Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие коммуникативных навыков у детей с интеллектуальными
нарушениями посредством игрового занятия «утренний круг

Чернышева Вера Алексеевна
Развитие ребёнка с нарушением интеллекта, качественно отличается от развития ребёнка в норме. И, прежде всего, такому ребёнку, сложно установить эмоциональный контакт с другими детьми и взрослыми. Это происходит в виду отсутствия средств общения речевых и неречевых, непонимания ситуаций, отсутствие механизмов саморегуляции. Всё это затрудняет интеграцию в детской группе. Следует отметить, что без специальной работы навыки общения и взаимодействия ребёнка с нарушением интеллекта будут формироваться с большим отставанием и весьма своеобразно. Но у ребёнка с нарушением интеллекта есть возможность для установления контактов. Это эмоциональная связь с взрослым. Именно она даёт возможность не только расширить представления об окружающем, но и изменить представления ребёнка о самом себе. В результате контакта с взрослым, любой из детей начинает лучше понимать свои эмоции. Эмоциональный контакт с педагогом можно назвать «мостиком» для общения с другими.
Работа по формированию навыков общения и взаимодействия у детей с нарушением интеллекта, проводится педагогами в различных видах совместной деятельности, эффективной формой коррекционной работы с детьми в этом направлении мы считаем игровое занятие «утренний круг». Это занятие всегда интересно и доступно детям с нарушением интеллекта, именно оно помогает повысить активность во взаимодействии детей группы, создаёт эмоционально положительный настрой детей.
«утренний круг» - короткое групповое занятие. Оно всегда проводится в утренние часы. Название занятия «круг» продиктовано расположением его участников. Расположение детей по кругу даёт им возможность во время занятия сосредоточить внимание друг на друге и на предлагаемых играх. Кроме того, при таком расположении они чувствуют единение друг с другом. Дети и взрослые выступают равноправными участниками занятия, все соблюдают очерёдность. Неизменная структура занятия даёт возможность прогнозировать ситуацию. Ребёнок ждёт, и это помогает легче принимать ситуацию и сохранить эмоциональный контакт со всеми участниками занятия.
Чтобы привлечь внимание детей к занятию, мы используем в процессе проведения «утреннего круга» различные музыкальные инструменты ( ксилофон, колокольчик, маракасы), платок (парус), ленточка и т.д.
В проведении занятия участвуют: воспитатель, учитель – дефектолог, специалисты (психолог, логопед). Ведущая роль в проведении утреннего круга у воспитателя. Важно, чтобы игры которые мы включаем в данное занятие повторялись из раза в раз, каждое утро. Данное занятие позволяет активизировать и развивать зрительное и слуховое восприятие, наблюдательность, память, внимание, воспитывает выдержку, стимулирует игровую, коммуникативную и речевую активность детей и др., помогает настроиться на последующие занятия.
Началом утреннего круга является сигнал и приветствие. Ведущий звонит в колокольчик и обозначает начало занятия. Затем, начинается приветствие всех, кто участвует в круге. Начиная с детей идет приветствие в виде песни «кто здесь, кто с нами…», педагоги и дети держатся за руки, обозначая круг. Можно также включить в начало занятия ленточку, на которой будет находиться кольцо от детской пирамидки, участники круга по очереди могут передавать кольцо друг другу опуская ленту вниз . Далее, все участники круга берутся двумя руками за «парус» и начинают его раскачивать, проговаривая слова: «ветер по морю гуляет, ветер парус раздувает, один, два, три, парус (имя ребенка) накрывает». Ведущий раздает детям маракасы, и совместно со всеми участниками круга поет ритмичную песню «утро начинается» и песню про дни недели, обозначая какой сегодня день недели и какое сейчас время года.
Важно обозначить конец круга, участники скрещивают руки, тем самым, показывая, что круг окончен.
Игровое занятие «утренний круг» для ребёнка, это ступенька на пути к выходу в широкий мир, где можно жить и общаться. Для каждого участника « утренний круг» представляет собой интерактивную среду, которая принимает ребёнка с любыми способностями. И именно здесь, ребёнок находит интересную для себя деятельность, в которой ему хочется участвовать.
 
Литература:

1. Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. М.: Просвещение 2003.
2. Зарубина Ю.Г., Попова М.Г. «Игровое занятие КРУГ»
Сборник «Особый ребёнок. Исследования и опыт помощи» Научно-практический сборник. М.: Теревинф 2006 стр.133-149.


 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»