Нетрадиционная изобразительная деятельность
как метод развития мелкой моторики рук
Воробъева Светлана Викторовна
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развита память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.Цель: развитие мелкой моторики у детей через нетрадиционные техники рисования.
Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- внимания и усидчивости;
- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия.
- На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь.
Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побуждать его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребят отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
- музыкальное сопровождение;
- просмотр мультфильма перед ОД или как поощрение после неё.
В процессе обучения необходимо обращать внимание ребят не только на техническую, но и на выразительную сторону изобразительной деятельности. Следует учить детей передавать форму и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм и цветовые сочетания в декоративном узоре, пластичность формы в лепке, выразительность силуэта в аппликации.
При организации занятия, выборе материала и темы, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, уровень сформированности у них изобразительных навыков (задание должно быть доступно и понятно). Работа может проводиться в виде подгрупповых занятий или как совместная деятельность.
На занятиях по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие.
Рекомендации по работе с нетрадиционными материалами и техниками
- Для рисования желательно применить разнообразные материалы: карандаши простые и цветные, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, цветную гуашь, гуашь смешанную с клейстером, клей ПВА, манку, тушь черную и цветную и др.
- Не только кисти разного качества и толщины, но и другие инструменты пригодные для рисования: бумажные инструменты, природные материалы, разнообразная бумага, плёнка, рельефная ткань, пластмассовые, деревянные палочки с заострённым концом, и др.
- Передавать изображения желательно различными линиями.
- При печати растительными элементами нужно поднимать растение за черенок, а используя другие материалы – за краешек.
- При рисовании восковыми мелками прокрашивать изображение тщательно, без просветов, с сильным нажимом.
- Чтобы гуашь не пачкалась её можно смешать с клеем ПВА, но использовать сразу, поскольку такой раствор быстро высыхает.
- Поролоновую губку лучше держать зажимом (для бумаги), тогда руки не пачкаются.
- Для рисования жидкими материалами и тонирования бумаги лучше использовать плотную бумагу, типа бумаги для черчения.
- Применять разнообразные материалы для аппликации: различную бумагу, ткань, нитки, природный материал и бросовый, крупу и др.
- Для выполнения рваной аппликации следует использовать тонкую бумагу, контур должен быть четким.
- При работе с красками ёмкость для промывания кисти должна быть устойчивой и объем должен быть не менее 0,5 л (детское ведёрко).
- Обязательно нужно проводить индивидуальную работу с детьми по освоению техник.
- Необходимо хвалить детей за успехи, поддерживать стремление доводить начатое до конца.
- Полезно предлагать детям коллективную работу – они приобретают навыки общения, проявляют выдержку, доброжелательность. Работы получаются более выразительными.