Использование технологий интерактивного обучения (ТИО)
в контексте ФГОС ДО с детьми с ОВЗ 5 - 7лет
Кабалия Ольга Ивановна,
учитель-дефектолог, учитель-логопед
ГБДОУ ЦРР - д/с №23
Красносельского района Санкт-Петербурга
учитель-дефектолог, учитель-логопед
ГБДОУ ЦРР - д/с №23
Красносельского района Санкт-Петербурга
Суть моего подхода заключается в индивидуализации образования и оптимизация сущности, содержания и структуры педагогических взаимодействий. Благодаря этому развиваются познавательные, коммуникативные, эмоционально-волевые, физические качества, значимые для успешной социализации детей с ОВЗ и представленных в целевых ориентирах ФГОС ДО. Участвуя в работе творческой группы «Разработка практических материалов по планированию и организации коррекционно - развивающей работы в ДОО в рамках реализации адаптивных программ в контексте ФГОС ДО» Красносельского района Санкт-Петербурга мною была выбрана специальная форма организации познавательной деятельности. Это технологии интерактивного обучения (ТИО). «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Диалог присутствует и в традиционном обучении, но на линии педагог – дети. При интерактивном обучении исключается доминирование педагога, а диалог строится на линии ребенок - дети.
Взаимодействие происходит в форме учебных игр, гарантирующих педагогически эффективное познавательное общение. Смысл интерактивного обучения - это создание комфортных условий обучения и включенность всех детей в педагогическое взаимодействие.
Интерактивные технологии используемые мною в работе с детьми ОВЗ: работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, дерево знаний, броуновское движение. К каждой из них я разработала игры по пяти образовательным областям. В качестве примера предлагаю игры к некоторым технологиям интерактивного обучения при реализации образовательной области «Речевое развитие».
Технология «Карусель «Игра: «Подбери пару».
Цель игры: упражнять в подборе 2-х предметов, имеющих различия в лексических значениях и их замене, развивать зрительное внимание и память; развивать диалогическую речь: умения слушать и слышать друг друга, задавать вопросы выстраивать диалог.
Ход игры: Дети располагаются двумя кругами: внутренний круг и внешний круг. У детей внутреннего и внешнего круга по три картинки. Оказавшись в паре, дети ищут картинки с одинаковым названием. Затем играющие показывают свои карточки - пары и к обоим предметам с одинаковым названием подбирают поясняющие их слова. Когда каждая пара выполняет задание, дети внешнего круга забирают свои картинки и по условному сигналу двигаются по кругу, образуя, таким образом, новую пару. В этой паре дети ищут свои карточки - пары с одинаковым названием, поскольку набор картинок изменился.
Технология «Цепочка» Игра: «Короткие истории».
Цели игры: Закреплять навык построения связных высказываний; развивать логическое мышление, внимание и воображение; развивать умение работать в команде, последовательно решать общую задачу.
Ход игры: Дети работают командой, им предлагаются картинки, на каждой нарисованы два незаконченных сюжета. Играющие выкладывают картинки по цепочке (друг за другом), так, чтобы начало сюжета было на одной картинке, а конец находится на следующей картинке. Затем дети придумывают распространенное предложение по получившейся мини - истории.
Технология «Древо знаний». Игра: «Расшифруй слово».
Цели игры: развивать звуковой анализ и синтез, развивать внимание, мыслительные операции; развивать навыки сотрудничества: умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу.
Ход игры: Дети делятся на группы по желанию. Для каждой группы на Древе знаний вывешена таблица-ключ с буквами, карточки с зашифрованными словами. Детям предлагается расшифровать слова по таблице и найти соответствующие картинки. Работа с таблицей предполагает следующие действия детей: указать координаты букв (это цифры и геометрические фигуры), назвать буквы, записать их, прочитать получившееся слово и найти картинку.
Технология «Работа в парах» Игра: «Угадай-ка»
Цели игры: Закреплять навык слогового анализа и синтеза; развивать навыки сотрудничества: умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу.
Ход игры: Дети объединяются в пары по желанию и договариваются, кто какие действия будет выполнять. Работая в паре, дети узнают по схеме к словам какие предметы будут находить на «запутанной» картине, называют предметы, определить количество слогов в словах, выбирают картинки самих предметов.
Технология «Хоровод». Игра: «Что может быть…?»
Цели игры: Упражнять в согласование существительных с прилагательными в роде и числе; развивать логическое мышление, внимание и воображение; формировать навык произвольного поведения.
Ход игры: Ребенок - водящий с помощью мяча задает проблемный вопрос каждому участнику «хоровода» и получает ответ. В случае несогласия, играющие обсуждают ответ, и приходят к общему решению.
Технология « Работа в малых группах» (тройках). Игра: «Нарисуй картину словом».
Цели игры: Закреплять навык правильного использования грамматических закономерностей в самостоятельной фразе; развивать творческое мышление, воображение; развивать умение работать в команде, последовательно решать общую задачу.
Ход игры: Дети объединяются в тройки по желанию, договариваются, кто будет рисовать живые предметы на картине, а кто неживые, затем дети поочерёдно выбирают предмет из предложенных, описывают его и прикрепляют на ковролин, определяя и называя его место. В результате получается картина.
Технология «Броуновское движение». Игра: «Вопрос от совы».
Цели игры: Активизировать словарь детей по заданной теме; закреплять навык составления сложноподчиненных предложений; активизировать индивидуальную интеллектуальную активность каждого ребенка.
Ход игры: Дети двигаются по всему групповому пространству с целью сбора информации по предложенной теме (например «Птицы»). Каждый ребенок находит что-либо связанное с предложенной темой и высказывается, отстаивая свою точку зрения.
Взаимодействие происходит в форме учебных игр, гарантирующих педагогически эффективное познавательное общение. Смысл интерактивного обучения - это создание комфортных условий обучения и включенность всех детей в педагогическое взаимодействие.
Интерактивные технологии используемые мною в работе с детьми ОВЗ: работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, дерево знаний, броуновское движение. К каждой из них я разработала игры по пяти образовательным областям. В качестве примера предлагаю игры к некоторым технологиям интерактивного обучения при реализации образовательной области «Речевое развитие».
Технология «Карусель «Игра: «Подбери пару».
Цель игры: упражнять в подборе 2-х предметов, имеющих различия в лексических значениях и их замене, развивать зрительное внимание и память; развивать диалогическую речь: умения слушать и слышать друг друга, задавать вопросы выстраивать диалог.
Ход игры: Дети располагаются двумя кругами: внутренний круг и внешний круг. У детей внутреннего и внешнего круга по три картинки. Оказавшись в паре, дети ищут картинки с одинаковым названием. Затем играющие показывают свои карточки - пары и к обоим предметам с одинаковым названием подбирают поясняющие их слова. Когда каждая пара выполняет задание, дети внешнего круга забирают свои картинки и по условному сигналу двигаются по кругу, образуя, таким образом, новую пару. В этой паре дети ищут свои карточки - пары с одинаковым названием, поскольку набор картинок изменился.
Технология «Цепочка» Игра: «Короткие истории».
Цели игры: Закреплять навык построения связных высказываний; развивать логическое мышление, внимание и воображение; развивать умение работать в команде, последовательно решать общую задачу.
Ход игры: Дети работают командой, им предлагаются картинки, на каждой нарисованы два незаконченных сюжета. Играющие выкладывают картинки по цепочке (друг за другом), так, чтобы начало сюжета было на одной картинке, а конец находится на следующей картинке. Затем дети придумывают распространенное предложение по получившейся мини - истории.
Технология «Древо знаний». Игра: «Расшифруй слово».
Цели игры: развивать звуковой анализ и синтез, развивать внимание, мыслительные операции; развивать навыки сотрудничества: умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу.
Ход игры: Дети делятся на группы по желанию. Для каждой группы на Древе знаний вывешена таблица-ключ с буквами, карточки с зашифрованными словами. Детям предлагается расшифровать слова по таблице и найти соответствующие картинки. Работа с таблицей предполагает следующие действия детей: указать координаты букв (это цифры и геометрические фигуры), назвать буквы, записать их, прочитать получившееся слово и найти картинку.
Технология «Работа в парах» Игра: «Угадай-ка»
Цели игры: Закреплять навык слогового анализа и синтеза; развивать навыки сотрудничества: умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу.
Ход игры: Дети объединяются в пары по желанию и договариваются, кто какие действия будет выполнять. Работая в паре, дети узнают по схеме к словам какие предметы будут находить на «запутанной» картине, называют предметы, определить количество слогов в словах, выбирают картинки самих предметов.
Технология «Хоровод». Игра: «Что может быть…?»
Цели игры: Упражнять в согласование существительных с прилагательными в роде и числе; развивать логическое мышление, внимание и воображение; формировать навык произвольного поведения.
Ход игры: Ребенок - водящий с помощью мяча задает проблемный вопрос каждому участнику «хоровода» и получает ответ. В случае несогласия, играющие обсуждают ответ, и приходят к общему решению.
Технология « Работа в малых группах» (тройках). Игра: «Нарисуй картину словом».
Цели игры: Закреплять навык правильного использования грамматических закономерностей в самостоятельной фразе; развивать творческое мышление, воображение; развивать умение работать в команде, последовательно решать общую задачу.
Ход игры: Дети объединяются в тройки по желанию, договариваются, кто будет рисовать живые предметы на картине, а кто неживые, затем дети поочерёдно выбирают предмет из предложенных, описывают его и прикрепляют на ковролин, определяя и называя его место. В результате получается картина.
Технология «Броуновское движение». Игра: «Вопрос от совы».
Цели игры: Активизировать словарь детей по заданной теме; закреплять навык составления сложноподчиненных предложений; активизировать индивидуальную интеллектуальную активность каждого ребенка.
Ход игры: Дети двигаются по всему групповому пространству с целью сбора информации по предложенной теме (например «Птицы»). Каждый ребенок находит что-либо связанное с предложенной темой и высказывается, отстаивая свою точку зрения.