Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Использование игровых методов при обучении общению
детей младшего и среднего дошкольного возраста

Ефимова Юлия Геннадьевна
Актуальность темы выражается в том, что последнее время педагоги и психологи всё чаще отмечают – многие дошкольники испытывают трудности в общении со сверстниками. Как правило, это выражается в неумении находить подход к партнёру по общению. А, между тем, умение общаться, строить взаимоотношения и сотрудничать с людьми – это необходимая составляющая полноценного развития личности, залог успешного психологического здоровья. Потребность в общении друг с другом возникает на 3-м году жизни ребёнка. Как показывают исследования, ранние формы общения во многом влияют на личность человека и его отношение к окружающему миру в будущем. Если у ребёнка недостаточно сформирована способность к 
общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека решить очень сложно, а иногда невозможно. Поэтому воспитатель должен решить следующие задачи, и, используя игровые методы, научить детей: 1. Находить подход к партнёру по общению. 2. Поддерживать и развивать установленные контакты. 3. Согласовывать свои действия в процессе игровой деятельности. 4. Эмоционально сопереживать партнёру по игре. Общение – это сложный многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека. Цели общения: 1. Установление взаимопонимания. 2. Изменение взаимоотношений между людьми. 3. Влияние на знания, мнения и чувства личности.
По сути, человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырёх граней. Мы обмениваемся информацией, взаимодействуем с другими людьми, познаём их, и, вместе с этим, переживаем собственные состояния, возникающие в результате общения. Общение можно рассматривать как способ объединения людей и их развития. Выделяют основные структурные компоненты общения: 1. Предмет общения (другой человек, партнёр по общению). 2. Коммуникативный мотив (то, ради чего возникает общение). 3. Действие общения. 4. Задачи общения (цель, на достижение которой направлено общение). 5. Средства общения, т.е. способы передачи информации, в т.ч. речевые и мимические. 6. Продукт общения (общий результат). При этом, общение ребёнка со взрослым имеет принципиальное отличие от общения детей друг с другом, так как доминирующая роль принадлежит взрослому. Однако нормы по ведения, усвоенные ребёнком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками.
Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. Рассмотрим возрастную динамику личностного взаимодействия. Младшая группа – «Рядом, но не вместе». Часто можно заметить, что ребёнок разговаривает с собой или с игрушкой. Это стадия предсотрудничества со сверстниками. Постепенно у ребёнка рождается субъективное отношение к сверстнику, как к партнёру совместной деятельности, без которого «играть не интересно». Развивается осознание ребёнком себя, как субъекта совместной деятельности. Таким образом, в средней группе постепенно возникает сюжетно-ролевая игра. Ребёнок начинает принимать во внимание интересы партнёров, развивается чувство товарищества и сопереживания. На 5-м году жизни сюжетно-ролевая игра становится по-настоящему коллективной. Так как развитие ребёнка происходит, прежде всего в игре, то и внимание педагога обращено к методам формирования навыков общения в игровой деятельности. Сущность игры, как ведущего вида деятельности, заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни и особенности взаимоотношений, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – это средство познания ребёнком действительности, и в игровой деятельности происходит социализация ребёнкаВ игре ребёнок: • учится подчинять своё поведение правилам • познаёт правила общения с другими людьми • развивает умственные способности • приобретает навыки общения. В формировании социального опыта ребёнка принимают участие те люди, которые окружают его в повседневной жизни (родители, педагоги, другие дети). Так как игра составляет основное содержание жизни дошкольника и является его ведущей деятельностью, то и в условиях реализации ФГОС обучение производится в игре
В работе с детьми педагог использует различные виды игр: подвижные, ролевые, настольные, дидактические, театрализованные и т.д. Формирование навыков общения осуществляется в совместной игре. Поэтому необходимо научить детей парному взаимодействию с одним предметом. Например, я предлагаю детям катать друг другу мяч или машинку, сообща собирать одну пирамидку, вместе строить башню из кубиков и т.д. Такая организация позволяет мне заложить основы совместной
сюжетно-ролевой игры в будущем. Подобные игры удобно организовать в отрезки времени, отведённые режимом для свободных занятий детей. Наиболее удобно делать это после полдника. Организовав самостоятельную деятельность детей группы, можно уделить время для игры с парой детей с целью формирования у них игровых умений. Первоначально решается задача умения действовать с сюжетной игрушкой. Для этого «одушевляются» куклы или другие «персонажи». Например, я беру куклу, ставлю перед ней тарелку и говорю: «Сейчас я покормлю Машу, Маша хочет есть», и начинаю кормить куклу, сопровождая свои действия словами «Кушай Маша, ты у меня молодец». Затем я обращаюсь к одному из детей: «Садись рядом с Машей, я и тебя покормлю», и начинаю кормить их по очереди, шутя и улыбаясь, чтобы окружающие дети понимали, что всё это «понарошку». Затем я говорю, что не успеваю всех кормить и прошу одного ребёнка мне помочь. Аналогично можно разыграть ситуацию укладывания игрушек спать или одевания их на прогулку. Постепенно можно переходить к игре, включающей не одну, а две сюжетные ситуации. Например, я говорю «мишка хочет кушать, надо сварить ему кашку». Я зову детей и прошу их приготовить мишке кашу, при этом говорю медвежонку: «Сейчас Оля сварит нам кашку, ты поешь и ляжешь спать». Когда Оля накормила игрушку приготовленной кашей, я обращаюсь к малышу: «Мишка поел, теперь он хочет спать. Пожалуйста, уложи его».
После того, как дети научились игре с сюжетными игрушками, переходим к формированию игровых действий с предметом-заместителем. Для этого, например, я предлагаю детям искупать куклу Машу. Налив в ванночку воды я говорю: «Ой, а где же мыло, у нас мыла-то нет. Дима, принеси мне, пожалуйста, кубик, он у нас будет вместо мыла». Я тру куклу кубиком-мылом и говорю одному из детей: «У твоего зайчика тоже лапы грязные, вот тебе мыло, помой их», и отдаю ему свой кубик. При введении предметов-заместителей необходимо не только осуществлять игровые действия, но и словесно указывать на условное значение предмета – «это у меня будет ложка». На следующем этапе можно переходить к игровой деятельности, позволяющей включать всех желающих. Например, я ставлю в ряд несколько стульчиков и говорю: «Это автобус, я поеду в лес, кто со мной? У нас большой автобус, я всех повезу». И мы с детьми едем, изображая шум мотора. Затем я говорю: «Приехали в лес, будем собирать ягоды», и раздаю детям корзинки. После этого едем домой «печь пирог или варить варенье из собранных ягод». Важно также поддерживать и использовать возникшее между детьми 
простое предметное взаимодействие. Например, если дети катают друг другу грузовую машину или тележку, я отдаю одному ребёнку куклу, а другому кубики и предлагаю детям перевезти кубики и построить кукле дом. В ходе таких игр малыши начинают сами обращаться друг к другу, требуя от партнёра соответствующих игровых действий: «давай кирпич», или «ешь кашу». С возрастом ребёнок способен сам принимать на себя игровую роль и понимать, что он не «просто Петя», а водитель. Теперь важным аспектом ролевого поведения является речь. Так, например, доктор должен узнать у пациента, что у него болит. Поэтому для полноценного владения игрой нужны уже не только действия, но и общение с партнёром. Так в ходе игры развивается навык общения между сверстниками. 
При этом задача воспитателя – перевести внимание ребёнка от действия с игрушками на взаимодействия с детьми. Для этого им предлагаются взаимодополнительные роли, т.е. когда главная роль невозможна без дополнительной. Например, мама – дочка, продавец – покупатель, врач – больной, учитель – ученик и т.д. Можно разыграть следующую игровую ситуацию. Допустим, кто-то в одиночестве крутит руль. Я предлагаю детям поиграть вместе с ним. Этому ребёнку я говорю: «Нам нужно на вокзал, отвези нас на своей машине». Затем обращаюсь к остальным: «Дети, мы едем на вокзал, кто с нами, садитесь в машину». В ходе таких игр необходимо всё время задавать вопросы и стараться максимально активизировать речь детей, чтобы между ними возник диалог. Переключить детей на общение можно, создавая разговорные ситуации. Самый яркий пример – разговор по телефону. Сначала я знакомлю детей со стихотворением К. Чуковского «Телефон». Затем в группу приносится игрушечный телефон, и детям предлагается игра по мотивам стихотворения. Через день-два переходим к свободной игре в «телефонный разговор». При этом каждой паре детей предлагается разная ситуация (мама звонит с работы, узнать, как дела). Ещё один игровой метод обучения общению – игры по мотивам известных сказок («Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»). 
Здесь воспитатель берёт на себя роль первого появившегося в сказке и последовательно вовлекает детей в игру. Игры со сказочными сюжетами удобно проводить на прогулке, т.к. для таких игр может быть достаточно словесного обозначения ролей, без атрибутов. На завершающем этапе воспитатель является уже не руководителем, а партнёром по совместной игре. Любую интересную для детей тему педагог представляет так, чтобы одна из ролей (основная) была по смыслу связана с несколькими другими, например, игра «путешествие на пароходе». Участниками игры являются матрос, капитан, пассажир, водолаз. По сюжету игры «капитан» по очереди взаимодействует с остальными участниками. Таким образом, роль капитана включена во множественные ролевые связи, при этом ребёнку приходится всё время менять своё ролевое поведение.
Можно использовать следующий игровой метод, когда участников игры меньше, чем ролей, и одному ребёнку приходится брать на себя несколько. Ещё один вариант, когда общаются два одинаковых персонажа. Например, игра «в больницу». Двум-трём детям предлагается исполнить роли разных врачей и по очереди принять пациента. Такой игровой метод удобно использовать во время утреннего приёма, когда дети, приходя, по очереди включаются в игру. Особенности коммуникативной деятельности детей 3 – 5 лет требуют от взрослого поиска новых эффективных путей нормализации и развития у детей навыков общения в кругу сверстников. Важно вовремя начать работу, т.к. находясь в обществе, ребёнок должен уметь строить адекватные отношения и учиться управлять своим поведением в любой ситуации. Каждый период жизни и развития характеризуется ведущим видом деятельности. В младшем и среднем возрасте – это игра. Поэтому, использование игровых методов и упражнений коммуникативной направленности – самое эффективное средство при обучении общению.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»