Театрализованные игры как средство коррекции
застенчивости у детей старшего дошкольного возраста
Чернщек Наталья Валентиновна
Застенчивость является одной из самых распространённых и самых сложных проблем межличностных отношений. Известно, что застенчивость порождает ряд существенных трудностей в общении людей и их взаимоотношениях. Среди них такие, как проблемы познакомиться с новыми людьми, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, неумелое представление себя, скованность в присутствии других людей и прочее. В настоящее время, важность решения проблемы застенчивых людей признаётся большинством психологов. Данной проблемой занимались такие учёные, как Ф. Зимбардо, Л. Ли, Бронфербреннер, З. Фрейд и другие психологи. З. Фрейд использовал в своей практике метод терапевтической драматизации, с помощью которой человек мог реализовать свой страх, неуверенность.Исходя из этого, мы берёмся утверждать, что театрализованная игра, в процессе которой дети могут играть разные роли различных персонажей, также как ролевая игра, тоже может способствовать развитию навыков общения у дошкольников, а также является коррегирующим средством детской застенчивости.
Перед педагогом стоит задача побуждать дошкольников к самостоятельным театрализованным играм, к драматизации знакомых литературных произведений. Для этого необходимо:
- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации);
- приобщать детей к театральной культуре;
- создавать условия для совместной игры детей;
- знакомить детей с различными сюжетами, учитывая возрастные особенности детей;
Театрализованная игра может быть организована в утренние и вечерние часы, ограниченно включена в другие занятия, а также игра может быть запланированной.
Социально – психические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление ребёнка участвовать в совместной игре со сверстниками, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности в группе должна быть оборудована театральная зона, где лежат разные виды театров, декорации.
В группах старшего возраста более широко представлены разные виды кукольного театра, разнообразные маски и костюмы героев сказок, материал для изготовления атрибутов. Старшим дошкольникам нужно читать более эмоционально сдержанное, для самостоятельного усвоения ими содержания.
Не следует навязывать свои оценки, отношение к прочитанному, нужно предоставить детям возможность высказываться, проявить эмоциональную раскованность. Педагог должен следить, чтобы своей активностью и раскованностью не «подавил» робкого ребёнка, превратив его в зрителя. Недопустима мысль о разделении детей на «артистов» и «зрителей», то есть на постоянно выступающих и смотрящих выступление.
Ребёнок, который мало выступает в театрализованных играх, плохо способен организовать собственную игру, в которой он мог бы наладить общение со сверстниками, быть интересным и развивать свои коммуникативные умения.
Перед совместной постановкой педагог должен исходить из реальных возможностей каждого ребёнка.
В старшей группе рекомендуется совершенствовать художественно-образные умения, как средство выразительности. Обучение детей средствам выразительности происходит через упражнения с разной интонацией (приветливо, требовательно и т. д.), при этом должен присутствовать пример для подражания. Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и др.) и способами их невербального и вербального общения.
Театрализованная деятельность в основном строится по единой схеме:
- знакомство со сказкой;
- создание эмоционального состояния;
- театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель даёт возможность детям раскрыть свой творческий потенциал;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность игры.
Таким образом, проанализировав литературу, можно сделать вывод, что развитию уверенности и социальных навыков поведения способствует такая организация театральной деятельности, когда ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приёмы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение сначала на второстепенные, а затем на главные роли детей;
- проигрывать роли в парах;
В театрализованных играх возникает вопрос о исполнении отрицательных персонажей. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят играть добрых персонажей, и не хотят злых. Если ребёнок постоянно играет отрицательного персонажа, то постоянно образ воспринимается реально и тем самым нарушаются его коммуникативные умения. А если ребёнок постоянно играет положительные роли, то нарушается способность ребёнком разряжать свои отрицательные эмоции.
Итак, театрализованная игра позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеет нравственную направленность (доброта, дружба, честность и т. д.). Ребёнок не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу.
Игра позволяет решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность и застенчивость, что мешает развитию коммуникативных умений дошкольника.
Опираясь на мнения таких учёных психологов, как Застенчивость - признаки слабой адаптации ребенка к окружающему миру, причины серьезных эмоционально-личностных проблем в будущем.
- застенчивому ребенку необходима помощь, и лучше ее начинать в дошкольном возрасте,
3) В предварительную подготовку к театрализованной игре включить упражнения на принятия ребёнком норм бесконфликтного общения, среди них такие игры, как «Назови себя», «Позови ласково», «Волшебный стул», «Передача чувств», «Перевоплощение» и т. д.
4) В руководстве театрализованной игрой четко придерживаться принципов постепенности и последовательности с застенчивым ребенком.
Интерес к играм сверстника приводит к попыткам установления определённых отношений. С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение.
В совместной театрализованной игре дети учатся языку общения, учатся согласовывать свои действия. Игра помогает ребёнку развить в себе умение слушать и слышать другого, умения понимать чувства и настроение, осмысления своих поступков и другого через действия персонажей литературных героев.
Список используемой литературы:
1.А. Алексеева / «Дошкольное воспитание» / № 12
2. Андерсон Д. Воспитывайте в своем ребенке уверенность. Дошкольное воспитание №3, 1996.
4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1990г.
5. Галигузова Л. Н. «Психологический анализ феномена детской застенчивости» / «Вопросы психологии» / № 5, 2005
6. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: «Академия», 1995. 6. Ф. Зимбардо «Застенчивость», Астрель, М 2005
7.Клюева Н.В., Устеленцева И.В. Программа коррекции личностно-эмоциональных проблем детей школьного возраста. Ярославль: ИПК, 1995.
Колпакова Н. / «Дошкольное воспитание» / № 10, 1912.
8 Корнеева Е.Н. Эти загадочные малыши от 2 до 7. – 1996.
9Колпакова Н. / «Дошкольное воспитание» / № 10, 1912.
10. Лисина М. И. «Ребёнок. Взрослые»
11. Лютова Е. К., Монина Г. Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми», С.-Пб, 2000
12. Мухина В. С. «Детская психология», Просвещение, М 1985
13. Панфилова М. А. «Игротерапия общения», М 2000
14. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л. «Театрализованные игры в детском саду», М 1995
15. . Платонов К. К. «Краткий словарь системы психологический понятий», М
1984
16. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. М., 1978.
17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: «Владос», 2006.
18. Рогов Е.И. Общая психология. – М.: «Владос», 1991.
19. Рузская А. Г. «Развитие общения дошкольников со сверстниками», Педагогика, М 1989