Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС

Кузнецова Клара Васильевна
По ФГОС, ориентирами дошкольного образования в области речевого развития, являются следующие характеристики достижений ребенка: ребёнок на хорошем уровне должен владеть устной речью, уметь выражать желания и мысли, использовать речь для выражения чувств, строить речевые высказывания при общении, уметь выделять в словах звуки, у него должны начать складываются предпосылки грамотности.
Основная цель речевого развития в условиях реализации ФГОС– развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Задачи речевого развития в ФГОС ДО:
  • Владение речью как средством общения и культуры. Надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим.
  • Обогащение активного словаря. Происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно-тематическом планировании работы.
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Связная речь состоит из диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения.
  • Развитие речевого творчества. Работа не простая, предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия.
  • Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха. Ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи.
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей.
  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Подобные приоритеты расставлены не случайно.
1. Речь рассматривается как средство общения. Чтобы конструктивно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, ребенок должен свободно владеть диалогическим общением и использовать все вербальные и невербальные средства этого общения.
2. Стандарт направлен на развитие творческого потенциала каждого ребенка, формирование творческой активности и самостоятельности. Задача развития речевого творчества у дошкольников – формирование позиции активного участника в речевом взаимодействии.
3. В процессе восприятия произведения ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Восприятие художественных произведений рассматривается как один из приемов формирования творческой личности, что соответствует целевым ориентирам ФГОС дошкольного образования.
Принципы развития речи:
  • принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;
  • принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи;
  • принцип развития языкового чутья;
  • принцип формирования элементарного осознания явлений языка;
  • принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
  • принцип обогащения мотивации речевой деятельности;
  • принцип обеспечения активной языковой практики.
Формы и методы работы по речевому развитию:
  • Наглядные: непосредственное наблюдение (наблюдения в природе, экскурсии) и опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность, рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам).
  • Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
  • Практические: дидактические игры, коммуникативные игры, словесные игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Средства развития речи:
  • общение взрослых и детей;
  • культурная языковая среда;
  • обучение родной речи;
  • художественная литература;
  • изобразительное искусство, музыка, театр;
  • занятия по другим разделам программы.
Взаимодействие с родителями
Важную роль в речевом развитии детей является включение родителей в образовательный процесс. Рекомендуются следующие формы работы с семьей:
  • мастер-класс;
  • круглый стол;
  • семинар-практикум;
  • родительский клуб;
  • интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»;
  • индивидуальные консультации;
  • обучающие презентации.
Создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.
В качестве основных компонентов речевой развивающей среды выделяют следующие:
  • речь педагога;
  • методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;
  • специальное оборудование для каждой возрастной группы.
Грамотная речь педагога является одной из важнейших составляющих, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога должна отвечать следующим требованиям:
  • ПРАВИЛЬНОСТЬ – т. е. соответствие языковым нормам.
  • ТОЧНОСТЬ – т. е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.
  • ЛОГИЧНОСТЬ – т. е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов: начало, основная часть и конец высказывания.
  • ЧИСТОТА – т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
  • ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
  • БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности.
  • УМЕСТНОСТЬ – т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!
Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель речевого развития - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»