Развитие познания дошкольников посредством пальчиковых игр
Кулиш Екатерина Валерьевна
Познавательное развитие начинается задолго до поступления ребенка в детский сад. Оно обусловлено естественной активностью ребенка в изучении окружающего мира, ближайшего окружения, родных. Поначалу действия ребенка имеют подражательны характер и познание происходит через метод проб и ошибок.Наиболее активную фазу познавательного развития ребенок проходит в младшем и среднем дошкольном возрасте. Иначе возраст ребенка 4-5 лет называют возрастом «почемучек», который характеризуется проявлением повышенного интереса к окружающему миру и его проявлениям:
- формируется любознательность как особенность развития личности дошкольного возраста;
- активно трансформируется речь, в силу возрастания интереса и желания получить интересующую информацию об объекте или явлении;
- обогащается словарный запаса за счет получения новой и актуальной информации;
- такой психический процесс, как внимание, становится опосредованным, поскольку получение необходимого результата требует устойчивости и концентрации;
- активно формируется мышление, поскольку ребенок начинает избирательно относиться к получаемой информации, а, следовательно, появляются задатки к опосредованности данного психического процесса;
- развиваются коммуникативные навыки, которые необходимы для делового и внеситуативно-личностного общения.
Ведущая деятельность детей дошкольного возраста - игра. В игре ребенок непосредственно внедряется в повседневную жизнь, проигрывает различные ситуации, проецируя их в действиях и ролях, снимает психоэмоциональное напряжение и самореализуется, пополняет свой словарный запас за счет коммуникации и речи. В игре происходят инсайты, ребенок учится познавать новое и становится субъектом – активным участником, который не только получает знания, но и преобразует их в любой деятельности.
Поначалу игра имеет исключительно деловой характер, ребенок манипулирует предметами тем самым изучая его свойства. Затем игра превращается в ролевую, где ребенок становится автором действий предметов, начиная озвучивать героев и действовать однотипно. Далее игра усложняется, приобретает более творческий характер, и переходит в сюжетно-ролевую, где дошкольнику требуется не только манипулировать предметами, а интериоризировать окружающую действительность, проецируя жизненный опыт. В силу неразвитости коммуникативных навыков, ребенку часто сложно играть в данного рода игры, поскольку он не может встать на сторону других, не может играть в рамках собственной роли, быть частью игровой команды.
В данном случае пальчиковые игры носят особенно важный характер, поскольку они отражают функцию подражания, хорошо освоенную ребенком в раннем возрасте. Дошкольник с легкостью идет на контакт, включается в игру. Эффективность пальчиковых игр также заключается в коллективности ее проведения, где ребенок может смотреть на других, быть частью группы играющих, повторяет не только движения, но и формирует активный и пассивный словарный запас.
Пальчиковые игры - это своеобразная зарядка для рук, которая проходит в увлекательной форме, сопровождается веселыми стишками, потешками, присказками и всевозможными рифмовками. Несмотря на простоту выполнения, упражнения приносят неоценимую пользу. Ребенок не только повторяет движения и слова, но позже и соотносит их друг с другом. Так происходит непосредственное запоминание, которое в последующем превратиться в опосредованное мышление.
Особенно важно после того, как ребенок выучил слова, дать ему возможность соотнести их с действиями и самостоятельно показать их в движении. Эффективным будет разбирать и анализировать игру: то есть сначала показывать говорить слова, чтоб дети повторяли, а потом показывать движения, чтоб дети проговаривали словами. Тем самым активно будет формироваться речь, мыслительные процессы анализа и синтеза, а также рефлексии, что после будет необходимым в любой деятельности. Данный алгоритм позволит ребенку обращаться к себе, проще проходить кризисные периоды с помощью самоанализа и рефлексии своим действиям в целом. Ребенок начнет понимать, что коллективные игры интересны, это позволит развиваться интересу к совместным играм, формированию коллектива в группе.
Необходимо позволять детям быть авторами игр, ведущими. Это позволит им проявлять активность в изучении окружающего мира, воспроизводить полученную информацию, а также получать ее с помощью движения рук. Далее ребенок уже будет проще считывать информацию не только с помощью речи, но и также с помощью мимики и пантомимики, что в свою очередь важно для формирования коммуникативной деятельности.