Роль драматизации и театрализации в развитии
эмоциональной сферы у дошкольников
Гаджибабаева Зарема Владимировна
Дошкольный возраст - это очень важный этап в становлении личности. В период дошкольного возраста закладывается базовые программы развития человека: ребенок учится ходить, говорить, мыслить. Развивается его интеллектуальная, коммуникативная, эмоциональные сферы. О важности и развития эмоциональной сферы у дошкольников и школьников пишут многие психологи, эмоциональное состояние ребенка, как и взрослого, влияет на его интерес к жизни, на его адаптацию среди сверстников, на успех, признание в социуме. Это очень важная область жизни ребенка и в дальнейшем взрослого человека. И так же важно, на наш взгляд заниматься его развитием у дошкольников, закладывать азбуку эмоций, чтобы ребенок по мере взросления все более осознано мог пользоваться ей в своей практической жизни. 1 Значение эмоций в развитии личности Эмоциональная сфера в жизни человека очень важна. Развивающий потенциал театрализованной игры имеет огромное значение для становления личности ребенка, стимулирует развитие психических процессов: целости восприятия, легкости воображения и веры превращения, эмоциональной восприимчивости ,образного и логического мышления, двигательной активности. Театрализованная игра является средством обеспечения эмоционального благополучия дошкольников, развивает способность сопереживать, сочувствовать персонажам, поступкам действиям способствует усвоению литературного текста, накоплению знаний об окружающей действительности, знакомству с социальным и природным миром. В данном виде игры заложены истоки творчества, она привлекает детей свой эмоциональной насыщенностью. Способность эмоционально реагировать на происходящее в жизни ,умение управлять своими эмоциями, и в первую очередь дать ребенку азбуку базовых эмоций. И именно воспитатель в детском саду дает эту азбуку эмоций: страх, радость, гнев, любовь(как базовые эмоции) и градация этих эмоций(грусть, тоска ,веселье, зависть, ревность ,печаль, обида). 2 Способы Поскольку мышление ребенка образное, эту азбуку эмоций лучше всего можно передать через драматизацию и театрализацию сказок. Выбор литературного материала происходит в соответствии с возрастом В младших группах проводится простейшие игры импровизации: «Кошка и котята», «Курочка и цыплята», использовались народные потешки и песенки, стихотворения А. Барто, русские народные сказки «Репка», «Колобок». При непосредственном участии воспитателя дошкольниками воспроизводится простейшие сюжеты сказок с помощью театра кружек и ложкового театра. В коротких этюдах они учатся простейшим способам владения театрализованной игрушкой, ведения ее по столу, меняя направление. Подобные игры способствуют развитию речи, внимания, воображения, памяти, координации и мимики. В средних группах воспитанникам предлагается обучающие упражнения, сочетающие в момент воплощения сказочного образа движения и слова, драматизация простейших сказок. Овладеть средствами интонационной выразительности старшим дошкольникам помогает специальные упражнения на произношение слов, фраз и предложений с выражением удивления, вопроса, восторга, грусти, страха или опасения. Дети с помощью жестов учатся передавать ощущения «горячо», «холодно», «больно», а также различные действия: вяжет, моет посуду, катает снежный ком, топит печь. Были организованы игры-имитации образов различных животных, людей, составлялись ролевые диалоги, отрабатывались сценическая речь и движения. Облегчили подготовку к играм-драматизациям занятия этюдами. Эта работа интересна для детей, она доступна и легко вызывает желание изобразить услышанное и увиденное в сказке: действие поведение и эмоциональное состояние героев сказки. Ценность сказки состоит в том, что в них очень ярко и контрастно проявляется эмоции персонажей(лисичка хитрая, петушок доверчивый) Учитывается психолого-педагогическая значимость театрализованных игр, в ходе которых дети учатся выражать эмоции и адекватно их воспроизводить в момент перевоплощения в животных или сказочных героев. У них появляется возможность формирования определенных действий для выражения эмоций интереса, радости, удивления, горя, страха, гнева, стыда, вины. Усвоение азбуки эмоций путем драматизации и театрализации сказок Например: сказка «Кот петух и лиса» -чтение и слушание сказки -знакомство с сюжетом с событиями сказки, с тем что происходит и реакцией героев на эти события -обсуждение ,выделение героев, характеристика их поведений(петушок доверчивый, открытый, добродушный. Лисичка -проследить динамику эмоций персонажей сказки 4 Вербальное оформление этих эмоций. При исполнении по ролям идет драматизация сказки.Каждый герой выражает особенности своего образа, что передается мимикой, пластикой, голосом. Проявляются характерные для этого персонажа эмоции. Ребенок учится воспринимать, понимать и изобразить это. Дети на практике учатся эмоционально откликаться, сочувствовать, сопереживать и вербально выражать эти эмоции и взаимодействовать эмоционально между собой. 5 Результаты: -воспитание у дошкольников устойчивого интереса к театрализованной деятельности; – поэтапное освоение детьми различных видов театра с учетом их возрастных особенностей; – развитие сенсорики – – знакомство с правилами кукловождения, развитие умения соотносить движения куклы и слова; – совершенствование исполнительских умений в создании художественного образа с использованием игровых, песенных и танцевальных импровизаций; – развитие монологической и диалогической речи, совершенствование интонационной выразительности, активизация и обогащение словаря; – развитие навыков коммуникативного общения и игрового взаимодействия в театрализованных играх. -развитие эмпатии -происходит развитие речи Это очень важно, поскольку слово является инструментом мышления, а так же это ведет к успешной социализации ребенка, происходит освоение, присвоение слов, выражающих эмоции и умение пользоваться им.