Анализ программы «Я, ты, мы: Социально-эмоциональное
развитие детей от 3 до 6 лет» на примере
младшего дошкольного возраста
Аксенова Светлана Владимировна,
воспитатель ГДБОУ комбинированного вида № 112
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Социально-личностное развитие ребёнка-дошкольника неразрывно связано с общими процессами его интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития, поэтому иногда представляется достаточно сложным его ограничить от остальных видов и направлений.
В основу данной программы положено утверждение о том, что «...специфика дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми»
Приоритетом в настоящее время является личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком (принятие и поддержка его индивидуальности, интересов, потребностей, развитие творческих способностей, забота об эмоциональном благополучии), поэтому было бы полезно обратиться к педагогическому опыту стран с демократическими традициями. Данная программа - результат контактов российских и голландских специалистов (проект «Развитие ребёнка»).
Программа «Я, ты, мы...» - часть учебно-методического комплекта по социально-эмоциональному развитию дошкольников, который включает также руководство для воспитателей и пособия для самостоятельной деятельности детей: «Какой ты?» (для детей младшего дошкольного возраста); «Что тебе нравится?», «Весёлые, грустные...» (для детей среднего дошкольного возраста); «Весёлые, грустные...» (для детей старшего дошкольного возраста); «Как вести себя» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста); «Мы все разные», «С кем ты дружишь?» (для детей старшего дошкольного возраста).
Авторы программы «Я, ты, мы…» подчёркивают, что спецификой периода дошкольного детства является доверчивое отношение ребёнка к людям, открытость миру, положительное самоощущение, которые способствуют развитию уверенности в себе. Дошкольник активно и уверенно познает мир, не страшась неуспеха, неудач. На фоне общей положительной самооценки формируется способность адекватной оценки и самооценки конкретных действий и поступков. Ребёнок проявляет инициативу в установлении контактов: вступают в диалог с окружающими, определяет тему беседы, отбирает речевые формы взаимодействия, использует элементарные формы речевого этикета. В совместной деятельности ребёнок согласовывает с другими замысел, сюжет, роли, вносит вклад в коллективную деятельность, оценивает свои и чужие достижения, терпимо относится к чужим ошибкам, принимает доброжелательную критику.
Дети выражают чувства, переживания; владеют разными формами и средствами общения; оказывают и принимают помощь; сочувствуют старикам, больным и др.; с уважением относятся к людям разного социального статуса, пола, возраста, веры, расы, национальности, различных личностных особенностей.
Содержание программы отражает целевую установку на обеспечение эмоционального благополучия ребёнка (уверенности в себе, чувства защищенности, положительного самоощущение, жизненных успехов), то есть того, что зависит от умения строить отношения с окружающими людьми.
Программа сопровождается планом занятий в разных группах ДОУ. Приведём перечень тем и задач для младшего дошкольного возраста.
Уверенность в себе: «Ребёнок и кукла» (учить детей выделять общие отличительные признаки человека и его подобия – куклы); «Отражение в зеркале» (знакомить детей с отражением в зеркале); «Какого цвета твои волосы?» (научить различать цвет волос); «Какого цвета твои глаза?» (знакомить детей с отличительными особенностями своей внешности: цвет глаз; «Ребята и зверята» (определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к разным домашним животным); «Какой подарок ты хочешь получить?» (разобрать вместе с детьми их предпочтения в играх и игрушках); «Вкусы бывают разные» (выяснить вместе с детьми их предпочтения в еде, помочь им понять, что вкусы бывают разные).
Чувства, желания, взгляды: «Как мы выражаем свои чувства» (учить детей понимать эмоции людей по выражению лица, позам, жестам); «Грусть, радость, спокойствие» (помочь детям понять причины возникновения эмоциональных состояний; учить определять их по внешним проявлением); «Изменение настроения» (способствовать выяснению причин и внешних признаков изменения настроения); «Страх» (определить с детьми причины возникновения страха, способствовать профилактике страхов у детей).
Социальные навыки: «Взаимопомощь» (формировать у детей элементарные представления о значении взаимопомощи на примере сказок); «Плохо быть одному» (рассказать детям об одиночестве и о том, как важно иметь друга); «Ссора и примирение» (помочь детям понять некоторые причины возникновения ссор, учить простым способам выхода из конфликта).
Литература: 1.Сушкова И.В. Социально-личностное развитие:анализ программ дошкольного образования.-М:ТЦ Сфера, 2008.-128с.
2. Какой ты?: Учебно-наглядное пособие для детей мл.дошкольного возраста. 4-5 лет/О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.,2005