Практикоориентированная модель внутрифирменного
повышения квалификации педагогов ДОУ «Погружение»
Балабанова Ирина Вячеславовна
Государственная политика и современное направление развития системы образования в Российской Федерации представлены в ведущих документах российской, региональной и районной системы образования:- Указ президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»,
- Национальный проект «Образование» (паспорт проекта утвержден 24 декабря 2018г.),
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- приказ Минобрнауки России № 1014 от 30.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»,
- приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
- приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 544н от 18.10.2013 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»,
- план мероприятий («дорожная карта») по организации исполнения в Санкт-Петербурге Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»,
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 года № 26).
В условиях происходящих изменений в системе образования и в обществе, в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и профессионального стандарта «Педагог» значительно возрастает роль и значение профессионального образования и обучения педагогических сотрудников дошкольной организации. Сфера образования – это прежде всего человеческие ресурсы и здесь особенно выражена потребность в обеспечении дошкольного образовательного учреждения высококвалифицированными кадрами.
Профессиональное образование – один из факторов развития системы образования, так как современное общество нуждается в специалистах высокой квалификации, готовых к профессиональному развитию, мотивированных на активную педагогическую деятельность.
Обучение – это процесс передачи и восприятия информации, а также преодоление дефицита профессиональных компетенций, выявленных или зафиксированных ранее. Обучение - фундаментальная потребность любого человека. Если человек не стремится к новым знаниям – у него нет будущего. Процесс обучения – это не пассивная деятельность, как могло бы показаться. В этом процессе существует несколько закономерностей. Если обучаемый прилагает мало или, наоборот, чрезмерные усилия к приобретению новых знаний, то его интерес к обучению быстро падает. Поэтому обучение должно требовать сознательных усилий и определенных действий со стороны обучающегося, которые должны приводить к успеху. Обучение не должно быть скучным, утомительным или вызывать раздражение, должно включать разнообразный материал, изложение простой, понятной информации, которая соответствует уровню обучающихся, а также предполагает вовлеченность в процесс обучения (активное участие обучаемого, его включенность в процесс обучения), успех обучаемого (если он не уверен в усвоении новых знаний, то информация пройдет мимо него). Оно может и должно приносить положительные эмоции, создавать условия для восприятия новых знаний и формировать новый практический навык. Обучение должно быть практичным, так как наш ум не хранит того, что не имеет практической значимости. В памяти ярко и надолго остается только практическая ценность полученной информации.
Профессиональный рост педагога основывается на трех составляющих непрерывного процесса обучения:
1. повышение квалификации педагогических работников в учреждениях дополнительного профессионального образования;
2. повышение квалификации педагогов на рабочем месте в процессе обучения внутри дошкольной организации (далее - внутрифирменное обучение);
3. организация самостоятельной образовательной деятельности педагога, которая включает определение индивидуальных тем по самообразованию, составление индивидуального плана по самообразованию, знакомство с новинками педагогической литературы, подбор необходимой методической литературы.
Внутрифирменное обучение – это процесс, организованный и инициированный образовательным учреждением, направленный на стимулирование повышения профессионального уровня педагогических сотрудников, с целью увеличения их вклада в достижение максимальной эффективности деятельности дошкольного учреждения. Система внутрифирменного обучения должна быть направлена на достижение целей организации, ориентирована на развитие персонала и должна подготавливать его к изменениям, происходящим в развитии системы образования.
Преимущества внутрифирменного обучения сотрудников:
- фактические расходы на данный вид обучения минимальны или полностью отсутствуют;
- максимальное соответствие содержания обучения образовательным потребностям организации;
- формирование у сотрудников необходимых профессиональных компетенций;
- процент сотрудников, охваченных внутрифирменным обучением может доходить до 100 %.
В нашем учреждении мною была разработана универсальная практика, которая стала эффективным инструментом в сфере внутрифирменного обучения персонала. Остановимся более подробно на этой практике внутрифирменного обучения сотрудников. Кроме распространенных и известных форм внутрифирменного повышения квалификации педагогов (творческие группы, тематические педагогические советы, обучающие семинары, круглые столы, диспуты и т.д.) в нашем учреждении разработана и успешно применяется модель выявления, поддержки и сопровождения успешных педагогов модель (практика) «Погружение» для обучения сотрудников ДОУ. Модель «Погружение» универсальна, может применяться при решении практически любых обучающих задач, которые ставит перед собой ДОУ. «Погружение» является практикоориентированной формой повышения квалификации и включает несколько этапов.
1 этап «генерация (поиск) идей». На данном этапе перед сотрудниками ставится четко сформулированная задача по разработке определенного продукта. Далее проводится работа в малых группах (оптимальное количество 4-5 групп по 3-5 человек). Сначала каждый участник самостоятельно фиксирует свою осведомленность, мнение в области решаемой задачи. Затем происходит обсуждение в малой подгруппе в рамках поставленной задачи и вырабатывается единое общее мнение.
2 этап «объединение идей, построение групповой модели»: здесь обобщаются идеи, выдвинутые малыми группами на общее обсуждение, систематизируется полученная информация, при необходимости ранжируется. Результатом этого этапа является разработанная коллективная модель продукта, заявленного как задача на первом этапе обучения.
3 этап «самостоятельная работа по групповой модели»: каждый участник проводит самостоятельную практическую работу, ориентируясь на критерии принятой групповой модели, формулирует название темы своего педагогического опыта для представления на следующем этапе.
4 этап «Коллективный выбор фаворитов»: всем участникам зачитываются темы, идет коллективное обсуждение и выбор наиболее актуального и интересного опыта работы для реализации в учреждении (не более 3-х тем).
5 этап «Успех»: презентация лучшего опыта работы (на данном этапе выбранные коллективом «фавориты» подробно рассказывают о своем практическом опыте работы другим участникам).
6 этап «Распространение» лучшие педагогические разработки и опыт находят свое применение и распространяются во всем учреждении.
В зависимости от поставленных целей, в практике «Погружение» могут использоваться не все 6 этапов, а, например, только первые 3 этапа. Единственное условие – нельзя менять местами их очередность, так как первичное знание может быть фронтальным и групповым, но последующая работа должна быть индивидуальной в том объеме и темпе, который необходим данному человеку, а это возможно только в самостоятельной деятельности педагога. Далее нкретизируем практическими примерами использования данной практики внутрифирменного обучения в нашем ДОУ.
Когда несколько лет назад заговорили о применении Профессионального стандарта «Педагог» в дошкольном образовании, мы задались вопросом, какими личностными качествами должен обладать педагогический работник, так как личностные качества человека являются базовыми, а профессиональные качества являются в структуре личности их продолжением. На первом этапе «Поиск идей» участники разделились на малые группы (не более 5 человек) и сначала самостоятельно, а затем совместно в составе малых подгрупп искали ответ на поставленный вопрос, формируя список из семи необходимых личностных качеств педагога. На втором этапе «Объединение идей» списки личностных качеств от малых групп записывались на доску и из них выбирались наиболее важные и часто встречающиеся. Так была сформирована (построена) групповая модель личности успешного, современного педагога. Каждый участник мог сравнить и оценить самого себя: на сколько он был близок или далек в своих представлениях в ответе на данный вопрос, а также проанализировать, обладает ли он этими личностными качествами и в какой степени. Как видно из описания, использовались этапы 1,2,3, результат достигнут и следующие этапы не проводились. Также можно, например, рассматривать вопрос, какими качествами должен обладать педагог, готовый к поиску и внедрению инноваций в свою профессиональную деятельность и многие другие актуальные для ДОУ вопросы.
Относительно недавно перед нашим коллективом возникла необходимость разработки папок с материалами для летнего планирования работы по развитию речи у детей дошкольного возраста. В решении данной задачи участвовали учителя-логопеды ДОУ. На первом этапе «генерация (поиск) идей» учителя-логопеды ознакомились с поставленной задачей, уточняли возникающие вопросы. Сначала каждый учитель-логопед самостоятельно работал над возможным содержанием данной папки по развитию речи воспитанников, затем происходила дискуссия в малых группах, где вырабатывалось единое мнение по данному вопросу. На втором этапе «объединение идей, построение групповой модели» обсуждались идеи, выдвинутые малыми группами и было разработано единое содержание папки по развитию речи детей для работы по летнему планированию. Также на данном этапе каждый участник мог проанализировать, как близок или далек он был по своим личным знаниям, опыту, мнению, представлениям к общегрупповой модели содержания папки. Этот момент носит оценочный и мотивационный характер, т.к. в последствии мотивирует педагога на более глубокое изучение вопроса, подталкивает к изучению темы или, наоборот, убеждает его в личной компетенции по данному вопросу. На третьем этапе каждый учитель-логопед самостоятельно работал над созданием папки по развитию речи в рамках определенной темы на основе разработанного единого содержания, имел возможность дополнить материал своими педагогическими находками, использовать творческий подход к оформлению. Результат внутрифирменного обучения - разработанные и оформленные папки с материалами для летнего планирования работы по развитию речи у детей дошкольного возраста с методическим материалом, иллюстрациями, литературными произведениями, играми на развитие речи были распространены в каждой группе нашего ДОУ. Как видно из примера, использовались этапы 1,2,3 и 6.
Еще одним примером использования практики внутрифирменного обучения сотрудников «Погружение» может служить возникшая потребность ДОУ в лучшей педагогической находке. Здесь были использованы все шесть этапов обучения. Поставленную задачу решали воспитатели ДОУ. Лучшей педагогической находкой стал опыт работы по теме «Применение педагогической песочницы в воспитательно-образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста». Данный педагогический опыт был представлен на педагогическом совете ДОУ и на методическом объединении 24 округа Калининского района Санкт-Петербурга в декабре 2018 года, получил положительный педагогический анализ, рекомендован к тиражированию и вызвал заинтересованность у его участников.
Применяя данную практику (модель) внутрифирменного обучения, нашим коллективом за последнее время были созданы и находят свое применение:
1. различные картотеки (картотека нетрадиционного уличного и группового физкультурного оборудования, картотека «Детские игры на асфальте», карты-схемы физических упражнений для самостоятельной деятельности воспитанников);
2. папки по развитию речи детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам еженедельного летнего планирования;
3. медиатека с лучшими тематическими презентациями;
4. лучшая педагогическая находка;
5. лучший образовательный проект «Хлеб» и «Мини-музей хлеба».
В практике внутрифирменного повышения квалификации «Погружение» можно выделить несколько компонентов:
- образовательный (появление в процессе внутрифирменного обучения новых знаний и практического опыта у сотрудников);
- мотивационный (сохранение рабочего места в данной организации, заинтересованность, решение задачи приносит удовлетворение);
- когнитивный (активизация познавательных процессов, обобщение, систематизация информации);
- деятельностный (обучающийся не пассивно воспринимает новую информацию, а сам ищет ее на различных информационных ресурсах);
- творческий (процесс творческих изысканий для практической реализации педагогического замысла, проявление инициативы, генерация личных идей и возможность независимости суждений);
- информационный (получение информации из различных источников: от коллег, информационных ресурсов, литературных источников и т.п.);
- интегративный (объединение своих знаний и опыта со знаниями и опытом других сотрудников);
- практический (распространение лучшего опыта работы во всем ДОУ).
Приведенная выше модель (практика) является позитивным и эффективным опытом совершенствования качества профессиональной деятельности педагогов ДОУ в условиях внедрения профессионального стандарта «Педагог», восполняет дефицит профессиональных компетенций педагога, направлена на достижение целей дошкольной образовательной организации.