Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Повышение родительской компетентности в вопросах
воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе
взаимодействия детского сада и семьи

Лукьянова Юлия Анатольевна

На протяжении всего дошкольного детства решающую роль в развитии ребенка играют окружающие взрослые. Прежде всего, это родители, искренне любящие своего малыша, внимательные к его нуждам и увлечениям. В семье учитываются все возможности ребенка, создаются условия для развития детских способностей. Благодаря частому эмоциональному общению с ребенком родители удовлетворяют его потребность в ласке, внимании, помогают овладеть навыками поведения и постижения окружающего мира, направляют его деятельность, непосредственно влияют на его развитие.
В наш просвещенный компьютерный век, когда все всё могут узнать из интернета, вызовет беспокойство педагогическая неграмотность родителей. Интернет, телевизор, смартфон, планшет становятся неотъемлемой частью повседневной жизни современных родителей, которым приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе, неумения, а зачастую и нежелания, выбирать методическую литературу и практические пособия для развития своих малышей.
Зачастую очень трудно получить качественные и достоверные сведения среди множества разнородных и противоречивых источников в вопросе воспитания подрастающего поколения. Огромный поток информации нередко создает серьезные проблемы для развития личности ребенка и его родителей.
В настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности многих современных детей. Пытаясь почерпнуть знания о воспитании ребенка в сетях интернет, родители порой неверно истолковывают некоторые высказывания или неправильно применяют различные системы воспитания детей на собственном чаде, что приводит зачастую к тому, что дети становятся избалованными, изнеженными, инфантильными, агрессивными, и т.д.
Родители не успевают приспособиться к постоянно меняющимся обстоятельствам жизни, не умеют достаточно быстро изменить свои воспитательные взгляды и приёмы. Отсюда и небывалая потребность в педагогической помощи, знаниях, советах, и возрастающий к ней интерес современном обществе.
Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в его развитии. Укрепление и развитие тесной связи, и взаимодействие детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.
Именно от совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
 Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей.
В последнее десятилетие в педагогическом сообществе раннее развитие детей стало объединяющим фактором сотрудничества семьи и образовательных учреждений. Современные тенденции в  дошкольном образовании  мотивируют  специалистов системы дошкольного образования на поиск и развитие новых организационных форм  взаимодействия с  родителями детей дошкольного возраста.
Особую актуальность педагогическая грамотность родителей приобретает в воспитании детей дошкольного возраста, который признается психологами и педагогами наиболее сенситивным в формировании личности ребенка.
Педагогическая грамотность психологами и педагогами трактуется, прежде всего, как определенный уровень образованности, характеризующийся свободным владением средствами определенного вида деятельности и включает в себя следующие компоненты:

  • знание правил безопасности жизнедеятельности, общения в семье, формальной группе;
  • самоидентификация в обществе и  окружающей социальной среде;
  • знание  основ культуры и этикета, владение ими в достаточной мере для межличностного и межэтнического общения и взаимодействия;
  • знание возрастной и педагогической психологии, теории и методики обучения и воспитания;
  • знание и защита прав детей и взрослых.

 Иными словами, педагогическая грамотность – это, в первую очередь, умение грамотно реагировать на определенные жизненные ситуации,  контролировать внутренние состояния в возникающих ситуациях воспитания и обучения ребенка навыкам социализации.
Именно в дошкольном возрасте формируются фундаментальные способности и качества, определяющие дальнейшее развитие человека: познавательная активность, базовое доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Их становление не происходит автоматически в  результате физиологического взросления. Развитие этих качеств, несомненно, являющихся самыми ценными для маленького ребенка, происходит под влиянием воздействия со стороны взрослых, использующих определенные формы общения в совместной деятельности с ребенком.
И проблемы, возникающие у ребенка в школьном возрасте – нарушения в общении со сверстниками, замкнутость, агрессивность, либо, наоборот, излишняя застенчивость, исходят из периода дошкольного детства. Именно в этот период родителями были допущены ошибки в закладывании основ социализации их ребенка как индивидуума, отдельной личности, обладающей личными правами, свободами и обязанностями. И коррекция этих ошибок затруднена и для ребенка, и для педагогов, и для окружающих.
«Необходимо словом и делом воспитывать чувства ребёнка, вызывать у него переживания специально создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку» (В.А.Сухомлинский).
Хотелось бы дать совет родителям. Отложите в сторону ваши планшеты и телефоны. Научите своих детей кататься на лыжах, на коньках, научите их плавать, покатайтесь с ним на велосипеде или на роликовых коньках, сходите со своим чадом в поход или просто в ближайший парк в парк, а лучше в лес. Проводите со своим ребёнком всё свободное время, ходите в театры и на выставки, просто играйте с ним, читайте на ночь сказки, придумывайте сказки вместе.
Минуты детства быстротечны. Наслаждайтесь каждой минутой общения со своим малышом, разговаривайте с ним по душам, научите своих детей быть уверенными и самостоятельными, научите их думать и творить. Всё, что Вы вложили в своих детей, неминуемо вернётся к Вам.
 
Список литературы:

  1. Алямовская, В.Г. Организационно-методические основы партнерства педагогов дошкольных образовательных учреждений и  родителей [Текст] / В.Г. Алямовская / Воспитание детей в условиях семьи и детского сада — СПб.: Детство-Пресс, 2004. 224 с.
  2. Воспитание детей в условиях семьи и детскогосада [Текст] : сборник статей и документов; сост. P.A. Горб, И.М. Исаченко-ва. СПб.: Детство-Пресс, 2004 - 224 с.
  3. Бочкарева, О.И. Взаимодействие ДОУ и семьи. [Текст]/ О.И.Бочкарева -ИТД «Корифей» Волгоград. 2003.-112c.
  4. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. [Текст]/ Т.А. Данилина, Н.М. Степина - М., 2004.-112c.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»