2005
6. Никитин Б.П. «Мы. Наши дети и наши внуки» М. «Самокат» 2015
7. Прищепа С.С. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет» М.ТЦ «Сфера», 2009
8. Щепинин М.И. «Стрельниковская дыхательная гимнастика» М. Айрис-пресс,2007