Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста

Гупало Мария Ивановна
Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Правильно организованная, она помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Предметно развивающая среда это:
-игровая «жилая комната»
-книжный уголок
-центр «песок-вода»
-центр «развивающих игр»
-дидактический стол
-уголок ряженья
-зона двигательной активности
-уголок изобразительной деятельности.
 
Дидактический стол
Дидактический стол-является частью центра развивающих игр. Работа с дидактическим столом организуется в группе по двум направлениям.
  1. Проведение игр-занятий с небольшой подгруппой детей и индивидуально.
Цель данных занятий-развитие сенсорных способностей, то есть представлений о величине, цвете, фактуре предметов.
2.  Пробуждение малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом. Взрослый наблюдает за работой ребенка, при необходимости оказывает помощь, хвалит.
Комплектация дидактического стола стандартная: пирамидки, вкладыши разного типа, разноцветные счеты, горки для катания предметов, набор объемных геометрических форм. В процессе работы воспитатель добавляет необходимый дидактический материал.
Игра «Шарик на горке»
Цель: развитие мышления и мелкой моторики.
Содержание.
Воспитатель выставляет горку на некотором расстоянии от нее проводит черту или кладет ниточку. Предлагает ребенку спустить небольшой шарик с горки так, чтобы он остановился около черты (ниточки). Естественно, сначала малыш будет ошибаться, но через некоторое время научится находить соотношение расположения шарика на горке и дальности его пробега.
Игра «Помоги фигуркам попасть в домик».
Цель: развитие восприятия формы, размера предмета.
Содержание.
Воспитатель выставляет на стол коробочку с отверстиями разной формы и объемные геометрические фигуры (куб, шар, цилиндр, призма, прямоугольный брусок), по 2-3 штуки каждого вида. Предлагает ребенку помочь фигуркам попасть в домик: для этого надо найти нужное отверстие для каждой фигуры.
Задача взрослого не подсказывать малышу, а поощрять его пробовать и подбирать нужное отверстие, перебирая возможные варианты, поворачивать фигуры сложной формы  так, чтобы добиться соответствия разворота форме отверстия. Необходимо следить, чтобы малыш не проталкивал фигуры в отверстия силой.
Начинать игру можно с двух фигур, постепенно увеличивая их количество. После того как все фигуры окажутся в домике, можно взять его и слегка потрясти- так фигурки разговаривают меду собой и благодаря за помощь.
Игра «Найди палочки»
Цель: обучение выбору предметов заданного цвета из четырех предложенных; закрепление умения группировать предметы по цвету.
Содержание.
Воспитатель выкладывает палочки четырех цветов (любых цветов, с которыми знакомят детей в группе раннего возраста), по пять штук каждого. Берет палочку любого цвета и просит ребенка назвать этот цвет. Если малыш затрудняется, педагог помогает ему.
Далее взрослый предлагает найти ещё палочку, такого же цвета, затем- все палочки этого цвета и положить их отдельно от других.
Как вариант: можно предложить ребенку собрать все палочки выбранного цвета в лоток того же цвета, в стаканчик того же цвета и т.д.
Еще один вариант: в начале игры воспитатель предлагает ребенку выбрать палочку любого цвета, какой ему нравится, просит назвать цвет и отобрать такие же палочки.
 Игровая «Жилая комната»
 Для успешного развития ребят важно, чтобы они с детства приобретали жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях, овладели определенными навыками действий с этими предметами.   Малыши очень наблюдательны. В игре они стараются подражать взрослым. В игровой «жилой комнате» собраны игрушки и предметы, которые максимально приближают детей к окружающим их предметам быта. Игровая мебель: кухня, кровать, гардероб, гладильная доска, столик, кресла и т.д. Игрушки: куклы, пупсы, комплекты постельного белья, спальные принадлежности, наборы одежды для кукол, наборы посуды и т.д.
Воспитатель проводит игры – занятия с использованием игрушек «жилой комнаты».
Цель этих занятий: расширять представления детей о назначении предметов, учить действиям с ними, переносу полученных знаний и навыков в самостоятельные игры и повседневную жизнь.
Темы   занятий: «Приготовим кукле Кате суп»,
                              «Оденем куклу на прогулку»,
                              «Постираем кукле платье»,
                              «Накроем на стол»,
                              «Уложим мишку спать» и др.
Игра: «Оденем кукол»
Цель: знакомство детей с величиной предмета путем сравнения однотипных предметов разного размера.
Содержание.
Для игры понадобятся две куклы (большая и маленькая) и два комплекта одежды для них. Малыш не должен знать, какой из кукол принадлежат те или иные вещи. Объясните, что куклы хотят пойти гулять
и надо помочь им одеться, потому что их вещи перепутались.
Предложите ребенку самостоятельно помочь куклам. Если сначала он распределит вещи неправильно, не беда. Обратите его внимание на то, что для большой куклы одежа мала, а для маленькой велика. Пусть он подумает еще раз. Когда каждой кукле достанутся ее вещи, похвалите малыша и подчеркните: «Большое платье -для большой куклы, маленькое –для маленькой, большие туфли – для большой куклы, маленькие - для маленькой».
Важно, чтобы умения, полученные в результате данного упражнения, по мере их усвоения переносились ребенком в самостоятельную игру.
Игра «накроем стол к чаю»
Цель: закрепление названий и назначений предметов чайной посуды, умения пользоваться посудой; воспитание привычки к порядку.
Содержание:
Воспитатель сообщает детям, что сегодня к кукле Наташе придут гости. Кукла просит помочь накрыть стол к чаю. Взрослый с детьми подходит к полочке, на которой должна стоять посуда, а там всего лишь одна чашка с блюдцем.
«Где же вся посуда? – удивляется воспитатель. Кто - то брал ее и не поставил на место. Это плохо.  Как же мы поможем кукле Наташе? Давайте попробуем поискать посуду».
Малыши ищут посуду, которую воспитатель предварительно расставил на видные места в группе. После того как вся посуда будет собрана, педагог кладет скатерть на стол и просит детей поставить посуду, при этом обязательно называя ее (чайник, чашка, блюдце, сахарница, тарелка, ложка).
Центр «Песок – и вода».
Центр «Песок – вода» помогает воспитателю в решении одной из важнейших задач в развитии ребенка 2 – 3 лет. Речь идет о самодеятельной игре –экспериментировании с различными подходами для этого предметами и природными материалами.
Организуя игры с водой и песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры.
Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т.д., а потом разрушать и снова строить.
Отмечается, что игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр. Формование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малыша.
Работа с детьми в центре «Песок –вода» требует определенных условий: центр должен располагаться так, чтобы легко было проводить уборку, и чтобы дети могли подходить к нему со всех четырех сторон. Необходимо запастись непромокаемыми фартучками, формочками, различными моющимися игрушками и т.п.
Игры с песком и водой.
  • Игра «Печем печенье»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие моторик и координации движения.
Содержание.
В центре «Песок – вода» в одной   емкости   находится сухой песок, другой – влажный. Воспитатель показывает малышу красивые формочки разного фасона и предлагает испечь печенье. Ребенок   пробует   выполнить действия как с сухим песком, так и с влажным. Постепенно, в результате игр с сухим и влажным песком, он понимает, что из сухого песка ничего нельзя построить, а из влажного и мокрого – можно. При необходимости воспитатель оказывает помощь малышу или руководит его действиями словесно.
  • Игра «Теплый – холодный»
Цель: закрепление понятий «теплый», «холодный».
Содержание.
Необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые или пластмассовые (например: утята и рыбки, бегемотики и пингвины, кораблики и дельфины, небольшие мячи – красные и синие, красные и желтые, зеленые и белые и т.п.)
Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой, другую –холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их искупаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой.
Зона двигательной активности.
Создание условий для реализации одной из основных потребностей ребенка – потребности в движении является важной задачей при организации предметно – развивающей среды. Формирование зоны двигательной активности требует от воспитателя продуманного, грамотного подхода, так как необходимо выделить в группе место, которое бы позволяло детям свободно двигаться.
Зону двигательной активности мы разделили на две части. В одной части сгруппированы крупные спортивные модули, такие как горка, сухой бассейн, тоннель – гусеница, качалка. В другой (она может находиться в спальне) проложена «дорожка здоровья», включающая массажные коврики, гимнастическую скамейку, резиновые кольца, коврики разной фактуры. Здесь же находятся мячи, гимнастические палки, массажные мячики и другие пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики и гимнастики пробуждения, для организации подвижных и самостоятельных игр детей этого возраста.           
Игра «Зеркало»
Цель: развитие внимания, координации движений.
Содержание.
Эта игра научит ребенка внимательно следить за движением взрослого и подражать им. Воспитатель предлагает малышу повторять все его движения: поднимает одну ногу – ребенок тоже; воспитатель топает ногой –ребенок тоже; воспитатель приседает, и ребенок совершает то же действие.
Здесь имеются большие возможности варьирования движений. Усложняя, можно предложить малышу повторить ряд последовательных действий.
Такая игра может быть составляющим элементом утренней зарядки.Она помогает развивать у ребенка умение выполнять действия по показу и словесному указанию взрослого.
Игра «Котятки».
Цель: так же, что и в предыдущий игре.
Содержание.
Все котятки
Мыли лапки
Вот так! Вот так!
Мыли ушки
Мыли брюшки:
Вот так! Вот так!
А потом они устали:
Вот так! Вот так!
Сладко –сладко засыпали:
Вот так! Вот так!
Текст сопровождается движениями – имитациями. Со словами «сладко – сладко засыпали…» дети ложатся на ковер, закрывают глаза и притворяются спящими. Затем игра начинается снова.
Уголок изобразительной деятельности.
Уголок изобразительной деятельности – это место, где находится свободно раскручивающийся рулон бумаги (можно обои), двух сторонний мольберт для рисования фломастерами и мелками, наборы карандашей, фломастеров, мелков.
Ранний возраст, а затем и весь дошкольный, наиболее благоприятный для развития изобразительной деятельности, поэтому так важно создать для нее подходящие условия.
Предлагаю серию занятий по изобразительности с детьми группы раннего возраста (2-3 года).
Занятие № 1
Тема: «Дорожки»
Программное содержание.
Учить детей изображать простые предметы по указанию воспитателя.
Рисовать линии кисточкой, прикладывая ее всем ворсом.
Воспитывать интерес к рисованию красками.
Материал: синяя краска, белая бумага, кисти, баночки с водой, салфетки.
Ход   занятия.
Напоминаю детям, как катится по прямой дорожке мяч. Беру в руки кисточку и делаю в воздухе движение рукой слева направо: вот какая дорожка.
Потом показываю, как нарисовать дорожку краской на бумаге. Говорю, что кисточку надо приложить всем ворсом и проводить ею по бумаге, не отнимая руки.
Дети рассматривают нарисованную мной дорожку. Рисуют. Учу их правильно сидеть за столом, пользоваться кисточкой и краской. Подхожу к каждому ребенку, показываю, как вести кисточку; напоминаю, какого цвета краска и какого цвета вышла дорожка.
 Занятие №2.
Тема: «Зажглись огоньки на елке»
Программное содержание:
-Продолжать учить рисовать пятна.
-Упражнять в применении кисточкой.
Материал: краска, желтая краски; белая бумага с нарисованными на ней зелеными елочками.
Ход занятия.
Вспоминаем с детьми новогоднюю елку и то, какие огоньки на ней горели.
Показываю рисунок, на котором изображена елочка, украшенная огоньками. Дети рассматривают ее. Напоминаю, что они рисовали огоньки на бумаге на предыдущем занятии, а сегодня будут рисовать огоньки на елочке.
Раздаю им бумагу с нарисованными елочками и предлагаю «зажечь» на них огоньки. Малыши рисуют. Напоминаю, как надо прижать кисть, чтобы вышло яркое пятно. Хвалю их за то, что они так хорошо украсили свои елочки.

Автор: Гупало  Мария  Ивановна  воспитатель  высшей  квалификационной категории, МБДОУ № 32 «Сказка». Лен.обл. г. Кировск.



 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»