Мнемотехника – как система методов и приемов,
обеспечивающих эффективное запоминание у дошкольников
Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты мультфильмов? Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно.
И как найти нечто, похожее на "крючок", способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка?
Одной из таких технологий, помогающих развить речевые способности дошкольников является мнемотехника. Что же такое мнемотехника?
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Что дает мнемотехника:
- расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно;
- заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям;
- это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
- развивается мелкая моторика рук;
- как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному
Мнемотаблицы бывают двух видов: обучающие — содержат познавательный материал и развивающие — содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.
Моя работа с мнемотаблицами проходит в несколько этапов:
1этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
2 этап: осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;
3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме (происходит обработка метода запоминания). в младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно;
4 этап: делается графическая зарисовка мнемотаблицы;
5 этап: каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему
Что можно изображать в таблице?
В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторые действия, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отобразить в таблице. Но изображать так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Детям младшего дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через таблицу, поэтому с ними удобней работать через мнемодорожку.
Мнемодорожка несёт познавательную информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Мнемодорожки можно построить на темы: о птицах, об игрушках, о насекомых, об одежде, об овощах и фруктах, о временах года и т. д.
При помощи мнемодорожек можно использовать алгоритмы процессов умывания и одевания. Глядя на эти схемы, ребёнок воспроизводит полученную информацию, легко её запоминает. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения (часто используемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста), исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки. Мнемодорожку можно нарисовать самим или использовать для этого компьютерный графический редактор Paint.
Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.
Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.
В результате использования приема «мнемотехника» у дошкольников заучивание превращается в игру, которая очень им нравится.
Новая технология – открывает новые возможности и позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.
Список литературы:
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение: Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозайка-Синтез, 1999
2. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.
3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В.К. – М., 2005 — 114с.
4. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. – 1982. – № 3.