Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Нетрадиционная изобразительная деятельность
как метод развития мелкой моторики рук

Воробъева Светлана Викторовна
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развита память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.
Цель:  развитие мелкой моторики у детей через нетрадиционные техники рисования.
Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц  руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:
  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • внимания и усидчивости;
  • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия.
  • На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь.
Методические советы
Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побуждать его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

 
  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребят отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • музыкальное сопровождение;
  • просмотр мультфильма перед ОД или как поощрение после неё.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показать приемы изображения.
В процессе обучения необходимо обращать внимание ребят не только на техническую, но и на выразительную сторону изобразительной деятельности. Следует учить детей передавать форму и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм и цветовые сочетания в декоративном узоре, пластичность формы в лепке, выразительность силуэта в аппликации.
При организации занятия, выборе материала и темы, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, уровень сформированности у них изобразительных навыков (задание должно быть доступно и понятно). Работа может проводиться в виде подгрупповых занятий или как совместная деятельность.
На занятиях по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие.
 Рекомендации по работе с нетрадиционными материалами и техниками
  • Для рисования желательно применить разнообразные материалы: карандаши простые и цветные, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, цветную гуашь, гуашь смешанную с клейстером, клей ПВА, манку, тушь черную и цветную и др.
  • Не только кисти разного качества и толщины, но и другие инструменты пригодные для рисования: бумажные инструменты, природные материалы, разнообразная бумага, плёнка, рельефная ткань, пластмассовые, деревянные палочки с заострённым концом, и др.
  • Передавать изображения желательно различными линиями.
  • При  печати растительными элементами нужно поднимать растение за черенок, а используя другие материалы – за краешек.
  • При рисовании восковыми мелками прокрашивать изображение тщательно, без просветов, с сильным нажимом.
  • Чтобы гуашь не пачкалась её можно смешать с клеем ПВА, но использовать сразу, поскольку такой раствор быстро высыхает.
  • Поролоновую губку лучше держать зажимом (для бумаги), тогда руки не пачкаются.
  • Для рисования жидкими материалами и тонирования  бумаги лучше использовать плотную бумагу, типа бумаги для черчения.
  • Применять разнообразные материалы для аппликации: различную бумагу, ткань, нитки, природный материал и бросовый, крупу и др.
  • Для выполнения рваной аппликации следует использовать тонкую бумагу, контур должен быть четким.
  • При работе с красками ёмкость для промывания кисти должна быть устойчивой и объем должен быть не менее 0,5 л  (детское ведёрко).
  • Обязательно нужно проводить индивидуальную работу с детьми по освоению техник.
  • Необходимо хвалить детей за успехи, поддерживать стремление доводить начатое до конца.
  • Полезно предлагать детям коллективную работу – они приобретают навыки общения, проявляют выдержку, доброжелательность. Работы получаются более выразительными.
К достоинствам перечисленных художественных техник относятся простота исполнения, яркость и фактурность материала, использование доступных для понимания и воспроизведения ребёнком изобразительных средств.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»