Влияние подвижных игр на развитие воображения
детей среднего дошкольного возраста
Куштуева Надежда Александровна,
воспитатель
Актуальность вопросов развития воображения дошкольников состоит в том, что данный психический процесс представляет собой обязательный компонент любой формы творческой деятельности ребенка, а также его поведения в целом. Воображение представляет собой особое свойство психики человека, которое стоит отдельно от других психических процессов, занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Практически вся человеческая культура, материальная и духовная, является продуктом воображения и творческой деятельности людей. Именно воображение позволяет человеку творить, разумно планировать свою деятельность и управлять ею.
Изучением вопросов процесса воображения занимаются в настоящее время многие психологи и педагоги. Большой интерес у исследователей вызывают вопросы индивидуальных особенностей развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в творческой деятельности. В отечественной психологии развитие воображения зачастую связывают с развитием игровой деятельности ребенка (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, и др.), с овладением дошкольником творческими видами деятельности: конструктивной, музыкальной, изобразительной, художественно-литературной.
Именно способность к воображению нуждается в особом попечении в плане развития. Воображение интенсивно развивается в детском возрасте. И если в этот период целенаправленно не заниматься его развитием, в будущем происходит активное снижение этой функции. В связи с этим возможности воображения оскудевают, а это ведет к обеднению личности, снижению творческих возможностей.
Содержание
Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией, мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства.Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. Проще сказать - лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека.
Воображение входит в состав любой деятельностии является необходимым компонентом творчества. В ходе деятельности процессы воображения выступают вединстве с мышлением. Механизмы воображения актулизируются в условиях неопределенности проблемной ситуации, при дефиците исходной информации, когда имеющиеся данные задачи неполны и с трудом поддаются анализу.
Наиболее полно формирует личность ребенка подвижная игра, которая является важным средством воспитания. Дошкольник создает в игре воображаемую ситуацию, развивает ее, экспериментирует. У дошкольников интенсивно формируется двигательное воображение - основа творческой, осмысленной моторики.
Таким образом, актуальной становится возможность повлиять на процесс формированиявоображения у детей при помощи подвижных игр. В связи с тем , что любые физические упражнени я воздействуют на организм в целом и на вс е психическ ие процессы , то м ожно предположить , что на такой психический процесс как воображение будет оказано благотворное влияние.
Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения подвижных игр являются:
- дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми и более сложными движениями;
- развитие воображения, ловкости и быстроты.
Игры малой и средней подвижности используются в утренней гимнастике и физ. минутках. Такие, как "Море волнуется раз...", с разной тематикой. "Снеговик", "Мыльные пузыри", "Зеркало", "Сделай так". Все эти приемы способствуют развитию развитию воображения у детей.
Подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи.
Развивая , совершенствуя творчество в игре, мы воспитываем социально - активного, умного, разносторонне развитого человека, относящегося к любой деятельности вдумчиво и творчески.
Литература:
Басов, М.Я. Избранные психологические произведения [Текст] / М.Я. Басов, B.Н. Мясищев, В.С. Мерлин. – М.: Педагогика, 2005. – 432 с.Боровик, О.В. Учись, играя. Развитие воображения: методические рекомендации [Текст] / О.В. Боровик. – М.: ЦГЛ Рон, 2010. – 112 с.Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова, А.В. Запорожец. – М.: Просвещение, 2016. – 96 с.