Эмоциональный интеллект и важность его психолого-педагогического
сопровождения в дошкольном возрасте
сопровождения в дошкольном возрасте
Воронина Карина Олеговна,
педагог-психолог ГБДОУ детского сада № 104
комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга
педагог-психолог ГБДОУ детского сада № 104
комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга
Изучением интеллекта и интеллектуальных возможностей человека долгое время занимаются ученые различных специализаций. Несмотря на ранние попытки определить интеллект в общих терминах, в большинстве современных определений важнейшей выделяется способность эффективного функционирования в окружающей среде, что подразумевает адаптивную природу интеллекта.
По мнению исследователей, интеллектуальные способности можно отследить уже в детстве при их активном формировании. Поэтому важность и необходимость приобретает психолого-педагогическое сопровождение дошкольного возраста. Дошкольное детство – это особый период в развитии человека, когда у детей развиваются самые общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности.
Если рассматривать существующие понятия интеллекта (от лат. intellectus –разумение, понимание, постижение), то его можно определить, как общую способность к познанию и решению проблем, определяющую успешность любой деятельности. Она лежит в основе других способностей и обеспечивает эффективное функционирование в окружающей среде.
Можно отметить, что в психологии нет единой теории интеллекта, которая могла бы вполне пролить свет на этот феномен. Более того, существует более восьми психологических школ, которые занимались этой проблемой. Чаще всего выделяют: феноменологический, генетический, социокультурный, процессуально-деятельный, образовательный, информационный, функционально-уровневый и регуляционный подходы.
Но и в этих восьми подходах существуют различные теории определения интеллекта. Всё это говорит о том, что единого ответа на вопрос: «Что такое интеллект?» — нет ни у одного направления. Каждый подход, каждая теория раскрывает природу интеллекта лишь с какой-то одной стороны. Но если объединить все теории в одно целое, то получится еще одна, которая хотя и вберет в себя всё лучшее из других, но при этом останется всего лишь одной из теорий [12].
В отечественной психологии интеллект рассматривается как компонент индивидуальности, связанный с личностными характеристиками (исследования связей интеллекта с эмоционально-волевыми особенностями, социально-экономическими условиями и т.д.), также присутствует идея единства аффекта и интеллекта. Это всё нашло своё отражение в трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Б. В. Зейгарник, О. К. Тихомирова [1].
В зарубежной психологической литературе также существует много теорий, подходов и определений интеллекта. Множество исследователей, таких как Р. Стернберг [7], Г. Айзенк [12], X. Гарднер [13], Л. Терстоун [13], Дж. Гилфорд[5], П. Саловей и Дж. Майер [14], Д. Гоулман [2], придерживались теории множественности интеллекта. К понятию множественности интеллекта, помимо общего, относятся такие его модели, как социальный и эмоциональный интеллект.
Термин «социальный интеллект», введенный в психологию бихевиористом Эдвардом Торндайком в 1920 году [8], сейчас рассматривается как индивидуально-личностное свойство человека, которое проявляется в способности формировать отношение к самому себе, прогнозировать результаты своей деятельности, понимать своё поведение и поведение окружающих.
Проявление интереса к какой-либо области связано с особенностями личности индивида, прежде всего, по мнению Д.В. Ушакова, эмоциональными [10]. Интерес непосредственно ведет к увеличению компетентности в этой сфере, благодаря тому, с какой частотой человек попадает в определенные социальные ситуации, обдумывает их, анализирует, использует разнообразие форм реагирования.
В последнее время в научной психологии появилось новое понятие, характеризующее индивидуальные способности человека, отражающие возможности личности во взаимодействии с социальной средой посредством эмоций и использования эмоциональной информации, в качестве основы мышления — это эмоциональный интеллект. Сам термин был введен в психологию Питером Сэловеем и Джоном Майером [14], разработавшими первую и наиболее известную концепцию эмоционального интеллекта, определяя его как способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту личности.
Эмоциональный интеллект в их понимании рассматривается в качестве подструктуры социального интеллекта, включающую в себя способность осознавать и понимать собственные эмоции, а также эмоции другого человека, способность их различать и применять эту информацию для управления мышлением и действиями [14].
Недооценивание важнейшей сферы личности человека — эмоциональной - может приводить к росту числа аффективных расстройств, тяжёлых душевных состояний, эмоциональных взрывов и конфликтов, к гнетущему состоянию неудовлетворённости собой и жизнью, к трудностям установления тёплых, доверительных контактов и получения социальной поддержки [11].
Такое понятие как эмоциональный интеллект относительно новое не только для отечественных исследователей, но и для зарубежных, и вызывает непонимание. Вместе с измерением уровня интеллекта IQ сейчас довольно часто начинают проявлять интерес к уровню EQ - по-английски «emоtiоnаl quаlity», то есть «качество чувств». Существует мнение, что уровень интеллекта IQ способствует успеху личности всего лишь на 20%, в то время как эмоциональный интеллект способствует успешности, по меньшей мере, на 80%. В качестве «успешности» здесь выступает профессиональная деятельность, а также умение выстраивать отношения с людьми, не только в семье, но и в повседневном общении. Это понятие предполагает довольно обширный перечень способностей: тонкость чувств, тактичность, характер, человечность. Для термина эмоциональный интеллект примечательно то, что его упоминают в одном ряду с профессиональной и личностной успешностью. Уже в 1970 – 1980-х годах было высказано предположение, что эмоции могут быть одной из подсистем сознания. В разработанной Р. Лазарусом когнитивной концепции одной из главных идей является познавательная детерминация эмоций. В ней главными положениями являются:
По мнению исследователей, интеллектуальные способности можно отследить уже в детстве при их активном формировании. Поэтому важность и необходимость приобретает психолого-педагогическое сопровождение дошкольного возраста. Дошкольное детство – это особый период в развитии человека, когда у детей развиваются самые общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности.
Если рассматривать существующие понятия интеллекта (от лат. intellectus –разумение, понимание, постижение), то его можно определить, как общую способность к познанию и решению проблем, определяющую успешность любой деятельности. Она лежит в основе других способностей и обеспечивает эффективное функционирование в окружающей среде.
Можно отметить, что в психологии нет единой теории интеллекта, которая могла бы вполне пролить свет на этот феномен. Более того, существует более восьми психологических школ, которые занимались этой проблемой. Чаще всего выделяют: феноменологический, генетический, социокультурный, процессуально-деятельный, образовательный, информационный, функционально-уровневый и регуляционный подходы.
Но и в этих восьми подходах существуют различные теории определения интеллекта. Всё это говорит о том, что единого ответа на вопрос: «Что такое интеллект?» — нет ни у одного направления. Каждый подход, каждая теория раскрывает природу интеллекта лишь с какой-то одной стороны. Но если объединить все теории в одно целое, то получится еще одна, которая хотя и вберет в себя всё лучшее из других, но при этом останется всего лишь одной из теорий [12].
В отечественной психологии интеллект рассматривается как компонент индивидуальности, связанный с личностными характеристиками (исследования связей интеллекта с эмоционально-волевыми особенностями, социально-экономическими условиями и т.д.), также присутствует идея единства аффекта и интеллекта. Это всё нашло своё отражение в трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Б. В. Зейгарник, О. К. Тихомирова [1].
В зарубежной психологической литературе также существует много теорий, подходов и определений интеллекта. Множество исследователей, таких как Р. Стернберг [7], Г. Айзенк [12], X. Гарднер [13], Л. Терстоун [13], Дж. Гилфорд[5], П. Саловей и Дж. Майер [14], Д. Гоулман [2], придерживались теории множественности интеллекта. К понятию множественности интеллекта, помимо общего, относятся такие его модели, как социальный и эмоциональный интеллект.
Термин «социальный интеллект», введенный в психологию бихевиористом Эдвардом Торндайком в 1920 году [8], сейчас рассматривается как индивидуально-личностное свойство человека, которое проявляется в способности формировать отношение к самому себе, прогнозировать результаты своей деятельности, понимать своё поведение и поведение окружающих.
Проявление интереса к какой-либо области связано с особенностями личности индивида, прежде всего, по мнению Д.В. Ушакова, эмоциональными [10]. Интерес непосредственно ведет к увеличению компетентности в этой сфере, благодаря тому, с какой частотой человек попадает в определенные социальные ситуации, обдумывает их, анализирует, использует разнообразие форм реагирования.
В последнее время в научной психологии появилось новое понятие, характеризующее индивидуальные способности человека, отражающие возможности личности во взаимодействии с социальной средой посредством эмоций и использования эмоциональной информации, в качестве основы мышления — это эмоциональный интеллект. Сам термин был введен в психологию Питером Сэловеем и Джоном Майером [14], разработавшими первую и наиболее известную концепцию эмоционального интеллекта, определяя его как способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту личности.
Эмоциональный интеллект в их понимании рассматривается в качестве подструктуры социального интеллекта, включающую в себя способность осознавать и понимать собственные эмоции, а также эмоции другого человека, способность их различать и применять эту информацию для управления мышлением и действиями [14].
Недооценивание важнейшей сферы личности человека — эмоциональной - может приводить к росту числа аффективных расстройств, тяжёлых душевных состояний, эмоциональных взрывов и конфликтов, к гнетущему состоянию неудовлетворённости собой и жизнью, к трудностям установления тёплых, доверительных контактов и получения социальной поддержки [11].
Такое понятие как эмоциональный интеллект относительно новое не только для отечественных исследователей, но и для зарубежных, и вызывает непонимание. Вместе с измерением уровня интеллекта IQ сейчас довольно часто начинают проявлять интерес к уровню EQ - по-английски «emоtiоnаl quаlity», то есть «качество чувств». Существует мнение, что уровень интеллекта IQ способствует успеху личности всего лишь на 20%, в то время как эмоциональный интеллект способствует успешности, по меньшей мере, на 80%. В качестве «успешности» здесь выступает профессиональная деятельность, а также умение выстраивать отношения с людьми, не только в семье, но и в повседневном общении. Это понятие предполагает довольно обширный перечень способностей: тонкость чувств, тактичность, характер, человечность. Для термина эмоциональный интеллект примечательно то, что его упоминают в одном ряду с профессиональной и личностной успешностью. Уже в 1970 – 1980-х годах было высказано предположение, что эмоции могут быть одной из подсистем сознания. В разработанной Р. Лазарусом когнитивной концепции одной из главных идей является познавательная детерминация эмоций. В ней главными положениями являются:
- каждая эмоциональная реакция, независимо от её содержания, есть функция особого рода познания или оценки;
- эмоциональный ответ представляет собой некий синдром, каждый из компонентов которого отражает какой-либо важный момент в общей реакции [1].
Чешский лингвист Франтишек Данеш, изучающий связь языка и эмоций указывал на то, что «когниция вызывает эмоции, так как она эмоциогенна, а эмоции влияют на когницию, так как они вмешиваются во все уровни когнитивных процессов» [12].
Согласно Л.С. Выготскому, развитие эмоций идёт в направлении их осознания. Его мнение стало основанием для того, чтобы сделать следующие выводы о том, что подавляющее большинство эмоций человека интеллектуально опосредовано; что между эмоциональными и интеллектуальными процессами мышления существует закономерная связь; что развитие эмоций идет в единстве с развитием мышления; что эмоции участвуют в регуляции мышления и его мотивации (мотивационная и эмоциональная регуляция мышления); и что, следовательно, эмоция – одна из составляющих мышления [1]. И в образовательном процессе это видно - эмоциональный интерес к тем или иным заданиям при обучении, влияет на его усвояемость.
Высокая развитость эмоциональной сферы помогает более эффективно ориентироваться и адаптироваться в окружающем мире и в социуме.
Эмоциональная система представляет собой одну из основных систем регуляции жизнедеятельности. Как считал Казимеж Обуховский, вместе с общей способностью ориентации в окружающем мире немаловажна также эмоциональная ориентация. Это отражается в способности непосредственно видеть эмоциональное состояние другого человека и распознавать свои эмоциональные отношения с ним. Существует чёткая зависимость функционирования индивида от точности его ориентации, в том числе и эмоциональной, которая особенно важна в период формирования личности [6].
В ходе воспитания и развития личности очень часто упускается из виду тот факт, что развитие эмоциональных способностей способствует становлению нравственности и, зачастую, является необходимым компонентом. В большинстве случаев, при воспитании моральных качеств в личности большое значение уделяется оценке «хорошо – плохо», «добро – зло», при этом когнитивное оценивание эмоциональной информации дает возможность найти нечто усредненное между этими полярными понятиями и стабилизировать понятие оценки. Установлению гармоничного соотношения между когнитивными и эмоциональными процессами, а также решению проблемы эмоциональных и психосоматических расстройств способствует развитие эмоционального интеллекта.
Познавательным, физическим и музыкально-эстетическим развитием детей в дошкольном учреждении занимаются воспитатели и педагоги дополнительного образования, но эмоциональное развитие зачастую отходит на второй план и ограничивается беседой о том, какое бывает настроение, хотя эмоциональный опыт ребенка оказывает большое влияние на его общее развитие и все его сферы, а также напрямую связано психологическим и социальным благополучием ребенка. Об этом говорили и выдающиеся педагоги, и психологи, такие как Лев Семенович Выготский и Александр Владимирович Запорожец. По их мнению, только согласованное функционирование систем познавательного и эмоционального развития может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции. Поэтому важность и необходимость приобретает психолого-педагогическое сопровождение дошкольного возраста в сфере эмоционального развития.
Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка дошкольного возраста предполагает герменевтическую природу его поддержки. Слово «герменевтика» с греческого языка переводится как «разъясняющий», «истолковывающий». Применительно к ребенку дошкольного детства оно означает умение педагога растолковывать, раскрывать, интуитивно чувствовать и даже угадывать в каждом личность, его внутренние и потенциальные возможности: талант, способности, уникальность, индивидуальные особенности [3]. Ребенок, в качестве субъекта социального взаимодействия всегда привлечен к системе познания, к системе социальных отношений. Благодаря этой включенности ребенок идет по пути развития личности. Собственный поиск жизненных установок, освоение образцов и норм деятельности осмысленно соединено у ребенка со значимым Другим: родителями, педагогами, сверстниками.
Чтобы у ребенка не образовалось внутренней враждебности в направлении других людей, обязательно, чтобы взрослый отвечал за вероятное, более слаженное, развитие личности дошкольника, несмотря на сопутствующие развитию отрицательные образования. Развитие воли поспособствует успеху в достижении выбранной цели. Это укрепит позицию ребенка в его стремлении к признанию.
Эмоциональное воспитание сделает его мягче по отношению к сверстнику или взрослому, ответная же благодарность доставит безусловное удовольствие. Сбалансированность эмоциональной среды ребенка повлияет на гармоничное развитие его личности. Что же до отрицательных образований в личности ребенка, которые возникают в процессе самого развития, они могут быть устранены при адекватном эмоционально-аффективном обращении со стороны взрослого.
Знание эталонов нравственности как таковое не оказывает на ребенка такого воздействия, как санкционированная аффектом позиция по отношению к какому-либо поступку. Именно обращение взрослого развивает у ребенка отдельные человеческие чувства и ценности. Задача создания гармоничной личности обязана заключаться не в направлении на снижение стремления к признанию, не в обесценивании последующего будущего ребенка, а в направлении всех притязаний в правильную сторону, в ослаблении сопутствующих отрицательных образований [4].
Психолого-педагогическое сопровождение развития детей дошкольного возраста предполагает тип деятельности, который состоит в оказании ребёнку помощи со стороны участников образовательного процесса в получении знаний об окружающем мире, формировании целостной картины мира, развитии познавательной активности в исследовательской деятельности [9].
Сопровождение всестороннего развития личности человека – важнейшая психолого-педагогическая задача современного общества. Одним из основных условий решения этой задачи является осуществление дифференцированного подхода к детям в процессе обучения и воспитания, опирающегося на знания их возрастных и индивидуальных различий, среди которых особенности развития эмоционального интеллекта.
Список литературы
1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. – Новополоцк : ПГУ, 2011. – 388.
2. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки; пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 301 с.
3. Глевицкая В.С. Психолого-педагогическое сопровождение развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста: автореф. … канд. психол. наук. – Курск, 2007.
4. Исаева И.Ю. Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта ребенка в период дошкольного детства: Диссерт. канд. пед. наук, Ростов-на-Дону, 2011.
5. Лунева О.В. Социальный интеллект: история изучения и основные модели: монография. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009. 124 с.
6. Обуховский, К. Галактика потребностей. Психология влечений человека / К. Обуховский. – СПб.: Изд-во «Речь», 2003. – 296 с.
7. Практический интеллект/Под общ. ред. Р. Стернберга. -СПб.: Питер, 2002. -272 с.
8. Савенков, А.И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества / А.И. Савенков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2005. – Т.2. – С. 94–101.
9. Субботина Л.Г. Модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса в психолого-педагогическом сопровождении учащихся // Сибирский психологический журнал. – 2007. – № 5. – С. 120– 125.
10. Ушаков, Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта / Д.В. Ушаков // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 11–29.
11. Холмогорова, А.Б. Культура, эмоции и психическое здоровье / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян // Вопросы психологии. – 1999. – № 2. – С. 61 – 74.
12. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. СПб., 2003. С. 37-74.
13. Хухлаева, О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет : психологические игры, упражнения, сказки /О.В. Хухлаева. – 3-е издание. – Москва : Генезис, 2011. – 176 с. : ил. – (Психологическая работа с детьми).
14. Mayer, J. D., Salovey, P., Caruso, D. R., & Sitarenios, G.Emotional Intelligence As a Standard Intelligence. — Emotion, 2001.
Согласно Л.С. Выготскому, развитие эмоций идёт в направлении их осознания. Его мнение стало основанием для того, чтобы сделать следующие выводы о том, что подавляющее большинство эмоций человека интеллектуально опосредовано; что между эмоциональными и интеллектуальными процессами мышления существует закономерная связь; что развитие эмоций идет в единстве с развитием мышления; что эмоции участвуют в регуляции мышления и его мотивации (мотивационная и эмоциональная регуляция мышления); и что, следовательно, эмоция – одна из составляющих мышления [1]. И в образовательном процессе это видно - эмоциональный интерес к тем или иным заданиям при обучении, влияет на его усвояемость.
Высокая развитость эмоциональной сферы помогает более эффективно ориентироваться и адаптироваться в окружающем мире и в социуме.
Эмоциональная система представляет собой одну из основных систем регуляции жизнедеятельности. Как считал Казимеж Обуховский, вместе с общей способностью ориентации в окружающем мире немаловажна также эмоциональная ориентация. Это отражается в способности непосредственно видеть эмоциональное состояние другого человека и распознавать свои эмоциональные отношения с ним. Существует чёткая зависимость функционирования индивида от точности его ориентации, в том числе и эмоциональной, которая особенно важна в период формирования личности [6].
В ходе воспитания и развития личности очень часто упускается из виду тот факт, что развитие эмоциональных способностей способствует становлению нравственности и, зачастую, является необходимым компонентом. В большинстве случаев, при воспитании моральных качеств в личности большое значение уделяется оценке «хорошо – плохо», «добро – зло», при этом когнитивное оценивание эмоциональной информации дает возможность найти нечто усредненное между этими полярными понятиями и стабилизировать понятие оценки. Установлению гармоничного соотношения между когнитивными и эмоциональными процессами, а также решению проблемы эмоциональных и психосоматических расстройств способствует развитие эмоционального интеллекта.
Познавательным, физическим и музыкально-эстетическим развитием детей в дошкольном учреждении занимаются воспитатели и педагоги дополнительного образования, но эмоциональное развитие зачастую отходит на второй план и ограничивается беседой о том, какое бывает настроение, хотя эмоциональный опыт ребенка оказывает большое влияние на его общее развитие и все его сферы, а также напрямую связано психологическим и социальным благополучием ребенка. Об этом говорили и выдающиеся педагоги, и психологи, такие как Лев Семенович Выготский и Александр Владимирович Запорожец. По их мнению, только согласованное функционирование систем познавательного и эмоционального развития может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции. Поэтому важность и необходимость приобретает психолого-педагогическое сопровождение дошкольного возраста в сфере эмоционального развития.
Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка дошкольного возраста предполагает герменевтическую природу его поддержки. Слово «герменевтика» с греческого языка переводится как «разъясняющий», «истолковывающий». Применительно к ребенку дошкольного детства оно означает умение педагога растолковывать, раскрывать, интуитивно чувствовать и даже угадывать в каждом личность, его внутренние и потенциальные возможности: талант, способности, уникальность, индивидуальные особенности [3]. Ребенок, в качестве субъекта социального взаимодействия всегда привлечен к системе познания, к системе социальных отношений. Благодаря этой включенности ребенок идет по пути развития личности. Собственный поиск жизненных установок, освоение образцов и норм деятельности осмысленно соединено у ребенка со значимым Другим: родителями, педагогами, сверстниками.
Чтобы у ребенка не образовалось внутренней враждебности в направлении других людей, обязательно, чтобы взрослый отвечал за вероятное, более слаженное, развитие личности дошкольника, несмотря на сопутствующие развитию отрицательные образования. Развитие воли поспособствует успеху в достижении выбранной цели. Это укрепит позицию ребенка в его стремлении к признанию.
Эмоциональное воспитание сделает его мягче по отношению к сверстнику или взрослому, ответная же благодарность доставит безусловное удовольствие. Сбалансированность эмоциональной среды ребенка повлияет на гармоничное развитие его личности. Что же до отрицательных образований в личности ребенка, которые возникают в процессе самого развития, они могут быть устранены при адекватном эмоционально-аффективном обращении со стороны взрослого.
Знание эталонов нравственности как таковое не оказывает на ребенка такого воздействия, как санкционированная аффектом позиция по отношению к какому-либо поступку. Именно обращение взрослого развивает у ребенка отдельные человеческие чувства и ценности. Задача создания гармоничной личности обязана заключаться не в направлении на снижение стремления к признанию, не в обесценивании последующего будущего ребенка, а в направлении всех притязаний в правильную сторону, в ослаблении сопутствующих отрицательных образований [4].
Психолого-педагогическое сопровождение развития детей дошкольного возраста предполагает тип деятельности, который состоит в оказании ребёнку помощи со стороны участников образовательного процесса в получении знаний об окружающем мире, формировании целостной картины мира, развитии познавательной активности в исследовательской деятельности [9].
Сопровождение всестороннего развития личности человека – важнейшая психолого-педагогическая задача современного общества. Одним из основных условий решения этой задачи является осуществление дифференцированного подхода к детям в процессе обучения и воспитания, опирающегося на знания их возрастных и индивидуальных различий, среди которых особенности развития эмоционального интеллекта.
Список литературы
1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. – Новополоцк : ПГУ, 2011. – 388.
2. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки; пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 301 с.
3. Глевицкая В.С. Психолого-педагогическое сопровождение развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста: автореф. … канд. психол. наук. – Курск, 2007.
4. Исаева И.Ю. Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта ребенка в период дошкольного детства: Диссерт. канд. пед. наук, Ростов-на-Дону, 2011.
5. Лунева О.В. Социальный интеллект: история изучения и основные модели: монография. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009. 124 с.
6. Обуховский, К. Галактика потребностей. Психология влечений человека / К. Обуховский. – СПб.: Изд-во «Речь», 2003. – 296 с.
7. Практический интеллект/Под общ. ред. Р. Стернберга. -СПб.: Питер, 2002. -272 с.
8. Савенков, А.И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества / А.И. Савенков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2005. – Т.2. – С. 94–101.
9. Субботина Л.Г. Модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса в психолого-педагогическом сопровождении учащихся // Сибирский психологический журнал. – 2007. – № 5. – С. 120– 125.
10. Ушаков, Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта / Д.В. Ушаков // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 11–29.
11. Холмогорова, А.Б. Культура, эмоции и психическое здоровье / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян // Вопросы психологии. – 1999. – № 2. – С. 61 – 74.
12. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. СПб., 2003. С. 37-74.
13. Хухлаева, О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет : психологические игры, упражнения, сказки /О.В. Хухлаева. – 3-е издание. – Москва : Генезис, 2011. – 176 с. : ил. – (Психологическая работа с детьми).
14. Mayer, J. D., Salovey, P., Caruso, D. R., & Sitarenios, G.Emotional Intelligence As a Standard Intelligence. — Emotion, 2001.