Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Влияние уровня физической подготовленности
на стрессоустойчивость дошкольников

Середа Ольга Анатольевна
Введение 
Стресс — неотъемлемая часть современной жизни. Каждый человек в своё время переживает его. Взрослому легче с ним справиться, ребенку намного сложнее. У детей стресс возникает при столкновении с чем-то новым, а потому из-за отсутствия опыта он не в состоянии с ним бороться. 
При этом современное дошкольное образование характеризуется увеличением объема учебных часов и внеурочных нагрузок на учащихся, повышением квалификационных требований к дошкольникам. Всё это приводит к трудностям, проблемам во взаимоотношениях с родителями, к недооценке личностных качеств, и как следствие — к формированию эмоционального напряжения, негативно влияющему на нервную систему и психику детей, которое выступает одним из главных факторов развития различных заболеваний. 
В связи с этим в настоящее время актуальными становятся забота о сохранении психического здоровья дошкольников и формирование их стрессоустойчивости уже с старшего дошкольного возраста. 
Таким образом, проблема наличия в жизни у подрастающего поколения большого количества факторов, способствующих появлению стресса, с одной стороны и их ослабленным физическим и психическим здоровьем с другой стороны делает весьма актуальным поиск технологий, ориентированных на повышение уровня стрессоустойчивости и проведение профилактической работы. Одной из которых может служить двигательная активность на основе восточных единоборств. 
Исходя из этого, объектом исследования является стрессоустойчивость старших дошкольников, а предметом – взаимосвязь уровня физической подготовленности и стрессоустойчивости. 
   Цель исследования: выявить влияние уровня физической подготовленности на стрессоустойчивость детей старшего дошкольного возраста. Для  достижения  поставленной  цели  необходимо  решить  следующие задачи:
  1. Рассмотреть понятия «стресс», «стрессоустойчивость» и его составляющие.  
  2. Дать характеристику восточным единоборствам (каратэ).  
  3. Подобрать средства каратэ, способствующие повышению уровня стрессоустойчивости старших дошкольников и проверить их эффективность;  
  4. Определить влияние уровня физической подготовленности на степень стрессоустойчивости занимающихся. 
Теоретико-методологической основой исследования являются труды в области психологии таких исследователей, Г.Селье Л. Леви, Р.А. Каразек, Ф. 
Элмадьян, Л.А. Клименко и др., где изучались психологические проблемы стресса, а так же Е.П. Ильина, занимавшегося вопросами психологии физического воспитания.
Гипотеза нашего исследования заключается в предположении, что повышение уровня физической подготовленности положительно повлияет на степень стрессоустойчивости старших дошкольников.
 
АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
             Понятие стрессоустойчивости. Биологические и
 психофизиологические составляющие стресса.
 Изучению стресса большое внимание уделил в своих работах Г.Селье.
 Еще будучи студентом, Селье обратил внимание на тот факт, что различные инфекционные заболевания имеют сходное начало: общее недомогание,
 потеря аппетита, температура, озноб, ломота и боли в суставах. Селье предположил, что существует общая неспецифическая реакция организма на любую вредность, направленная на мобилизацию защитных сил организма.
 Эту    реакцию   он   назвал   стрессом.   Он   охарактеризовал   стресс   как
 «неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование». Под данным «требованием» понимается фактор, который в различной степени пробуждает отрицательную реакцию организма. В свою очередь,
 биологическая система стремится к восстановлению нарушенного баланса и использует приспособительные функции. Г. Селье писал, что «стрессор – чрезвычайный или патологический раздражитель, значительное по силе и продолжительности неблагоприятноевоздействие, вызывающие стресс.
 Стрессоры имеют разную природу – биологическую или психологическую.
     Биологические стрессоры представлены специфическим воздействием таких факторов, как высокая степень физической нагрузки, боль, высокая температура. Психологические имеют более широкий спектр иллюстрирующих примеров. В современном мире выделяются следующие стрессогены: переизбыток информации, дефицит времени и чувство постоянной незащищенности. Чаще всего психологические и биологические стрессоры взаимодействуют и влияют на одного субъекта одновременно. Как пример, можно рассмотреть школьников. На них синхронно действует сложность  требований  учебной  нагрузки  (психологический  стрессор)  и гиподинамия из-за малоподвижного образа жизни (биологический стрессор). 
Стоит принять к сведению, что стрессорами служат в нашей жизни не только масштабные и необычные сведения, но и заурядные повседневные неприятности и проблемы. Также нужно учитывать, что стрессогенные факторы могут носить и реальный характер, и выдуманный. 
(Круглов Б.С., Алиев Х. М. 2011) выделяют внешние и внутриличностные стрессоры. Так внешний стресс, вызванный соответствующим стрессором, 
характеризуется  постоянно  действующими  условиями  окружающей  среды, 
влияние которых не является критически опасным, но считается негативным и требует адаптации. Внутриличностные стрессоры чаще всего проявляются в неадекватно завышенных притязаниях, повышенных требованиях к себе и окружающим. 
От уровня устойчивости к стрессу, напрямую зависит психологическая выносливость человека. Свойство стрессоустойчивости это один из факторов поведения и регулятора деятельности в стрессовых ситуациях. Щербатых Ю.В., 2012 г.) определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. 
Он пишет, что стрессоустойчивость можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности.
 Особой    популярностью   пользуется   теория   стрессоустойчивости,
 которая делят людей на четыре типа:
 1.Стрессонеустойчивые. Люди этого типа более подвержены стрессу. Не умеют адаптироваться к внешним событиям и с трудом меняют свое поведение.
 2. Стрессотренируемые. Представители данного типа могут поменять стиль своего поведения, но не в кардинальных значениях. Давление и
психологический напор воспринимают негативно. В подобном случае возможны депрессионные исходы.
3. Стрессотормозные. Для них характерна принципиальность в жизненных ценностях, достаточно гибки к внешним изменениям. Им необходимы стремительные и быстрые по времени перемены в жизни. Длительные изменения могут вызвать негативные эмоции.
4.Стрессоустойчивые. Стабильны в своих проявлениях по отношению к отрицательным проявлениям окружающего общества.
Стрессоустойчивость, как свойство личности, имеет ряд преимуществ: 
спокойная гармоничная жизнь, физическое здоровье, созидательная направленность индивида, конструктивное взаимодействие с людьми.
Анализ литературных источников по проблемам стресса приводит к следующему заключению: изучение принципов теоретического обоснования стресса и управления им направляет необходимый этап в решении ключевых проблем современного образования – повышение резистентности здорового организма личности, сбалансированного развития нравственного потенциала, 
который позволит успешно управлять психическим состоянием дошкольников.
Стрессоустойчивость — это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих.
В современных исследованиях стрессоустойчивость рассматривается как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:
  1. психофизиологического качества (тип, свойства нервной системы); 
  1. мотивации (сила мотивов определяет в значительной мере эмоциональную 
    устойчивость. Один и тот же человек может обнаружить разную степень её в зависимости от того, какие мотивы побуждают его проявлять активность.
     
    Изменяя мотивацию, можно увеличить (или уменьшить) эмоциональную устойчивость;
     
    c. эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций;
  1. волевого компонента, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведения их в соответствие с требованиями ситуации;
  2. информированности, профессиональной подготовленности и готовности личности к выполнению тех или иных задач;
  3. интеллектуального компонента — оценка требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий.
   Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется, прежде всего, индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной направленностью личности. Следует отметить, что промежуточное воздействие далеко не всегда оказывает отрицательное влияние на результативность выполняемой деятельности.
Люди,  у  которых  преобладают,  так  называемые  духовные  ценности, 
обладают    более   высоким   уровнем   стрессоустойчивости.   Напротив, 
доминирование ценностей материального характера приводит к снижению уровня стрессоустойчивости и развитию своеобразной стрессозависимости. 
Последняя выражается в появлении особого мировоззрения, в соответствии с которым стресс есть неотъемлемое свойство жизни вообще (Рубинштейн С.Л., 2002 г.).
Детский стресс запросто можно принять за характерные для растущего организма недомогания. Однако всё же существуют признаки (Дубровина И.В., 2001 г.), по которым можно определить, что ребёнок находится в состоянии стресса:
  • частые жалобы на головные боли, боли в области сердца, тошноту; 
  • ночные кошмары; 
  • быстрая утомляемость; 
  • постоянное стремление попасть в какую-нибудь переделку, причинить себе вред; 
  • постоянные капризы и вызывающее поведение в течение целой недели и дольше; 
  • ложь;
  • возвращение на предыдущую возрастную ступень: довольно взрослый ребёнок начинает вести себя как маленький; 
  • расстройства без видимой на то причины; 
  • озабоченность сверх меры своим здоровьем; 
  • нежелание  посещать  ДОУ  и  гулять  с  друзьями  —  замкнутость, отрешённость от мира;
    агрессивное отношение к окружающим; 
  • педантизм и максимализм в работе по дому: ребёнок слишком старается, чтобы его постоянно хвалили; 
  • заниженная самооценка; 
  • беспричинные тревоги, волнения и страхи; 
  • падение успеваемости вследствие ухудшения памяти и внимания; 
  • дефекты речи или нервные тики: моргание, глотание, наматывание локонов на пальцы и т. д.; 
  • ухудшение сна и аппетита или, наоборот, постоянная сонливость и повышенный аппетит.
В научно-методической литературе к мероприятиям по профилактика стресса относят:
  • – двигательная активность;
  • – оздоровительный режим;
  • – формирование правильной осанки и навыков рационального дыхания;
  • – реализация эффективного закаливания;
  • – психологическая комфортность.
         
                        Общая характеристика каратэ 
Каратэ – японское боевое искусство. На начальном этапе предназначался исключительно для самообороны. Поединки в каратэ проводятся с полным контактом, без использования защитного снаряжения,тем самым позволяя не только оценить технический уровень каратэка, но и его способность противостоять реальным ударам противника, вести бой в состоянии психологического и физического давления. Удары руками в голову и шею запрещены, как и удары в спину.
Система требований в каратэ одна из самых жестких в мире, что и находит отражение в содержании экзаменов на пояса. 
Цвет пояса означает глубину освоения каратэ. Белый цвет символизирует чистоту и незнание, синий – цвет неба при восходе солнца, желтый – восход солнца, зеленый – распускающийся цветок, коричневый – зрелость, черный – мудрость (Горбылёв А., 2002).
Соревнования по каратэ проводятся по дисциплинам ката и кумитэ. В 
первой дисциплине судьи оценивают качество исполнения движений. Вторая дисциплина представляет собой спортивные поединки. 
Особенностями каратэ, как вида спорта являются:
  • разносторонние требования к физической, технической и тактической подготовленности спортсменов; 
  • высокая динамика и разнообразная вариативность ситуаций в ходе поединков; 
  • высокие  требования  к  уровню  психической  готовности  спортсменов 
    (стремлению   упорно   биться   за   победу,   уверенностью   в   силах,   -
    уравновешенностью и стабильностью эмоций, умению регулировать психическую напряженность и поведение) (Вещиков Ф.А, 2010).
    По мнению авторов Вещикова, Ф. А., Каштанова, Н, Кондратьева, А. 
    Н., и др., главным преимуществом занятий каратэ является: 
    1. Изучение техники и тактики каратэ, не требующих больших материальных затрат, особенно на начальной ступени изучения каратэ можно
    заниматься на любых спортивных площадках, парковых зонах и других общественных местах;
    2. Комплексное воздействие упражнений на все группы мышц – положительно влияют на подвижность суставов, развивают связочный аппарат, повышают выносливость организма, увеличивают мышечную силу;
  1. Освоение специальных дыхательных упражнений, которые обеспечивают массаж внутренних органов и улучшают кровообращение; 
  1. Содействие  развитию  таких  физических  качеств  как  быстрота, 
    реакция, ловкость, координация движений; 5. Развитие способности концентрировать внимание при выполнении
    приемов. Занятия каратэ положительно влияют на дыхательную систему занимающихся, формируют способность сочетать фазы дыхания с фазами выполнения ациклических упражнений, совершенствовать сердечно -сосудистую систему (Каштанов, Н., 2009).
    Тренировка в каратэ состоит из трех частей: кихон, ката и кумитэ. Кихон – многократное повторение основ каратэ, в ней преподается базовая техника. 
    Кумитэ – тренировка с партнером, спарринг. Здесь спортсмены отрабатывают навыки ведения реального боя.
    Ката – комплекс движений, которые выполняются в строгой последовательности. Благодаря системе восточных единоборств, наряду с другими видами спорта, наиболее успешно решаются задачи общего физического развития занимающихся, разностороннее воздействие на организм, совершенствование функции всех органов и его двигательных способностей и духовного развития. Применение разнообразных технических элементов обеспечивает всестороннее гармоническое развитие морфологических и функциональных систем организма и физических способностей (силы, быстроты, гибкости, выносливости и координационных способностей), одновременно оказывая воздействие на координационные
    механизмы  нервной  системы,  повышение  ее  пластичности  (Накаяма  М.,1998.) .
                   МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 
Методы исследования
Для реализации цели и решения поставленных задач использовались следующие методы:
  1. теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, программ; 
  2. тестирование (двигательных способностей и стрессоустойчивости); 
  3. педагогический эксперимент; 
  4. метод математической статистики; 
  5. опрос (анкетирование);
 Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы
Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы осуществлялся с целью выявления влияния занятий в секции «ОФП с элементами восточных единоборств» на старших дошкольников определение их психологических свойств и способностей к воздействию в стрессовых ситуациях, а также влияния физической подготовленности на стрессоустойчивость занимающихся. Анализ литературных источников позволил установить проблемность исследуемого вопроса, предмет и объект исследования. 
Изучались вопросы дидактики, теории и методики физической культуры, вопросы психологии, физического воспитания. 
Основное внимание было уделено публикациям, касающимся:
  • состояния здоровья детей старшего дошкольного возраста и выявления особенностей их психического развития на современном этапе; 
  • истории и общей характеристики каратэ как одного из видов восточных единоборств; 
  • выявления особенностей развития физических способностей;
  • вопросов влияния физической подготовленности в учебно-тренировочном процессе занимающихся на стрессоустойчивость детей старшего дошкольного возраста; 
  • Метод анализа и обобщения данных специальной литературы использовался на всех этапах исследования.
 Тестирование  уровня стрессоустойчивости
 Для изучения уровня стрессоустойчивости старших дошкольников до эксперимента было проведено тестирование в контрольной и экспериментальной группах. Детям был предоставлен тест «Самооценка стрессоустойчивости личности» Л.П. Пономаренко и Р.В. Белоусова", адаптированный для старших дошкольников. Вопросы задавались в более подробной форме, для легкого восприятия испытуемыми. В случае недопонимания сущности вопроса, ребенок мог задать вопрос. Авторы методики предлагают 18 утверждений, на которые нужно дать один из возможных ответов: 1 – редко, 2 – иногда, 3 – часто. Тест имеет ориентировочный характер и позволяет оценить уровень стрессоустойчивости старшего дошкольника (Приложение №1). 
Опрос
В начале и конце эксперимента с целью определения наличия у дошкольников симптомов стресса у родителей был проведен письменный опрос, состоящий из 12 вопросов.
При наблюдении у своего ребенка того или иного симптома родители отмечали знаком «+», если же данного признака не наблюдалось, то знак 
« - ». (Приложение № 2). 
Педагогическое тестирование уровня физической подготовленности
Оценка   развития  физических  способностей  (силовых,  скоростно- 
силовых, гибкости, быстроты и выносливости) осуществлялась при помощи контрольных упражнений, отобранных из комплексной программы Скворцова В.В и Красноперовой З.Х. « Предпрофессиональная подготовка по виду спорта каратэ». Программа ориентирована на обучающихся от 6 лет и старше. В педагогических экспериментах были использованы также тесты, 
рекомендованные «Комплексной программой» по предмету «Физическая культура» (Лях В.И, Мейксон Г.Б., 1997) (Табл.1).
 Таблица 1.Тесты, используемые в исследовании
Физические Контрольные тесты Единицы  
способности измерения  
     
         
1 Гибкость «Наклон вперед» см.  
     
         
2 Скоростно-силовые «Прыжок в длину» см.  
   
         
3 Скорость «Челночный бег» сек.  
     
         
  Силовые «Подтягиваниеиз виса лежа на    
4 низкой перекладине» кол-во раз  
   
       
         
5 Выносливость «Прыжки через скакалку» Кол-во раз  
     
         
 
Тест «Наклон вперед» проводился для определения уровня развития гибкости. Выполнялся он вперед в положении стоя на скамье, не сгибая колени, с вытянутыми вперед руками. Положение максимального наклона фиксировалось в течение 2 секунд. Измерялось расстояние до кончиков пальцев кисти от края скамьи. Тест повторялся трижды, засчитывался лучший результат. Использовался в работах Е.И. Зуева (1990); Н.А. Минаева, В.С. 
Чебураева, С.И. Ляссотович (1999); Е.И. Коростынский (2000).Тест  Челночный бег  3×10 метров. Тестирование проводится парами.
Для безопасного выполнения необходимо 2 -3 метра от линии старта. На расстоянии 10 метров от линии старта кладут 4 кубика(5 см.), по 2 шт. на каждого участника. Участники становятся перед стартовой линией и по команде «Марш!» начинают бег с высокого старта. Преодолев 10 метров, берут кубики, разворачиваются и возвращаются к линии старта, кладут кубики (бросать не разрешается). Дальше бегут за 2 кубиком, после двигаются к финишу (стартовая линия). Время останавливается, когда кубиками касаются за финишной чертой.
Тест «Прыжок в длину с места» определял скоростно–силовые способности. Выполнялся из положения «старт пловца», толчком двух ног. 
Засчитывался лучший результат из трех попыток.
Тест «Подтягивание» определял силовые способности мышц рук у детей, то есть числом подтягиваний на перекладине. 
При измерении скорости   мы применили   «Челночный бег 3х10 м.»
Тестирование проводилось парами. Для безопасного выполнения необходимо 
2 -3 метра от линии старта. На расстоянии 10 метров от линии старта кладут 
4 кубика (5 см.), по 2 шт. на каждого участника. Участники становятся перед стартовой линией и по команде «Марш!» начинают бег с высокого старта. 
Преодолев 10 метров, берут кубики, разворачиваются и возвращаются к линии старта, кладут кубики (бросать не разрешается). Дальше бегут за 2 кубиком, после двигаются к финишу (стартовая линия). Время останавливается, когда кубики касаются за финишной чертой.
«Прыжки через скакалку» применялись для исследования уровня выносливости у занимающихся. Обследуемые выполняли прыжки через скакалку. Темп движений задавался самостоятельно каждым испытуемым.
 
Педагогический эксперимент 
Педагогический эксперимент длился два года, целью которого была проверка гипотезы исследования.
Метод математической статистики
Метод математической и статистической обработки результатов исследования определял достоверность различий. 
Результаты всех экспериментов были подвергнуты математической обработке. Полученный экспериментальный материал обрабатывался методом вариационной статистики. Расчеты проводились по формулам, 
принятым    для   обработки   результатов   педагогических   исследований, рекомендованных Б. А. Ашмариным (1985).
Высчитывались следующие статистические показатели:
  • средняя арифметическая величина (М), 
  • коэффициент достоверности (Т), 
  • прирост (%)
Организация исследования
  • Педагогическое исследование проводилось  с сентября 2016 
  • года по май 2018 года.
  На первом этапе исследования (подготовительный), который проходил с сентября 2016 года по ноябрь 2016 года, осуществлялся теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы
На втором этапе исследования (основном),  (ноябрь 2016 года – май 2018 года), проходил педагогический эксперимент. 
Он проводился с целью определения возможностей использования элементов восточных единоборств в секции «ОФП» для дошкольников в образовательном учреждении и решения задач.
До эксперимента контрольная и экспериментальная группы показали приблизительно одинаковый результат (p> 0,01), в уровни физической подготовленности и подверженности стрессу.Якорь 
Средства, применяемые для снижения эмоционального стресса и агрессивности дошкольников 
Прием «Сто ударов» проводился с применением защитных перчаток на руки. Конфликтующим представляется возможность произвести являлись так же лапы, макивары, применяемые в учебно – тренировочных процессах каратэков. Жребием определяется, кто первым будет производить удары. По сигналу упражнение начинается и по сигналу заканчивается. Счет ведет один из занимающихся дошкольников. Далее оглашается количество нанесенных ударов. Такой прием способствует снятию, (сбросу) психической напряженности конфликтующих и переводит их поведение в управляемые действия и успокаиванию в целом.
«Бой двух макивар». Прием направлен на конфликтующих. Причиной конфликта явилась борьба за макивару. Конфликтная ситуация переводится в игровую. Проводится работа в парах по двум макиварам одновременно. 
Задачей явилось вести бой на снарядах постоянно меняя макивару. При выполнении задания дети путались, конфликтующие не успевали менять снаряды, что вызвало во время выполнения приема положительные эмоции у самих конфликтующих и у всей группы в целом.
«Пуш-пуш». Способствует разрядке двух конфликтующих и направляет их агрессивность на проведение игры. Дети располагаются в центре определенной площади друг напротив друга. Правой рукой упираются в плечо друг друга, а левой рукой в корпус. По команде «хаджимэ» стараются вытолкнуть своего противника за ограничительную линию, тем самым набирая один балл. Победителем считается тот, кто за определенное время набрал большее количество баллов. Если оба участника набрали одинаковое количество баллов, то назначается дополнительное время, которое зависит от протекания процесса возбуждения участвующих.
«Борьба на линии». Двое конфликтующих располагаются друг против друга на линии, слегка расставив ноги в стороны и держа обе руки перед собой. Каждый стремится вывести соперника из равновесия вперед или назад. При этом запрещается отрывать пятки от опоры. Время выполнения этого приема ограничивается до 30 сек., в случае не определения победителя назначается дополнительное время.
Далее работа была направлена на решение проблем, связанных с эмоциональным развитием ребенка. Опираясь на различные виды деятельности, позволяющие продуктивно компенсировать имеющиеся недостатки и подстегнуть достигнутый результат, обогатив, тем самым, 
эмоциональное развитие ребенка. Использовались элементы восточных единоборств, в частности каратэ. В связи с этим, важно отметить, что занятия физическими упражнениями являются основной деятельностью в реализации двигательных умений и навыков, которые способствуют эмоциональной разрядке, положительно влияющих на проявление психических процессов. 
Игровые ситуации имеют особое место в профилактике стрессов у детей.
      Учитывая относительную доступность спортивных подвижных игр, можно использовать многообразие ситуаций на занятиях в целях снижения агрессивности, тревожности, повышения жизненно важных психических свойств эмоциональной устойчивости к различным ситуациям у дошкольников. Нами  так   же   были   применены   такие   комплексы   упражнений, способствующие снятию стрессового напряжения ребенка в секции «ОФП с
элементами восточных  единоборств»:   подвижные  и спортивные  игры  в
процессе занятия;   итуации   «соревнования»   при выполнении   как
общеразвивающих     упражнений,    так    и    элементов    каратэ    (бой); 
гармонизирующие комплексы упражнений каратэ (ногарэ + другие различные дыхательные упражнения). игровые соревновательные условия; 
элементы из других видов единоборств, схватки, борьба, пуш-пуш (толчки); 
задания поддержания этикета каратэ, как вид японского боевого искусства;направленность на мотивацию общения и взаимодействия в команде, поддержания теплой атмосферы в коллективе;способствовать физическому совершенствованию (развивать гармоничные пропорции тела, 
кондиционные и координационные возможности). 
Таблица - 1 Факторы (симптомы) подтверждающие наличие стресса у
 старших дошкольников в ЭГ и КГ до и после эксперимента
    ЭГ ЭГ Прирост КГ КГ Прирост  
    до после (%) до после (%)  
    эксперим эксперим   эксперим эксперим    
    ента(%) ента(%)   ента(%) ента(%)    
                 
1 частые жалобы на разные 0% 0% 0% 0% 0% 0%  
  боли              
                 
2 быстрая утомляемость 30% 17% 13% 25% 19% 6%  
               
3   постоянные капризы   13%   9%   4%   15%                
                         
                                               
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»