Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Детская гениальность - правда или вымысел?
Советы родителям!

Иванова Ольга Валерьевна
      За свою многолетнюю практику работы воспитателем в различных детских садах, я часто слышала вопрос от родителей совершенно разных по развитию детей, почему я не замечаю, что именно их ребенок очень одарен, гениален или вообще ребенок «Индиго» с огромным интеллектом и.т.д. И даже сейчас, работая в коррекционном детском садике, где многие дети просто элементарно отстают в своем развитии, я вновь слышу от их родителей примерно тоже самое. Кроме того, многие родители внушают это своим детям с 3-х летнего возраста, приучая своего ребенка с самого детства  доминировать над другими из-за своей якобы гениальности и исключительности, что в итоге приводит к конфликтам. Многие родители дошкольников в буквальном смысле затаскивают своих детей против их воли в различные кружки, пытаясь сразу же развить в них талант, который они, якобы, обнаружили. Наблюдая за этой картиной много лет, я решила сама разобраться в причинах этой тенденции и подойти к этой проблеме исключительно с научной биологической точки зрения. Вдруг эти дети и правда были очень одаренные,  а я просто этого не замечала?!
И так, для того, чтобы правдиво говорить о возможности наличия какой - либо гениальности или одаренности у ребенка дошкольного возраста, нужно в первую очередь понять  и ответить на два важных вопроса:
  1. Как развивается в процессе жизни мозг человека, начиная с эмбрионального периода до полного формирования?
  2. Что мы понимаем под понятием «гениальность» или «одаренность», и связаны ли эти качества с конструкцией мозга?
           Начнем с первого. К сожалению, в силу отсутствия знаний о развитии человека, многие родители полагают, что полное формирование всех отделов мозга происходит еще в утробе матери, и что еще на ранних стадиях беременности у ребенка полностью формируются в мозгу слуховые и зрительные центры, отвечающие за наше восприятие мира. Именно по этой причине многие будущие мамы идут на различные концерты классической музыки или включают дома будущему ребенку различные симфонии, в надежде, что он, находясь еще в утробе, слушает эти произведения вместе с ней. Для самой мамы, безусловно, это хорошо, особенно, если эта музыка действительно доставляет ей удовольствие, и соответственно ее комфортное психическое состояние будет только благотворно сказываться на развитии плода. Но вот правда будущему ребенку на эту музыку абсолютно все равно в силу того, что он ее просто не слышит. Дело в том, что согласно исследованиям ученых биологов,  у мозга эмбриона человека отсутствует слух, так как у него практически до самых родов не сформированы ни специальные кохлеарные ядра, ни слуховой аппарат в целом. А полноценно слуховая система созревает лишь к 7-9 месяцам и то только конструктивно. Даже самая главная наша сенсорная система – зрение,  после родов сформирована у ребенка далеко не полностью. К примеру, угол зрения новорожденного составляет лишь 20% , к 2-ум месяцам жизни он увеличивается до 40 %,   к 3 месяцем до 60%, и только к 8 месяцам сетчатка глаза расширяется до 70-80%.  Для сравнения угол зрения взрослого человека колеблется от 90 до 110 %. Различать цвета ребенок начинает примерно в 3,5 месяца. Именно по этим причинам нет смысла покупать новорожденному большое количество различных цветных игрушек, так как, половины из них он просто не видит, цвета их не различает,  а то, что видит - не понимает. К тому же зрительные нервы (волокна) человека попадают в кору головного мозга далеко не сразу, а вначале проходят через ядро головного мозга, т.н. метаталамус, а точнее в одну из его структур под названием - латеральное коленчатое тело. И здесь важно знать, что именно  эта структура  созревает в мозгу только 2 годам жизни, а окончательно формируется вообще к 5 годам. Самое первое, что созревает у малыша сразу после рождения это обоняние (различие запахов) и вестибулярный аппарат (положение тела в пространстве). Именно поэтому у новорожденного практически сразу появляется рефлекс на положения тела при кормлении, то есть именно та поза, когда мать кормит ребенка грудью, и  рефлекс на запах маминой груди. А сочетание двух этих рефлексов (запах и поза) вместе и приводят к тому, что ребенок начинает узнавать свою маму. Речевые центры вообще созревают окончательно только в 2,5-3 года, хотя сама речь возникает разумеется раньше. При рождении мозг ребенка весит в среднем около 350 гр., а расходует энергии на свое дальнейшее формирование примерно три четверти от всей энергии организма. Именно поэтому в первый год жизни мозг малыша увеличивается в два раза, а к концу второго до 3 раз. Но этот быстрый рост обусловлен не появлением новых нейронов, а формируется он благодаря образованию новых связей между ними. Окончательно мозг завершает свое конструкционное, основное формирование, только к 7-10 годам. Именно к этому возрасту у ребенка сформированы все мозговые отделы, образуются многочисленные нейронные связи и он становится готов к школьному обучению и адекватному восприятию информации. Примерно к 10 -11 годам у ребенка исчезают около 40% старых синапсов (нейронных связей), которые были сформированы после рождения, и за место них соответственно формируются новые, отвечающие за долговременную память. Таким образом, мозг приходит в новое стабилизированное состояние. Именно в это время многие поступки людей и события в жизни запоминаются им на всю жизнь, что приводит к формированию характера.  До 13 лет у детей созревает половая система, но, так как она еще не начинает дифференцироваться, в этом возрасте у них еще не наблюдается гормональных стрессов. Самый опасный период у ребенка наступает примерно с 13 до 16 лет. У девочек немного по раньше, у мальчиков немного по позже. В этот период, на фоне гормонального стресса, подростки наиболее уязвимы, и именно в это время полное управление над детьми обычно родителями утрачивается и наступает в некотором смысле раздельное сосуществование. В частности,  подростки не могут найти общего языка с родителями, с ними сложно о чем - либо договориться, некоторые из них становятся склонными к самоубийству, многие из них начинают обманывать и.т.д.  Потом этот скользкий гормональный период разумеется идет на спад, и только к 25-27 годам, когда подростковый всплеск половых гормонов полностью выравнивается,  можно сказать, что мозг человека полностью сформирован и стабилен. Я умышленно в этой статье решила  так много времени уделить описанию развития мозга человека от рождения до полного его формирования, чтобы всем стало понятно, насколько незрелым рождается наш мозг, и сколько времени требуется, чтобы его вырастить до функционального состояния.  Исходя из всего вышесказанного, отчетливо видно, что полноценное развитие человеческого мозга занимает довольно долгий период времени, который начинается еще в эмбриональном развитии и заканчивается только к 7-10 годам, когда  более-менее сформированы  основные конструктивные особенности и человек становится готов для адекватного обучения и проявления своих способностей.
         Ко всему вышеизложенному необходимо также добавить, что существует такой феномен, как гетерохрония мозга, то есть разновременность и неравномерность развития.  Например, когда один ребенок в процессе развития начинает неожиданно петь, другой, такого же возраста, начинает осознанно рисовать, а третий их ровесник  только играет в машинки,  откручивает у них колеса и разбирает их на части.  Но это совершенно не говорит о том, что первые двое станут гениальными музыкантами и художниками, а у третьего никакого таланта нет, и, по-видимому, он станет автослесарем!  Просто все дело именно в той самой гетерохронии,  то есть в разновременности и неравномерности созревания определенных полей мозга у разных детей. К сожалению, многие родители, не понимая этого, а также чтобы потешить свое собственное самолюбие, тащат насильно своего маленького ребенка в оперу, только потому, что он стал рано петь. Или, например, такие же родители тащат своего ребенка в балетную школу,  только потому, что он стал вдруг танцевать. Самое трагичное, что такими насильственными действиями, они сами ломают психику своего ребенка и поправить ее потом очень тяжело.  Дело в том, что, как правило, никаких больших результатов маленькие дети под натиском родителей там не достигают, и потом они очень разочаровываются, так как им же внушали, что они очень гениальны и несомненно получат здесь заслуженную славу и признание. К тому же, заставляя ребенка, заниматься только определенным видом деятельности, родители лишают его возможности проявить себя в других областях, где возможно он бы действительно достиг большего и по собственному желанию, потому что мозг в детском возрасте развивается постоянно и неизвестно, какая его область «выстрелит» завтра. Однако, необходимо также отметить, что начиная с самого рождения, нейроны нашего мозга не прибавляются, а наоборот, к большому сожалению, только уменьшаются. Поэтому, если маленький неокрепший и несформированный мозг до 7 лет, постоянно перегружать работой и принудительным обучением, то это может вызвать обратный эффект и привести к раннему  старению мозга и маразму. Именно в связи с этим, любое обучение чему - либо должно быть всегда адекватно возрасту ребенка.
Теперь давайте перейдем ко второму вопросу о понятии гениальности и конструктивных особенностях строения мозга одаренных людей. Сейчас в современной литературе и интернете есть множество определений гениальности и одаренности. Но если обобщить все эти определения, то можно сказать следующее: гениальность, равно как и одаренность, - это способность создавать что-то новое, чего до этого не было в природе и обществе! То есть, кто-то пишет абсолютно новую музыку, кто-то решает математические задачи,  которые человечество не могло решить сотни лет, кто-то рисует неповторимые художественные произведения, кто-то исследует какие - либо другие отрасли и делает в них сенсационные научные открытия и.т.д.  То есть, именно эти уникальные способности и есть самый главный критерий гениальности или одаренности. Согласно последним исследованиям ученых никакого гена гениальности, к сожалению, не существует. В основе любой гениальности или одаренности лежит структурная предрасположенность мозга. В частности, у настоящих гениев мозг, как правило, больше и тяжелее, чем у людей неодаренных. По научной статистике у 4 из 5 гениев мозг значительно преобладает в размерах и весе, нежели у среднестатистического человека. В тех редких случаях, когда мозг гения имеет средний размер и вес, то у него, как правило, одна из областей(поле), соответствующая его таланту будет значительно больше, чем другие. К примеру, у художников будет больше развито зрительное мозговое поле, у музыкантов – слуховое и.т.д. Кроме того, количество нейронов у разных людей может отличаться в 40 раз, а некоторые подполя мозга могут вообще у некоторых отсутствовать, а у других наоборот присутствовать. А всего в человеческом мозге находится около 300 переменных структур. То есть, если по росту тела мы можем отличаться друг от друга от силы в 2-2,5 раза, то по строению и индивидуальным особенностям мозга мы можем отличаться в сотни раз. Таким образом, становится совершенно понятно, что гениальность или одаренность не купить, не подарить, не воспитать,  не приобрести каким - либо другим способом в процессе жизни, -  не возможно!!! Также, к большому сожалению, в настоящее время в науке не существует такого прибора, который мог бы исследовать нужные области мозга и  определить гениальность того или иного человека при жизни. Но даже, если бы такой прибор и существовал, мы бы все равно никак не смогли бы определить  эти качества у детей дошкольного возраста в силу того, что у ребенка до 7 лет мозг еще просто до конца не сформирован, о чем было сказано ранее. Также это не смогут сделать и никакие другие специалисты, а уж тем более собственные родители, которые, зачастую сами одаренностью не отличаются. Гении – это вообще очень редкий и  штучный «продукт»,  и отобрать их зачастую очень сложно даже в подростковом возрасте, тем более, если этим будут заниматься «посредственности».
Подводя итог вышесказанного, можно сделать однозначный вывод о том, что говорить всерьез о какой либо гениальности или одаренности ребенка дошкольного возраста просто глупо и бессмысленно. Маленькие дети действительно могут удивить своих родителей какими-то высказываниями, но происходит это от того, что их разум просто еще не засорен навязанными из вне социальными «ценностями», такими, как мода, престиж, богатство, социальный статус и.т.д. К примеру, когда мама красит губы и ресницы перед выходом на улицу, ребенку не понятно, зачем она это делает, и он из любопытства ее об этом спрашивает. Но когда он получает, ответ, что это нужно, чтобы быть красивой и всем нравиться, то у него может возникнуть как минимум два вопроса: Зачем нужно нравиться всем, если у нее есть папа,  и почему не накрашенные люди никому не нравятся, ведь с его точки зрения, мама красивая и так! Соответственно, если он озвучит эти вопросы, то это действительно будет справедливо и разумно, потому что у него, в отличие от мамы, мозг еще не засорен всякой ерундой. И таких примеров можно привести множество.  Поэтому в некотором смысле дети действительно в чем-то мудрее и «чище» нас, потому что они  не боятся спрашивать, говорить правду и  рассуждать вслух, но никакого отношения к одаренности или гениальности это конечно не имеет!
И в завершении хотелось бы обратиться к родителям дошкольников и немного повториться в основных проблемных моментах воспитания, чтобы они не совершали в дальнейшем многих ошибок. Самое главное, на мой взгляд, это не переоценивать способности своих маленьких детей, как бы этого на самом деле не хотелось. Внушая своему ребенку, что он гений и очень одаренный определенной способностью, мамы даже не понимают, что тем самым они создают ему с детства т.н.  «культ личности». А в неокрепшем и еще несформированном мозге, этот «культ личности» очень быстро приобретает гигантские масштабы, что ведет к желанию доминировать (выпендриваться) над своими сверстниками и соответственно различным конфликтам. Ведь у детей нет «тормозов» именно в силу того, что мозг еще до конца не сформирован. Кроме того, как уже было сказано ранее, родители не понимают, что такими поступками они сами же губят психику своего ребенка. Дело в том, что со временем, уже в более взрослом возрасте, их чадо сталкивается с реальность, и, как правило, очень разочаровывается, что его гениальность никто не признает в навязанной с детства родителями области, кроме него самого. Отсюда соответственно начинаются депрессии и разочарования в жизни. Помимо этих проблем, возникает и еще одна, не менее важная. Заставляя ребенка усиленно заниматься определенной деятельностью, в которой, по мнению родителей, он является великим «талантом», они лишают его возможности заняться другими предметами, в которых, возможно, он мог бы достичь больших результатов, а может даже  действительно стал гением. Это связано в первую очередь с незнанием родителями процессов гетерохронии (разновременности и неравномерности) развития мозга. Например, у одного ребенка раньше других полностью сформировалось зрительное поле, у второго слуховое, а у третьего в этом же возрасте эти поля еще полностью не сформировались. Но это совершенно не означает, что у кого - то из них в дальнейшем будет какой - то особый талант, на данном этапе это вообще определить не возможно. Существуют также  такие мамы и папы, которые, наслушавшись разных псевдопсихологов и других псевдоспециалистов – шарлатанов (а их сейчас много), начинают ребенка с 3-х летнего возраста обучать различным знаниям, которые он просто еще не в состоянии понять и осмыслить. Например, обучать школьной алгебре, геометрии или другой науке, несоответствующей пока восприятию его мозга. В результате таких действий от ранней мозговой перегруженности происходит неестественная гибель нейронов головного мозга (которые и так начинают уменьшаться сразу после рождения), что в дальнейшем, уже во взрослом возрасте может привести к раннему старению мозга и соответственно раннему маразму. К сожалению, все вышеперечисленные проблемы связаны не столько с незнанием природы человека или возрастной психологии (этого родители и не обязаны знать), сколько с желанием потешить свое самолюбие за счет своих детей. Некоторые мамы и папы таким образом пытаются решить свои собственные нереализованные детские проблемы и амбиции, другие хотят просто выделиться, показывая другим свою искусственную заботу, третьи идут на поводу у псевдоспециалистов и шарлатанов и.т.д.  Но какие бы мотивы у них не были, самое страшное, что страдают в итоге от этого их собственные дети. Конечно, нельзя дать советы в воспитании детей на все случаи жизни, но все- таки хотелось бы порекомендовать таким родителям пересмотреть свою точку зрения на вышеизложенную тему и думать в первую очередь ни о том, что хочется именно им, а то что нужно и необходимо их детям. Не нужно переживать, что Ваш ребенок начал рано рисовать, а потом бросил карандаш, занялся чем-то другим и теперь он не станет великим художником. Вполне возможно, что он реализует себя совсем в другой области. Не нужно тащить маленького ребенка в оперу и нанимать ему кучу репетиторов по музыке, если он стал раньше других детей петь. Не нужно идти на поводу у псевдоспециалистов и с раннего возраста учить ребенка непонятным для его мозга серьезным наукам. Не нужно внушать ребенку, что он очень одаренный и гениальный в какой-то области, только потому, что Вам так кажется. Не нужно внушать ребенку, что будет гением в математике, просто потому, что его папа или дедушка профессор физико-математических наук, гена одаренности не существует и по наследству не передается!  Все это может вызвать у дошкольника вначале «Культ личности», агрессивное поведение, презрение к другим детям, а в дальнейшем полное разочарование в себе. Не нужно вообще ничего насильно навязывать своему ребенку в плане занятий и решать за него, что ему нужно. Маленьким детям дошкольного возраста можно и  нужно только предлагать различные виды деятельности, и если им они понравятся, то, разумеется, создать условия (без фанатизма) для их реализации. Поверьте моему опыту, ребенок, попробовав различные занятия по его (не по Вашему) желанию, в итоге к периоду полового созревания  сам выберет, чем ему лучше заниматься и к 12-13 годам сам попросит Вас обеспечить ему условия для выбранной деятельности. По-меньше верьте «экстрасенсам», «магам», «ясновидящим» и другим псевдоспециалистам. Не стесняйтесь обращаться к воспитателям, научной литературе по педагогике и биологии,  и всегда проявляйте здравомыслие! Всего наилучшего Вам и Вашим деткам!
 
Список использованной литературы:
  1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М.  Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов      всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педа­гогическое общество     России, 2003.
  2. «Морфология сознания», том 1,  Савельев С.В. (биолог, профессор), издательство «Веди» 2018 г.
  3. «Изменчивость и Гениальность», 3-е издание стереотипное, Савельев С.В., издательво «Веди» 2018 г.
  4. «Нищета мозга», 3-е издание стереотипное, Савельев С.В., издательство «Веди» 2019 г.
  5. «Стадии эмбрионального развития мозга человека», Савельев С.В., издательство «Веди» 2002 г. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»