Программа тьюторского сопровождения детей с РАС в ДОУ
старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 103
компенсирующего вида
Невского района Санкт- Петербурга
Глава I Теоретические основы понимания феномена тьюторского сопровождения.
- Тьюторское сопровождение в образовательной организации.
Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь, оберегаю) – принципиально новая специальность в российском образовании. В образовательной культуре нашей страны, история которой складывалась своим, особым и отличным от Европы путем, тьюторство, в том содержательном понимании и приоритетной позиции, которые имели место быть со времен основания Европейских университетов, не практиковалось. И если в вехах отечественной педагогической практики можно проследить некоторое подобие феномену тьюторской деятельности, то скорее носившее эпизодический характер либо в качестве наставничества.
Тьюторство – это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и сопровождает процесс индивидуального образования.
Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов, средневековой Европы. Понятие тьюторства пришло из Великобритании, где оно появилось в классических английских университетах – Оксфорде и Кембридже в XII в. К концу XVI в. тьютор становится центральной фигурой в организации университетского образования, отвечая прежде всего за воспитание подопечных. В XVII в. сфера деятельности тьютора расширяется — все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор определяет и советует подопечному, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы. Он следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам.
Сегодня в Англии тьютор прикрепляется к каждому ученику сразу после перехода в среднюю школу, а затем помогает ему вести проекты в вузе. В настоящее время тьюторы действуют в ведущих образовательных школах мира (Англия, США, Финляндия, Япония и Франция), опираясь на идею индивидуализации как стержневую, но при этом внося своеобразие в деятельность в зависимости от национального контекста.
В России, воспринявшей германскую модель университетов, тьюторства, как такового, не было. Были отдельные прецеденты тьюторского сопровождения, такие как Царскосельский лицей (1811–1917), примеры наставничества в воспитании царских особ: XVIII век – Ф.Ц.Лагарп, наставник Александра Павловича; XIX век – В.А.Жуковский, наставник Александра Николаевича. Отечественная педагогическая литература фиксирует яркий культурный феномен начала XX века – вольную высшую школу, в которой реализовывался аналог тьюторского сопровождения (Ильинский И.М. Негосударственные вузы России: опыт самоидентификации. М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2004).
Лишь к концу ХХ века отечественное педагогическое сообщество, констатировав проблему низкой учебной мотивации детей, начало поиски способов повышения образовательной мотивации. Тьюторство развернулось как самостоятельное педагогическое движение в 1980-е гг., во время реформирования всей системы отечественного образования.
Так, идеям тьюторского сопровождения близка появившаяся в 80-х годах ХХ века педагогика сотрудничества и разработанная в 1995 году педагогика поддержки О.С.Газмана. В 1989 году руководитель Школы культурной политики П.Г.Щедровицкий провел в Москве первый конкурс тьюторов. Первые публикации по проблеме тьюторства как особой деятельности были первоначально связаны с анализом опыта в области дистанционного образования. В 1991 году в школе «Эврика-развитие» была развернута экспериментальная работа по внедрению новой системы педагогической поддержки детей в учебном процессе, начала формироваться идеология тьюторства. Именно в школе «Эврика-развитие» 20 лет назад была введена должность тьютора.
В настоящее время в Российской теории и практике образования существует несколько подходов к определению понятия «тьютор» и тьюторское сопровождение, соответствующих этим определениям образовательных систем. Наиболее известны исследования Щедровицкого П.Г., Ковалевой Т.М., Рыбалкиной Н.В. Так, в работах современного философа П.Г. Щедровицкого тьюторский подход в обучении предполагает консультирование учащихся, направленное на целенаправленное развитие ученика. Интересны статьи автора, где им выдвигаются новые вопросы к современному пониманию психического развития ребенка, где предлагается рассматривать психическое развитие только в системе воздействия воспитания и обучения: «Траектория, по которой идет ее изменение, зависит от задаваемой извне последовательности объективных средств и способов деятельности, а вместе с тем и от опосредованно определяемых ими механизмов усвоения; …эта последовательность сама зависит от определенных внешних средств, можно даже сказать, определяется ими; во всяком случае, она существует как необходимая последовательность лишь при определенной системе воспитания–обучения и соответствующего ей развертывания механизмов усвоения.
При этих условиях она не может быть нарушена и заменена иной. Когда мы пытаемся миновать какие-то звенья ее или просто составить новую последовательность формирования, то, как правило, терпим фиаско. Но значит ли это, что вообще невозможна та новая последовательность формирования, которую мы хотим и пытаемся составить? Нет, не значит. Вполне правомерно допустить, что при иной системе обучения, при ином формировании самих способностей к обучению мы сможем осуществить формирование индивида в новой системе и новой последовательности, существенно отличающейся от прежних.
Таким образом, получается, что существует отнюдь не одна траектория формирования индивида… Перед педагогом стоит задача определить ту «кратчайшую» или оптимальную траекторию единой системы обучения-формирования, которая в наименьшее время приводила бы индивидов к нужному состоянию.
И эту систему нельзя получить, исходя только из телеологически заданных требований или ориентируясь только на существующие системы обучения воспитания.» Следовательно, автор четко дает понять о востребованности принципиально новой позиции в образовании – тьюторства.
Тьютор может помочь ребенку выбрать индивидуальную образовательную программу, самоопределиться в самом процессе обучения, ответить на вопрос, как использовать результаты обучения и как переложить эту индивидуальную образовательную программу, учебную деятельность в процесс целенаправленного развития ученика.
Исследователь Рыбалкина Н.В. считает, что тьютор – это позиция взрослого, который помогает учащемуся строить индивидуальную образовательную траекторию. «Работа тьютора не логическая, она на переходах, которые алогичны по своей природе, антропотехничны. Индивидуальная образовательная траектория есть некоторая неповторимая траектория, последовательность движения в границах логического цикла».(…) «Задачей тьютора является обеспечение индивидуального образовательного движения, переходов из пространства в пространство, из позиции в позицию». (…) За всеми этими этапно ориентированными локальными задачами тьюторинга стоит одна общая для всех них рабочая онтология тьюторской деятельности – онтология индивидуальной истории и главная стратегическая задача тьютора – работа с индивидуальной историей человека. Ее отслеживание на каждом этапе - в меру востребованности, а на этапах, следующих за проектным самоопределением, необходима работа с индивидуальной историей как с целым, потому что именно автоисторическое мышление, индивидуальная история, ее промысливание и выстраивание является опорой для деятельности проектировщика, постоянным источником уверенности в меняющейся ситуации в том, что то, что он делает, является именно его делом. Если утверждать необходимость непрерывного образования не только как возможность освоения новой нормы в зависимости от требований ситуации, но и как развитие по отношению к норме (от нормы – к ее проблематизации – и к нормотворчеству), то навыки исторического мышления (вначале элементарные и затем все усложняющиеся формы работы с историей) надо задавать уже на первых этапах образовательного пути».
Идея тьюторства, делает итог автор, это идея педагогического поиска, осуществляемого совместно с подопечным, это не просто поддержка ученика педагогом, но и утверждение деятельностной взаимосвязи между воспитанием и обучением.
Т.М. Ковалева считает, что тьютор – это тот человек, который сопровождает выход учащегося на индивидуальную образовательную программу, избегая формальной педагогической позиции. Тьюторская деятельность – это специально-организованная наставником деятельность по осознанному выбору учащихся различных учебных предложений и составлению своих индивидуальных образовательных программ. А главный принцип – «расширение» образовательного пространства каждого обучающегося до преобразования его в открытое образовательное пространство. [1] Итак, под тьюторством здесь понимается особый тип педагогического сопровождения – сопровождение процесса индивидуализации в ситуации открытого образования.
Все три подхода объединяет в своих идеях определение понятия тьюторства по принципу необходимости индивидуализации, тем не менее третий подход Т.М. Ковалевой на наш взгляд имеет существенные преимущества в наиболее полном определении понимания тьюторства, где важными акцентами выделены такие важные принципы как: особый тип организации педагогического сопровождения – по принципу индивидуализации, а также принцип открытого образовательного пространства. Принцип открытости сегодня все чаще обсуждается как одна из качественных характеристик современного образования. Он предполагает, что не только традиционные институты, имеют образовательные функции, но и каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе определенный образовательный эффект, если его использовать соответствующим для этого образом. Таким образом, расширение образовательного пространства каждого учащегося здесь понимается как предоставление учащемуся как можно большего разнообразия вариантов движения для самоопределения, а основой открытого образования становится индивидуальная образовательная программа (ИОП), которая не привязана ни к конкретному учебному заведению, ни к стандарту, а привязана к конкретному учащемуся, конкретному человеку.
Данный подход Т.М. Ковалевой представляется актуальным еще и тем, что в современном обществе, благодаря принятию Федерального государственного стандарта образования, выдвинуты новые цели образования – воспитание успешной личности, способной эффективной интеграции в общество. В этой связи образование, таким образом, из способа просвещения индивида обязано быть перестроено в механизм развития творческой личности, механизм определения индивидуальной траектории ученика.
Таким образом, тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.
Понимание различий содержания позиции тьютора и позиций других участников образовательного процесса поможет лучше понять своеобразие тьюторского сопровождения. Тьютор работает над созданием условий для самоопределения и формирования самостоятельности.
На этом полном определении понимания тьюторства может быть органично представлена модель персонального сопровождения в образовательную среду ребенка с особенностями развития, где основой деятельности тьютора будет являться разработанная для конкретного ребенка индивидуальная образовательная программа (ИОП).
Здесь уместно будет говорить уже о новом для нашей страны подходе - понимании тьюторства в инклюзивном образовании. В инклюзивном образовании позиция тьютора сохраняет свою основу, но приобретает и новые, особые составляющие. В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. Цель сопровождения состоит в том, чтобы ребенок добился как можно большего при тех способностях и возможностях, которыми он обладает, несмотря на имеющиеся проблемы и дефициты.
Наиболее часто встречающиеся проблемы педагога-воспитателя, связанные с нахождением ребенка с ОВЗ и РАС в группу можно кратко осветить:
· Воспитатель не понимает специфики нарушений развития каждого конкретного ребенка.
· Воспитатель не понимает, почему ребенок ведет себя не так, как все.
· Воспитатель воспринимает ребенка как непредсказуемого в своем поведении. · Некоторые чрезмерно проявленные интересы и привязанности к какой либо идее ученика с ОВЗ приводят учителя в растерянность.
· Восприятие ребенка как «больного».
· Воспитатель (учитель) не знает, как оценивать ребенка, который не усваивает программу.
· Ориентация педагога в обучении ребенка на результат, а не на процесс.
В данной ситуации, тьютор может выступать как посредник между ребенком с особенностями развития и педагогом, а также другими детьми в группе, он может являться персональным сопровождающим учащегося с особыми образовательными потребностями в целях успешного включения ребенка с особенностями развития в образовательную среду и скорейшего достижения им самостоятельности. В таком случае тьютор берет на себя обязанности специалиста, который тонко и четко выстраивает учебный процесс для подопечного, помогая воспитателю подстроиться к его особенностям и нуждам, не уменьшая при этом качества образования в общей группе.
- Функции тьютора в сопровождении ребенка с ОВЗ и РАС.
Задача тьютора – развернуть для воспитанника индивидуальное сопровождение в процессе образования. Введение в образовательную программу учреждения таких ценностей, как детская активность, работа на основе приятия, вариативный характер труда педагога, формирование образовательного опыта, формирование самостоятельности воспитанников.
Перед тьютором в образовании стоит важная задача: помочь детям с ОВЗ стать успешными в обществе. А это значит, что объектом сопровождения становится сама жизнь детей с особенностями в развитии, главным аспектом которой является создание условий для полноценной и качественной жизни человека со специальными нуждами в рамках нового образовательного пространства.
Успешность включенности ребенка в жизнь образовательной организации должна определяться с точки зрения развития
· когнитивной (познавательной) сферы: знаний и навыков;
· коммуникативной сферы: умения общаться;
· эмоциональной сферы: психологической адаптации, возникновения и сохранения положительного эмоционального настроя по отношению к процессу интеграции в образовательное пространство и нахождению в новой среде;
· самостоятельности. В каждом конкретном случае условия, необходимые для успешного обучения детей с особенностями развития, будут разными.
Образовательная среда, в которой находится ребенок, также имеет свои особенности. Здесь необходимо отметить важный момент: тьютор работает в тесном сотрудничестве: тьютор – воспитатель (учитель) – специалисты (педагогпсихолог, логопед, дефектолог) – родители. (Из Письма Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ") На консилиуме, если в образовательном учреждении существует такая практика, для тьютора формируются цели и задачи в работе с ребенком, с опорой на выявленные в ходе диагностики его дефициты и ресурсы. Далее именно тьютор информирует консилиум о ходе работы с ребенком, отслеживает динамику его развития.
Особо необходимо выделить работу тьютора с родителями ребенка. Здесь важно учесть тот факт, что без активного включения родителей в процесс обучения и интеграции ребенка в образовательное и социальное пространство ребенка с ОВЗ, этот путь продвижения ребенка может быть замедлен или вовсе сведен на нет. Причина этому вполне конкретная – работа, проводимая в образовательной организации на основании выявленных ресурсов ребенка, не может быть приостановлена с того момента как ребенок покинул стены организации и погрузился в привычную среду существования, работа эта должна активно продолжаться родителями, не ограничиваясь рамками образовательной организации.
И в этом смысле, в определении индивидуализации образовательного маршрута ребенка, огромную роль играет работа тьютора с ребенком и родителями. Таким образом, от связки – «тьютор – родитель», активности родителей и понимание ими сути и цели занятий зависит результат эффективности образовательного процесса и процесса социализации ребенка.
1.3.Основные направления работы с родителями :
· установление контакта с родителями вновь прибывших детей, объяснение задач, составление плана совместной работы;
· оказание родителям эмоциональной поддержки;
· содействие в получении разносторонней информативной поддержки в части определения круга возможностей открытого образовательного пространства; · содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка и прогноза его развития;
· формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребенка;
· проведение совместного анализа промежуточных результатов, планирование дальнейших этапов работы;
· формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку, умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребенка, реализации стратегии помощи. Безусловно, работа с родителями предусматривает участие психолога, педагога - дефектолога, врача, социального работника и других специалистов. Иначе говоря, с одной стороны, для тьютора важным будет обучить ребенка приспособиться к социальным правилам, распорядку дня, сенсорным раздражителям, которые находятся в натуральной среде, а с другой стороны, научить окружающих (как взрослых людей, так и сверстников), с пониманием отнестись к особенностям ребенка, и воспринимать его как неотъемлемую часть.
1.4. Под основными функциями тьютора в сопровождении ребенка в образовательный процесс, мы понимаем следующие функции:
· Оказывает помощь в составлении и реализует индивидуальную программу развития ребенка по преодолению дефицитов развития и образованию новых компетенций, исходя из возрастных, индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.
· Проводит занятия с ребенком по направлениям индивидуальной программы в соответствие со своей профессиональной квалификацией.
· В своей деятельности применяет специальные методы обучения и воспитания.
· Проектирует и организует предметно-игровую среду для конкретных игровых и образовательных ситуаций.
· Создает открытые коммуникативные пространства для ребенка в социуме, развивает и поддерживает в ребенке стремление к самостоятельности, планируя таким образом дальнейший выход ребенка к самостоятельному функционированию в образовательной и социальной среде.
· Способствует вовлеченности ребенка в организованную совместную деятельность, как участие в мероприятиях ДОУ, так и в регулярных занятиях, проводимых среди сверстников.
· Создает условия безопасности окружающей среды - оценку и коррекцию организации пространства в помещении, организацию четкого ритма распорядка дня.
· Разрабатывает инструментарий для индивидуального сопровождения ребенка и ведет соответствующую документацию (дневники, таблицы, графики, карты, портфолио и т.д.) на основании постоянных наблюдений в процессе сопровождения ребенка.
· Проводит мониторинг уровней развития ребенка, рефлексию и саморефлексию деятельности, оперативно реагируя на изменения в развитии ребенка и корректируя свою деятельность, практикует супервизии.
· Координирует педагогов и специалистов ДОУ в процессе внедрения и реализации индивидуальной программы развития.
· Кооперирует силы и возможности педагогического коллектива непосредственно участвующего в образовательном и воспитательном процессах, в едином усилии продвижения ребенка к обозначенным целям.
· Организует встречи с родителями, педагогами и другими специалистами в рамках социального партнерства в интересах ребенка.
Перечисленные функции тьютора по сопровождению ребенка с ОВЗ можно представить выходящими из одной, на наш взгляд главной функции: призванной деятельностью тьютора в сопровождении ребенка с ОВЗ мы видим работу по индивидуальному консультированию родителей ребенка, в процессе которого сам педагог помогает разработать индивидуальную образовательную траекторию как программу собственной деятельности, а также работу, проводимую в сопровождении ее реализации.
Так же, важно понимать, что все функции тьюторов обусловлены структурой образовательного процесса.
1.5.Формы и методы тьюторского сопровождения ребенка с ОВЗ.
Выявление образовательного заказа родителей, воспитывающего ребенка с ОВЗ требует от тьютора применение набора форм, технологий, приемов и методов в работе по сопровождению индивидуальной программы обучающегося. В этой связи в арсенале тьютора, работающего в детском образовательном учреждении применяется широкий спектр технологий открытого образования, а также набор техник, используемых в психолого-педагогической практике. При работе с обучающимися тьютору важно обратить внимание на особенности и потребности детей, степень нарушения в развитии. Постепенно тьютор может составить свой индивидуальный набор методов, форм, приемов, технологий для более качественного и эффективного осуществления тьюторского сопровождения.
Основными формами тьюторского сопровождения являются различного вида индивидуальные и групповые тьюторские консультации. Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным ребенком, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность.
Индивидуальная тьюторская консультация является индивидуальной организационной формой тьюторского сопровождения и представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого ребенка.
Цель, задачи и возможности тьюторской консультации.
Индивидуальные тьюторские консультации позволяют организовать процесс сопровождения более целенаправленно, эффективно, повысить активность ребенка.
Целью тьюторской консультации является, прежде всего, активизация каждого ребенка, наблюдение за ребенком, выявление именно его особенностей, склонностей и способностей, навыков общения и т.д. для дальнейшего использования этих данных в разработке индивидуальной программы развития ребенка.
Опираясь на вопросы, специально подобранные упражнения для встречи с каждым конкретным ребёнком, тьютор составляет рабочий план, результаты которого лягут в основу разработки определенного шага индивидуальной образовательной программы.
Условия для успешного ведения консультации и достижения ожидаемых от неё результатов Для того, чтобы тьюторская консультация прошла успешно, необходимо: 1. Установить контакт с ребенком, выстроить диалогичные и эмоционально комфортные отношения. 2. В целом, тьюторская консультация каждый раз должна иметь не только образовательный, но и эмоциональный эффект, чтобы в дальнейшем оказывалось возможным проводить все более глубокий анализ образовательной ситуации каждого ребенка.
Групповая тьюторская консультация.
Цель, задачи, виды работ.
На этих занятиях, как и на индивидуальных тьюторских консультациях, тьютором реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ детей с особенностями развития.
В рамках таких групповых занятий (также как и на индивидуальных тьюторских консультациях) тьютор одновременно осуществляет несколько видов работ: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную.
Мотивационная работа тьютора заключается в определении уровня мотивации ребенка или в определении репертуара предпочтений ребенка с особенностями развития, соотнесении различных ожиданий детей, их интересов и приоритетов с целью дальнейшего использования этих данных в групповой работе с выбранными детьми.
Коммуникативная работа тьютора направлена на обеспечение обратной связи в группе и ее результативности; умения вести диалог, так как для эффективного проведения тьюториала важны как совместная работа каждого конкретного ребенка и тьютора, так и взаимодействие сверстников между собой.
Рефлексивная деятельность тьютора направлена на совместный поиск взаимодействия и обеспечение понимания в группе, своевременную организацию конструктивной критики и поиск коллективного решения. Как правило, рефлексия – это процесс индивидуальный, но возможна и групповая рефлексия. Как раз на таких занятиях рефлексия носит групповой характер и проводится по ходу его проведения. Важно, чтобы рефлексия проводилась на каждом занятии, и в нее уже на первых порах включались все члены группы.
Определение темы предстоящей индивидуальной или групповой тьюторской консультации является одним из наиболее важных моментов подготовки тьютора.
Тьюториал представляет собой коллективную деятельность тьютора и обучающегося (тьюторанта) в виде открытого занятия с применением методов интерактивного и интенсивного обучения, направленную на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей, выработку или отработку умений и навыков в установлении деловых связей, на получение обратной связи, коррекцию мотивации, приобретение и обмен опытом.
Основная задача тьютора – направлять и корректировать ход занятия. Наличие тьюторской позиции позволяет работать с личными дефицитами, ресурсами, фиксировать индивидуальное движение участников. Среди основных форм и методов обучения, используемых в тьюториалах, можно выделить работу в парах, работа не более, чем из трех человек, различные сюжетные, ролевые и активные игры, обсуждение и индивидуальная работа.
При проектировании и проведении тьюториала необходимо учитывать следующие особенности:
• цели занятия (поиск решения проблемной ситуации, отработка практических умений и навыков, выработка модели поведения при определенных условиях и т.д.) в зависимости от содержания и целей занятия; • форма занятия (игра, совместная творческая или познавательная деятельность, совместный просмотр, совместное событие).
• технические средства, которые могут быть использованы при проведении занятия с целью повышения его эффективности, обеспечения наглядности, сокращения времени и т.д. Можно использовать видео, слайды, компьютер в зависимости от цели занятия, технических возможностей ;
• методы и приемы создания благоприятного психологического климата на занятии;
• тема, цели и форма занятия должны быть четко определены и доведены до сведения детей заранее, для того чтобы они могли настроиться на совместную деятельность.
Если тьюториал проводится в форме игры, представляется целесообразным обсудить и распределить роли с членами группы, по возможности подбирая для каждого участника такую роль, которая соответствует его индивидуальным интеллектуальным и психологическим особенностям, а также может вызвать интерес ребенка.
1.6.Основной метод сопровождения ребенка с ОВЗ – это непосредственно индивидуальное сопровождение ребенка (детей) педагогом-тьютором в образовательный процесс в течение дня или приемлемого для конкретного ребенка времени пребывания в детском образовательном учреждении на фронтальных и индивидуальных занятиях, во время отдыха, выполнения тех или иных режимных моментов. Основная задача тьютора – помощь самому ребенку, его родителям, воспитателю и другим участникам образовательного процесса в адаптации в образовательной среде, формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения.
Рассмотрим основные этапы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ:
· Сбор информации о ребенке;
· Анализ полученной информации;
· Совместная с другими специалистами выработка рекомендаций;
· Составление ИОП ( индивидуальной образовательной программы развития)
· Решение поставленных задач;
· Дальнейший анализ ситуации развития ребенка, выработка дальнейшей стратегии.
Это общие этапы индивидуального сопровождения, они подходят для всех, поступивших в образовательное учреждение, дальнейшая работа ведется в случае выявления проблем в развитии ребенка или способностей. Если говорить о тьюторском сопровождении ребенка с ОВЗ, то стоит остановиться на этапах более подробно.
ЭТАПЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
1.Предварительный этап или этап установления контакта.
Предварительный этап включает в себя получение запроса на сопровождение. Решение о необходимости сопровождения может осуществляться по заявлению родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и/или на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссий (ПМПК). Важным параметром сопровождения является доступность тьюторской помощи, информационная, временная и территориальная доступность. На предварительном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом; знакомится с заключением ПМПК. Получив общие сведения, он знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Происходит постепенное установление контакта.
2. Адаптационный этап На этом этапе идет повседневная, последовательная работа тьютора и ученика по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь образовательного учреждения, постепенное включение ребёнка в различные ситуации. Сроки адаптации детей очень индивидуальны и зависят от типа особенностей развития. Они варьируются в пределах нескольких месяцев, у детей с аутизмом могут составлять 1-1,5 года. На этом этапе тьютор осознает составляющие и особенности задач, стоящих перед ребенком с ОВЗ, и потенциальные возможности решения, определение позитивных и негативных факторов влияния на ситуацию. Здесь важно не забывать, что помощь должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности.
3. Помощь и оценка первых результатов.
Освоившись в новой среде, при условии постоянного получения положительной эмоциональной поддержки, ребенок переходит на новый этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения. Теперь акцент тьюторства переносится в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения. Здесь важно поддерживать мотивацию ребенка, дать ему возможность почувствовать его успехи.
Проводится анализ и оценка первых результатов. На каждом этапе тьютор наблюдает и информирует родителей и всех участников образовательного процесса о процессе обучения и социализации ребенка, при необходимости организует консультации ребёнка у специалистов, посещающего образоваттельное учреждение. Последним этапом, если это возможно, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребенку максимальной самостоятельности с последующей отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.
Глава II
Особенности сопровождения ребенка с РАС в ДОУ.
2.1. Психолого-педагогические особенности ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС).
РАС являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития средств коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей.
РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии. Аутизм предстает все более значимой социальной проблемой, касающейся самых разных детей. По статистике аутизмом в мире страдает более 10 млн человек. Несколько десятков лет назад на 10 000 жителей приходился один аутист. Каждый год их становится на 11–17% больше.
Клинические проявления аутизма очень разнообразны, и они включают следующие нарушения.
1. Нарушение общения Дети с расстройством аутистического спектра испытывают трудности в установлении контакта с другими людьми, болезненная боязнь контакта с ними, отгороженность от внешнего мира. Эти проявления уже заметны с самого рождения, и это проявляется в отсутствие адекватной эмоциональной реакции на мать, тревогой при общении со всем новым, игнорированием общения со сверстниками, стремлением к территориальному уединению, одинаковым отношением к одушевленным и неодушевленным предметам, гиперчувствительностью к физическому воздействию, прикосновению и т. д. Отношения с матерью на первом году жизни ребенка могут иметь следующие особенности: у ребен