«Методика Монтессори» как средство математического
развития детей дошкольного возраста
развития детей дошкольного возраста
Курмаева Эрика Рафаэльевна
«Человеческий разум является математическим: он стремится к точности, к измерению, к сравнению. ...Без математического воспитания и образования невозможно ни понять прогресс нашей эпохи, ни принять в нём участие».
М. Монтессори
ВведениеВ условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. В этой связи, с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема математического образования дошкольников. Известный итальянский педагог Мария Монтессори в свое время сделала очень оптимистичное утверждение. По ее словам, так называемый «математический дух» присущ каждому человеку просто потому, что он человек. Важно лишь вовремя этот дух «разбудить».
Мария Монтессори считала, что без математического воспитания и образования невозможно ни понять прогресс эпохи, ни принять в нём участие. Математика не является неким особо сложным явлением, суть которого может постигнуть только специально одарённый человек. Математическое сознание присуще любому человеку, в том числе и маленькому, потому что тесно связано с его обыденной жизнью. Дети с лёгкостью изучают нумерацию, пересчитывая предметы. Ребёнок движется от восприятия конкретных предметов, сравнения их друг с другом к построению рядов от большего к меньшему, от длинного к короткому. Детский ум одновременно впитывает многообразный сенсорный и моторный опыт, развивая при этом математические способности. Даже если специально не заниматься с ребёнком математикой, а просто окружить его предметами, которые можно пересчитывать и выстраивать в логической последовательности, ребёнок будет спонтанно развивать свои математические способности.
Сущность «Монтессори – педагогики» состоит в том, что ребенок творит себя сам, в собственной деятельности. Сознание ребенка впитывает все окружающее как губка. Образование ребенка происходит в соответствии с его биологическим ритмом, индивидуальным темпом. В рамках, определенных педагогом, ребенок выбирает работу, которая нравится ему и соответствует его внутренним интересам. Он свободно и спонтанно упражняет свои чувства, более того, испытывает удовольствие и энтузиазм от подобной деятельности, потому что поступает не по чьей - то указке, а по собственному желанию. Задача взрослого - помочь ребёнку организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу!
Основная цель методики М.Монтессори заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к самообучению в специально подготовленной с помощью дидактических материалов среде.
Задачи методики Мантессори, как средства математического развития детей дошкольного возраста:
- Развить сенсорные (предметно-действенные) способы познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
- Развить у детей логические способы познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация);
- Развить у детей математические представления (представления о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях).
- Научить детей экспериментально-исследовательским способам познания математического содержания (воссозданию, экспериментированию, моделированию, трансформации);
- Научить детей математическим способам познания действительности (счет, измерение, простейшие вычисления);
- Развить интеллектуально-творческие способности детей (находчивость, смекалку, сообразительность, стремление к поиску нестандартных решений задач);
- Развить точную, аргументированную и доказательную речь, обогатить словарь ребенка;
- Развить активность и инициативность у детей;
- Воспитать готовность к обучению в школе (развить самостоятельность, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки).
В создании и использовании дидактического материала М. Монтессори выделила следующие принципы:
- значимость материала для ребенка;
- изоляция трудности;
- контроль ошибок;
- постепенное усложнение материала по дизайну и использованию;
- возможность косвенной подготовки к дальнейшему обучению;
- последовательное абстрагирование материала от простых первоначальных функций
Необходимым компонентом педагогического процесса является анализ результатов, позволяющий определить его эффективность — аналитико-оценочная деятельность воспитателя. Сущность ее заключается в самом названии. Воспитатель, осуществляя педагогический процесс, анализирует ход обучения и воспитания, выявляет в них положительные стороны и недостатки, сравнивает достигаемые результаты с теми целями и задачами, которые намечались, а также сопоставляет свою работу с опытом коллег. Аналитико-оценочная деятельность помогает воспитателю поддерживать, так называемую обратную связь в своей работе, это значит, непрерывно сверять то, что намечалось достигнуть в обучении и воспитании детей и что достигнуто, и на этой основе вносить необходимые коррективы в учебно — воспитательный процесс, вести поиски путей его совершенствования и повышения педагогической эффективности, вносить необходимые коррективы при выявлении отклонений от намеченной цели и спрогнозировать предстоящую деятельность с учетом новых условий и уже достигнутых результатов.
Исходя из вышесказанного, критерием результативности применения методики Монтессори как средства математического развития детей дошкольного возраста, следует считать позитивную динамику личностного роста ребёнка.
Вывод
Практическая значимость использования методики Монтессори заключается в существенном вкладе в совершенствование процесса формирования математических понятий детей дошкольного возраста, повышения уровеня умственной, математической и социальной подготовленности детей к жизни и активизации их психического развития в целом.