Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Нестандартные формы работы с родителями
в детском саду в контексте ФГОС ДО

Пашкова Алефтина Владимировна
               Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не  секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
                    Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?
В Законе РФ "Об образовании" ст. 18 п.1 определяется, что
Родители (законные представители) являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы Физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте.
                Таким образом, государство требует от семей и образовательного учреждения иных взаимоотношений, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
                   Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения - не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.
Вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решаем в трех направлениях:
-повышение педагогической культуры родителей;
-вовлечение родителей в деятельность ДОУ;
-совместная работа по обмену опытом.
 Цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
 Задачи:
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
- Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада.
- Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
- Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях.
Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не  секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
                    Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Нестандартные   формы  организации общения педагогов и  родителей.
Цель: Нестандартные   формы  организации общения педагогов и  родителей.
Для этого в своей работе стараемся использовать нетрадиционные формы общения с родителями.
         Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечения родителей к ДОУ, установления неформальных контактов.
         К нетрадиционным формам общения педагога с родителями относятся:
информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно- информационные формы.
         Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся: опрос; тесты; анкетирование; социальный паспорт; «почтовый ящик доверия» или «телефон доверия», куда родители могут помещать волнующие их вопросы и дать советы родителям и сотрудникам д/с. Цель анкетирования: изучение семьи, выявление образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами. Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребёнка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника и выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогической потребности каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности.
         Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
         Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. Эта форма может стать в детском саду культурным центром, сплачивающим родителей - единомышленников.
         К досуговым формам относятся:
  • Праздники: «Встреча Нового года», «Масленица», «Осенние праздники», «9 мая», «23 февраля»,  «Посиделки», «Папа может всё, что угодно», «Праздник мам», «А ну-ка бабушки», «Кафе Мамина улыбка», спортивные соревнования «Весёлые старты» и т.д.
  • Марафон
«Мама, папа, я – спортивная семья»
«Мама, папа, я – музыкальная семья»
«Мама, папа, я – рукодельная семья»    
  • Семейные театры, концерты, игры - конкурсы с участием членов семьи, где дети смотрят на родителей и болеют за них. Родители на празднике могут играть на музыкальных инструментах, петь песни, читать стихи, приносить свои коллекции, предметы быта, награды, проявить свои знания, эрудицию, смекалку в играх: «Ярмарка», «Поле чудес», «Угадай мелодию», «Что, где, когда?», конкурс кулинаров «Сладкий час».
Папы и мамы вместе с детьми выполняя творческие задания: «Юный мастер», «Хорошая хозяйка».
Как известно, единая цель и общие переживания сближают взрослых и детей.
Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей.
Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы. Нетрадиционные! Это значит, на родительских  собраниях необходимо использовать такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Всё это повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решения проблем воспитания.
Однако о нетрадиционном проведении родительских собраний можно говорить лишь в том случае, если педагог относится к родителям, как к партнёрам по общению, учитывая их опыт воспитания, потребности в занятиях, использует методы активизации родителей.
Нетрадиционные формы собраний.
  • Педагогическая мастерская
  • Деловая, ролевая игра
  • Конференции
  • Консилиумы
  • Диспуты
  • Диалоги
  • Дискуссии
  • Практикумы
  • Тренинги
  • Круглый стол
  • Вечер – встреч
  • КВН
  • Конкурсы
  • Праздники
  • Посиделки
  • Семинары
  • Педагогический всеобуч
  • Педагогические гостиные
  • Школа заботливых родителей
Клубы для родителей
      «Дружная семейка»,
      «Почитай-ка»
      «Семейная академия»
      «Молодая семья»
      «Родительский университет отцов»
       «Здоровичок»
Темы: «Если хочешь быть здоров - закаляйся»
            «Красота и здоровье»
            «В поход всей семьёй»
            «Папа, мама, я – спортивная семья»
Семейные игротеки
         Развитие мелкой моторики «Весёлые пальчики»,
         Развитие речи « Весёлый язычок»,
         Знакомство с буквами «АБВГДейка»,
         Развитие логики «Логическая кухня».
Групповые консультации
         Их можно провести творчески, опираясь на популярные  телепередачи:
«Педагогическое поле чудес»
«Театральная пятница»
«Педагогический случай»
«Что, где, когда?»
«Ток - шоу»
«Викторина»
             «Устный  педагогический журнал»
         Такой подход позволяет давать родителям более глубокие знания по вопросам воспитания соответственно возрасту детей.
         Наглядно – информационные формы в нетрадиционном звучании правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы семейного воспитания. Например, открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских работ.
         Открытые занятия
         Провидение открытых занятий в ДОУ может быть организовано по-разному. Например, в одном случае родители в качестве гостей посещают занятия, где преодолевается их поверхностное суждение об обучении в д/с, профессии воспитателя. Они видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье.
         В другом случае родители могут быть активными участниками педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога и т.д.
         Здесь папы и мамы выступают в качестве партнёров воспитателя. также можно подключить их к участию игровой, досуговой и трудовой деятельности детей.
         Например, организовать занятия: ИЗО деятельность - «Семейная птица счастья», «Цветок семьи», «Моя малая Родина»; физкультурное - «Лихие матросы»; зарядку с родителями: «Зарядка вместе с мамой», «Зарядка вместе с папой» - где родители в роле тренера.
         Родительские уголки
         Эта форма работы является традиционной. Для того чтобы она была действительной, помогала активизировать родителей, можно использовать:    
  • Создание газеты для родителей по каждой группе или по детскому саду с разными рубриками
  • Создание библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики        .
  • Игротеки: «Игры на кухни» и д.р.
  • Информационные листы
  • Листы активности
         Они содержат материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Мероприятия по обмену опытом среди родителей
  1. Фото видео конкурсы
«На лучший спортивный уголок»
«Интересные спортивные и подвижные игры» - С участием детей и взрослых
  1. Фотомонтажи
«Вот какие мы большие»
«Про меня»
Информационные листы с развёрнутой информацией о каждом ребёнке оформленные родителями совместно с детьми.
  1. Выставки, оформленные с родителями
«Наши любимцы» - фото любимых животных
«Мая малая Родина» - конкурс фотографий родного края
«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» - фото детей на свежем воздухе в разное время года
  1. Стенды, оформленные совместно с родителями
«Когда мы были маленькие…» - рассказы мам и пап
«Я умею, я могу, я люблю» - информация об умениях, достижениях, интересах ребёнка
«Устами младенца» - юмористические высказывания детей
  1. Создание родителями альбома после каждого праздника
  2. Семейные газеты
«Под крышей дома моего»
«А это моё солнышко»
«А это мы все на автомобиле едим в отпуск!»
«Зимняя мозаика»
«С Новым годом!»
  1. Создание семейных книжек – малышек
  2. Встречи с интересными людьми – это встречи с родителями разных профессий
  3. Привлечение пап и мам к участию субботников, озеленении, и постройки снежных городков на территории детского сада, так же принимать участие в смотрах – конкурсах.
«Кукольная комната»
«Новогодняя гостиная»
 «Зимние участки»
«Спортивные уголки в группах» /нестандартное оборудование/
«Сказка на окне»
         В состав комиссии по подведению итогов проведенных конкурсов включать родителей воспитанников. Родители могут познакомить детей с культурой своего народа через быт, традиции, фольклор, угощения. Произведения декоративно- прикладного искусства. Родители должны вместе  с детьми создавать предметно-развивающую среду в ДОУ и семье.
10.Участие родителей в проектной деятельности:
«Красота и здоровье»
  • «Цветик - Семицветик» /телесно - ориентированные тренинги, тренинг общения, коррекционная гимнастика/
  • «Мой весёлый звонкий  мяч» /упр. в парах с мячом, П./и с мячом/
  • «Неболейка» /русские народные и подвижные игры: «В гостях у Айболита»/
  • «Сладкоежки» /дегустация вкусных и полезных блюд из выпечки, игры-забавы/
  • «Воздушные шары»
  • «Спортивная семья»
  • «Вместе с мамой, вместе с папой» /соревнования семейных команд, П./И и игры - эстафеты/
  • «Спортландия»
  • «Здоровичок»
                   Патриотическое воспитание детей
  • «Моё имя»
  • «Моя семья»
  • «Семейные традиции» /Семейные праздники, древо семьи, герб семьи/
  • «Моя Родина»
         Участия в таких мероприятиях не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
         «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. На каждом собрании можно выражать благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности.
         Можно придумать благодарность в стихотворной форме собственного сочинения:
         «Родители у нас народ прекрасный,
         Смысл воспитания для них предельно ясен.
         Ведь только творчество и труд,
         Нам личность в будущем дадут»
         «Спасибо вам за труд большой,
         За всё что сделано с душой!»
         «В группе папа есть у нас,
         Он помощник просто класс.
         Пилит, чинит и строгает,
         Во всём нам очень помогает».
 
         «Папы, мамы молодцы!
         Во всём нам помогают.
         Белят, красят и поют,
         И с нами в игры играют».
        Можно отдельно выделить и такие формы, которые направлены на формирование родительской позиции:
-Рисование на тему, «Какая я мама?»;
-Предложение родителей своей концепции воспитания;
-Анализ собственных педагогических навыков, неудачи.
         Семья и дети два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
         Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий  терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создаёт вокруг себя.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»