Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Включение инновационных психолого-педагогических
технологий в формирование социально-коммуникативной
компетентности у детей, имеющих речевые нарушения

Зимина Анна Александровна
 
Научись любить и понимать людей, 
 и рядом с тобой всегда будут друзья.

 
В дошкольном образовании за последние годы произошли существенные изменения. Эти изменения влекут за собой перестройку всей системы образования, так как дошкольная ступень, по мнению прогрессивных педагогов – закладывает в малыше – Личность, являясь фундаментом для всех других ступеней образования и развития. Так и основным научным подходом, который лежит в основе ФГОС дошкольного образования – есть личностный подход: «Поступательное развитие ребёнка главным образом происходит за счёт его личностного развития». 
Одна из ведущих социальных потребностей дошкольников - это потребность в признании и принятии другими, особенно близкими и значимыми для ребенка людьми, удовлетворение которой не только влияет на характер отношений ребенка с окружающими и на особенности поведения, но и определяет жизненную позицию формирующейся личности. Негативные социальные эмоции, которые испытывает ребенок в различных жизненных ситуациях, могут быть обусловлены именно непринятием и отчужденностью со стороны ближайшего окружения. «…Я сержусь, когда меня не понимают». (Петя 6лет); «Мне грустно, когда мама уходит» (Ваня 5лет).  
Работая много лет в коррекционной группе, я отметила, что у детей с нарушением речи часто нарушены и коммуникативные навыки. Ребят в группе тяжело объединить в игровую и совместную деятельность.  
Проанализировав данную ситуацию, пришла к выводу, что развитие эмоциональной сферы и навыков коммуникативного общения в выбранном мною контексте должно быть одним из основных в направлении моей работы.  
Ведь именно формирование социально-коммуникативной компетентности и необходимо для успешной социализации личности. 
Задачи продуктивного общения в контексте ФГОС ДО вышли на первый план уже в дошкольном возрасте: 
  • помочь ребёнку научиться строить конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми, развивая коммуникативные навыки; 
  • воспитывать у ребёнка позитивное отношение к себе; 
  • расширять представления об эмоциях, предлагая их сравнивать и передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства: мимику, пантомимику, речь;  
  • развивать воображение, произвольность, раскованность, выразительность движений и речи, наблюдательность, самоконтроль, творческие способности;  
  • развивать чувство общности в детском коллективе, групповой сплочённости; снять психомоторное напряжение и эмоциональные зажимы;  
  •  понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом; развивать эмпатию.  
Концепция деятельности: 
- организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей активной коммуникативной деятельности ребёнка; 
- анализ творческих проявлений и интересов 
- планирование педагогической деятельности с учётом индивидуальных маршрутов развития воспитанников; 
- определение путей взаимодействия взрослых и детей; 
- определение направлений и форм работы; 
- определение критериев ожидаемых результатов: социализация воспитанников и развитие коммуникативных навыков;  
- обеспечение высокого уровня общения со взрослыми и сверстниками; понимание чувств других детей и взрослых. 
 К ожидаемым результатам относятся:  
  • развитие социально активной гармоничной личности, способной к самоопределению и саморазвитию  
  • создание единого пространства, способствующего общению детей и взрослых, 
  • сформированность речевых компонентов соответственно возрасту;
  • раскрытие индивидуальных творческих способностей детей  
Для реализации поставленных задач я использую такие психолого-педагогические технологии: 
- игровые (сюжетно-ролевые игры, театрализованные, компьютерные, игры-имитации, игры-путешествия, викторины и конкурсы, мнемотаблицы с заданными ситуациями, которые можно разыгрывать, этюды, работа с пиктограммами эмоциональных состояний, познавательные сюжеты и т.д.) 
- технология коллективного и творческого труда (с обязательным проговариванием) 
- ИКТ-технологии 
- технология сотрудничества 
В группе созданы различные центры активности, которые наполнены играми и пособиями, направленными на развитие умения у детей навыков совместного творчества. Предлагаемые игры строятся на отношениях игрового партнёрства при добровольном участии каждого ребёнка в том, что принято всеми. Исключается соперничество детей друг с другом. Содержания и правила игры не дают повода для конфликтов и взаимного отталкивания. 
Особое внимание я уделила, познанию ребёнком себя. «Познай себя, и ты познаешь весь мир». Данный проект раскрывает такие стороны личностного развития воспитанников:
Я  есть! - формирование социального доверия: «Когда мама меня родила – это Праздник!»(Паша 5 лет);
Какой я? -гармонизация личности ребёнка: «Я – хороший, любимый, мускулистый, важный, умытый, бесстрашный и пойду в армию. Буду сильным, из оружия стрелять» (Саша 6 лет);
 Кто я? - развитие социальных эмоций;«Бабушка купила мне Азбуку, хотела мне её дать…а я отобрала у неё. Мне стыдно» (Лиза 6 лет)
Я и другие. - развитие коммуникативных навыков; «Мне очень грустно, когда Миша некоторые глупости в сторону говорит и мне не понятно» (Яна 5 лет);
Я в мире. - развитие социальной активности; «Я Вам куплю букет вчера, за то, что Вы хорошо работаете» (Никита 5 лет);
Я могу! - формирование адекватной самооценки. «Я помогаю маме в деревне выдёргивать сорняки. Мне делать нечего: дома сидеть не хочется, и я помогаю!» (Алёна 6 лет).
В этой работе я применила и особые упражнения, направленные на координацию движений тела и пальцев: «Театр прикосновений», «Сбрось усталость» и такие, как «Я радуюсь, когда…» и др. Выполняя такие упражнения, дети лучше чувствуют и осознают своё тело, свои чувства, переживания, могут адекватно их выражать. А понимание себя, даёт и понимание экспрессии других. 
 Однажды после совместной игровой деятельности у детей возник вопрос «Что такое дружба?». Так появился тематический проект: «Давайте дружить!»  В результате реализации этого проекта в группе появилось портфолио группы, отражающее интересы каждого воспитанника и его семьи, коллаж «Мои друзья», книга Дружбы и Добрых дел, фотогалерея «Портрет моего друга», плакаты «Все обо мне», фотогазета «Где живут мои друзья», стенд «Звездочки недели», книга детских рассказов «Что будет с человеком, если у него не будет друзей». Были показаны театрализованные спектакли: «Котёнок, который забыл, как надо просить есть», «Кто сверчку в беде поможет», «Краденое солнце», импровизация «Мухи – Цокотухи», танцевальная инсценировка песни «Дружба – это не работа». Всё это дало возможность каждому ребенку повысить осознание своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, тем самым обеспечить личностное развитие и эмоциональный комфорт в социуме группы. 
В группе внедряется программа раннего развития Кidsmart. Заметив устойчивый интерес детей к компьютеру, я сделала подборку игр, способствующих развитию эмоциональной сферы, развитию коммуникативных навыков с использованием: слайд-шоу, фото и видеосюжетов, классических отрывков из кино и мультфильмов (особое предпочтение отдала сказкам). Эти игры могут использоваться   как в совместной со взрослым деятельности,  самостоятельно в индивидуальной деятельности и в парах.
В дошкольном детстве важна роль семьи, её максимальная поддержка, что особо важно для ребёнка, имеющего речевые нарушения. Родители моей группы являются хорошими партнерами в организации воспитательно-образовательного процесса, принимают активное участие в спектаклях, КВН, викторинах, праздниках. Интересен опыт проведения таких совместных праздников как «День улыбки», «День дружбы», «День рождения ребенка». Уже несколько лет в нашем детском саду проходит Фестиваль «Семейная радуга».
По желанию родителей в группе была организована работа круглого стола. Родители и специалисты обсуждают проблемы и достижения воспитанников, проводятся тренинги, помогающие родителям лучше понять эмоциональный мир каждого ребёнка.  
По наблюдениям специалистов, (учителя-логопеда, музыкального руководителя, руководителя по физическому воспитанию) работающих с моими воспитанниками, дети стали эмоциональнее, пластичнее, дружнее, активнее, умеют владеть своим поведением, проявляют эмпатию и толерантность. Тестирование, проводимое педагогом-психологом, показало высокую динамику развития их эмоциональной сферы, сформированность навыков социально коммуникативного общения, снижение тревожности детей. 
Семинары с учителями начальных классов по преемственности ступеней образования доказывает актуальность данной работы – дети эмоционально благополучны,  приобщены к общечеловеческим ценностям, имеют  навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Использование психолого-педагогических технологий в моей работе имеет огромный эмоциональный отклик у детей и у родителей, что доказывает и предполагает новые направления в работе с детьми для их успешной социализации.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»