Организация сотрудничества учителя-логопеда с родителями
Романенко Руслана Валериевна,
учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 67
компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности учителя-логопеда ДОУ является работа с родителями.учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 67
компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Как отмечал Л.С. Выготский: «В сотрудничестве, под ру¬ководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно». Благодаря усилиям ученых и педагогов-практиков (Л.В. Загик, Т.А. Маркова и др.) были разработаны содержание, формы и методы работы детского учреждения с семьей, программы занятий для родителей.
Родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Следует указывать родителям, как важно правильно формировать речь детей, разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого в детском саду.
В первую очередь нужно установить доверительные отношения, психологический контакт с родителями. Только, когда логопеду доверяют, убеждаются в его компетентности, в том, что он все сделает для ребенка, с ним будут плодотворно сотрудничать.
На первом этапе необходимы индивидуальные встречи с родителями, на которых логопед ближе знакомится с условиями проживания ребенка, его окружением, собирает анамнестические данные.
Обладая необходимой информацией, учитель-логопед должен проводить работу с родителями в сле¬дующих направлениях:
— изучение особенностей родителей воспитанников логопе¬дической группы, уровня их педагогической наблюдательности;
— определение особенностей внутрисемейных отношений, влияющих на личностные характеристики ребенка;
— привлечение родителей к участию в педагогическом про¬цессе в условиях логопедической группы.
В течение учебного года проводятся как минимум два родительских собрания с различной тематикой. И 1раз в месяц устраиваются общие консультации по проблемам детей, которые проходят по типу родительской школы. В более тяжелых случаях 2 раза в месяц необходимы индивидуальные консультации для родителей. Они должны знать, чем в данное время занимается их ребенок.
Особое внимание нужно уделить разговору о выполнении рекомендаций, которые будет давать учитель-логопед. Самое главное, что должны понять родители, - без их участия, поддержки результат работы будет минимальным.
Используемая нами психокоррекционная модель взаимодействия с родителями представлена следующими формами:
1. Индивидуальное консультирование родителей
Проводится с целью преодоления различных трудностей в обучении, воспитании и общении с ребенком в семье, служит основой установления личного контакта между педаго¬гом и родителями.
2. Участие родителей в тематических собраниях, прово¬димых учителем-логопедом совместно с другими спе¬циалистами.
В результате осуществляется просвещение близких взрослых в области коррекционно-развивающей деятельности и эффек¬тивного взаимодействия с ребенком. Примерная тематика со¬браний:
— «Познание себя как родителя»;
— «Конфликты с детьми и их преодоление»;
— «Анализ различных подходов в воспитании детей»;
— «Наказания и поощрения — за и против»;
— «Как подготовить ребенка к школе».
3. Посещение индивидуальных занятий с детьми учителя-логопеда родителями.
Направлены на формирование навыков сотрудничества при организации совместной деятельности, укрепление сплоченности и взаимопонимания «мать — ребенок». Благодаря демонстрации приемов работы с ребенком и конспектирования занятий учителя-логопеда повышается уровень компетенции роди¬телей в области обучения и воспитания детей.
4. Совместное проведение досугов (праздников, раз¬влечений).
Проводятся с целью раскрепощения, объединения родите¬лей, детей и педагогов предлагается следующая тематика праздников:
— «День Матери»,
— «Встреча Нового года»,
— «Масленица»
— «Наши милые мамы»;
— «Лучший папа» и др.
5. Стенд для родителей.
Рубрики обновляются ежемесячно. Здесь в занимательной форме собрана вся полезная информация. Большую практичес¬кую значимость имеет раздел «Родительские университеты». Родители, которые по тем или иным причинам не смогли встре¬титься с учителем-логопедом, имеют возможность в письменной фор¬ме задать ему вопрос и проконсультироваться лично.
6. Работа с родительской группой, которая включает:
— анализ конкретных проблем, связанных с воспитанием и обучением;
— выбор адекватных форм общения и поведения во взаимо¬действии с ребенком;
— установление конструктивных отношений со специа¬листами.
Эта работа способствует расширению арсенала средств педагогического и психологического воздействия на ребенка, тренировке родителей в использовании новых приемов взаимодействия с ним. Служит гармонизации внутрисемейных отноше¬ний, социальной адаптации семьи, воспитывающей ребенка с нарушением речи.
В работе нами используются и другие формы: речевые семейные праздники, консультации, семинары-практикумы. К проведению данных мероприятий стараемся привлечь узких специалистов, воспитателей, детей, родителей, создавая единое сообщество.
Участвуя в образовательном процессе, родители постепенно становятся более активными, начинают ответственнее относиться к выполнению рекомендаций учителя-логопеда. Только тесный контакт в работе учителя-логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.