Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста
Бурова Елена Владимировна
Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А.С.Макаренко
Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связано, прежде всего, с особенностями возраста.
В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, его эмоций, чувств, мышления. Механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как детские образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.
У старших дошкольников развиваются социальные мотивы и чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни, во многом зависит все последующее развитие ребенка. Стабилизация чувства сопереживания, переход его в собственные переживания – это одно из важнейших приобретений нравственного развития ребенка, изменения внутренней установки его отношения к людям, объектам природы, проявления радости от общения с ними.
Ребенок испытывает радость от похвалы взрослого за успех в какой-то деятельности. Разнообразные формы реагирования ребенка, вызванные нравственным переживанием, закаляясь под влиянием оценочных воздействий взрослых, становятся его особенностью, свойством личности. В дальнейшем это свойство будет обуславливать и способ поведения в подобных ситуациях. Общая положительная направленность, связанная с формированием чувства сопереживания, создает стержень личности ребенка. В дошкольном детстве начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, своей страной. Возможности для их воспитания в малыше заложены, прежде всего, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Образные выражения “любовь к Родине-матери”, “преданность Отчизне”, “отчий край” и др. свидетельствуют о том, что истоки патриотических чувств, высоких человеческих эмоций лежат в переживаниях раннего детства.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается с чувства любви к матери, к родным и близким, с ощущения сердечного тепла, внимания и заботы. Воспитание патриотизма предполагает постепенное формирование сыновней любви, сочувствия другому человеку, дружеской привязанности и т.д. Эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств
Происходит своеобразный перенос возникших в раннем детстве человеческих эмоций с близкого на далекое, с узкой на более широкую область социальных отношений, приобретающих в ходе развития ребенка такой же глубокий личностный смысл, как и его взаимоотношения с родителями, с родственниками: “любовь к матери – любовь к Родине-матери”, “любовь к отцу – преданность к Отчизне”. Воспитание патриотизма у дошкольника означает воспитание любви и привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился и где находятся могилы предков, что становится в будущем основой для преданности, любви, уважения к своей стране.
Воспитание патриотизма невозможно без формирования чувства удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч с другими взрослыми: жителями дома, села, города, работниками музея, библиотеки, при знакомстве с местными достопримечательностями. “Родился”, “родители”, “родственники”, “родной дом”, “родной детский сад”, “родная улица”, “родное село, город, край” - все эти и многие другие слова и выражения постепенно формируют в ребенке чувство Родины. Зарождение таких чувств внутренне обусловлено.
Воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию, что было доказано многовековой практикой. Не случайно многие отечественные педагоги считали, подтверждая это своей повседневной деятельностью, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал накапливается в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных и классических произведениях русских мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. Народная культура и искусство своими возможностями создают в современных условиях наиболее благоприятную среду для выявления и развития в ребенке национальных особенностей. Русский философ В.В. Зеньковский писал: “Никто не может считаться сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа… Мы…не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить свое развитие”.
Воспитание патриотизма осуществляется через формирование в ребенке национального духовного характера. Соблюдение национальных традиции и обычаев дает понять национальные особенности своего народа, обеспечивает связь, преемственность поколений. На них держится духовно-нравственная жизнь народа: например, сближает, роднит людей, позволяет понять, почему они такие, где их корни.
Великий русский педагог К.Д.Ушинский не уставал напоминать тем, кто занимается воспитанием детей: “Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в годовой детской жизни и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события в нашей жизни до другого… и так тускло и серо было бы детство, если бы из него выбрать праздники”.
Душа народов, высокие традиционные национальные ценности успешно познаются детьми через народную песню и сказку, а народная мудрость легко входит в жизнь и память ребенка через приметы, пословицы, поговорки.
Важным фактором патриотического воспитания является природа. Природе отводится особая роль в воспитании патриотизма, поскольку она постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Он чувствует себя с представителями живой природы сильными, значимыми, так как может для них что-то сделать, помочь им, сохранить жизнь и т.п. Ребенок начинает понимать, что он – созидатель, у него появляется ответственность, повышается самооценка.
Жизнь ребенка в гармонии с природой способствует укреплению его здоровья, благотворно влияет на его эмоциональное и эстетическое развитие. Природа и жизнь признаются народом лучшими воспитателями. Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Ведь она побуждает ребенка подолгу и нераздельно заниматься наблюдением какого-либо явления, одного впечатления. В результате в нем воспитываются сосредоточенность и глубина мысли.
Природа обогащает детский ум важными знаниями и интересными сведениями и благодаря этому способствует более широкому и всестороннему росту интеллектуальных сил детей. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа Родины имеет неизъяснимую власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания. Поэтому вполне планомерно вести речь об экологии как универсальной заботе человечества: экологии окружающей природы, экологии культуры, экологии человека, экологии этнических образований. Русские говорят о природе человека, о природном уме, и в этом немало смысла. Причем это согласовывается с демократическими особенностями народной педагогики – с естественностью народного воспитания.
Природа – это и двор отцовского дома, и Вселенная, и мировое космическое пространство. Даже звезды на небе Родины – родные. Вспомним их народные названия: “Медведица” (Большая и Малая), “Млечный Путь”. По звездам, по их миганию, свечению, цвету предсказывается погода, по их расположению находится дорога к родному дому.
Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы Родины, родной природы: дуб-батюшка, Волга-матушка, белая черемуха в девичьем наряде, родник-журавлинный глаз…
Все, что согласуется с природой, рассматривается как благо; что противоречит ее развитию, - как зло и извращение. “Человек давно научился осторожно и нежно прикасаться к природе. Он не творит природу и не уничтожает её, он только вносит в неё свой …корректив.… Наше воспитание такой же корректив. И поэтому только и возможно воспитание. Разумно и точно провести ребёнка по богатым дорогам, жизни, среди её цветов и сквозь вихри её бурь, может каждый человек, если он действительно захочет это сделать” (А.С.Макаренко)
На эффективность воспитания патриотизма детей дошкольного возраста влияют и внешние факторы. Формирование качеств личности ребенка фактически полностью определяется внешними воспитательными воздействиями. Направление внутренних, присущих ребенку побудительных устремлений обусловлено характером воспитательных влияний среды, семьи, педагогов, других значимых для ребенка людей и особенностями наследственной генетической структуры организма (последние тоже можно отнести к внешним факторам по отношению к формирующейся личности). Ребенок их не выбирает, повлиять на них он не в состоянии.
Деятельность детей в этом возрасте организуется взрослыми. Возможности самих детей здесь еще настолько незначительны, что в практическом плане можно утверждать о почти полной зависимости ребенка от внешних факторов.
Процесс детского развития, обусловленный воспитанием и условиями жизни, характеризуется вместе с тем и своей собственной логикой, побуждается внутренними противоречиями и их разрешением. Эта особенность детского развития делает чрезвычайно актуальной задачу создания тех педагогических условий, которые благоприятствуют качественному изменению личности ребенка, его отношений с окружающими, первоначально в совместной деятельности со взрослыми, а затем и в свободной самостоятельной деятельности.
Раскрывая детям красоту родной природы, приобщая к культурному наследию, формируя любовь к родному дому, пробуждая и развивая генетическую память, воспитывая чувство ответственности и заботы об окружающих, формирую нравственное действенно-практическое отношение к ним, можно говорить о воспитании любви к Родине.