Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие математических представлений дошкольников
 с помощью блоков Дьенеша

Бровкина Марина Александровна
Любознательность, стремление к познанию нового, неизведанного – одно из основных качеств творческого человека. Учить ребенка способам действий, которые помогают самостоятельно совершать открытия, важно с детства. Развивать интеллектуальные способности ребенка, необходимо начиная с дошкольного возраста. Умственно развитые дети гораздо легче адаптируются в новой, сложной для них ситуации, у них лучше развита память, они увереннее себя чувствуют и в результате гораздо лучше готовы к школьному обучению. С учетом возрастных особенностей дошкольников развивать их умственные способности можно. Для этого используются приемы поискового метода, организуются занятия в форме игры.
Дидактический материал «Логические блоки», разработаны венгерским психологом и математиком Дьенешем для математического развития детей, используется во многих странах мира. С их помощью можно успешно реализовать задачи познавательного развития детей; поставленные в различных программах дошкольного воспитания и образования: «Детство», «Развитие», «истоки», «Примерная и основана программа дошкольного образования от рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы).
Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать как математические понятия, так и понятия, связанные с информатикой (дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики). Блоки Дьенеша предназначены для занятий с детьми с трех лет, но обучать играть с ними можно уже с двух лет. Вначале детям предлагаются самые элементарные задачи, которые затем постепенно усложняются. В настоящее время, по нашему мнению, логические блоки стали самым подходящим материалом для математического развития детей дошкольного возраста. С их помощью можно развить не только логическое мышление, но и творческое воображение, которое в дальнейшем поможет преодолевать влияние стереотипов. Мы в своей работе применили блоки Дьенеша для того, чтобы дети легко запоминали материал, стали более увереннее в своих силах, легче адаптировались к новой обстановке.
Опыт показал эффективность применения логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста. Использование этого дидактического материала позволяет:
  • Ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
  • Развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
  • Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления;
  • Развивать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение;
  • Развивать творческие способности;
Мы поставили перед собой несколько методических задач:
  • Изучить методики использования блоков Дьенеша, опубликованные в методической литературе;
  • Составлять комплекс игр и игровых упражнений с блоками Дьенеша для математического развития детей старшей группы;
  • Апробировать их в педагогическом процессе детского сада.
Логические блоки Дьенеша – это абстрактно-дидактическое средство, предоставляющее собой набор фигур, которые отличаются друг о друга по форме, размеру, цвету, толщине. Эти свойства встречаются в различных сочетаниях. На практике обычно используются три цвета (синий, красный, желтый), четыре формы (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг). Эти разноцветные фигуры имеют по две характеристики величины (большой и маленький) и толщины (тонкий и толстый). Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: формой, цветом, размером и толщиной. В наборе отсутствуют фигуры одинаковые по всем свойствам.
Комплект логических блоков дает возможность развивать у детей умение оперировать вначале одним свойством предмета, затем двумя, тремя. Посредством разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер и толщину), затем сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Опытно-экспериментальная работа (пилотный эксперимент) проводился на базе ГБДОУ детский сад № 134 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга. В эксперименте участвовали 10 детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Для выявления уровня математического развития у детей шестого года жизни мы использовали следующие методики:
  1. Диагностика знаний о геометрических фигурах (В.П. Новикова)
Цель: выявить уровень знаний дошкольников о геометрических фигурах
Материал: блоки Дьенеша – по три круга, прямоугольника, треугольника, квадрата разной величины и цвета.
Инструкция к проведению: Педагог предлагает отложить круги, треугольники, квадраты, прямоугольники и назвать все группы фигур.
Дети охотно начали выполнять данное задание. Но не у всех обследуемых детей получилось. Один ребенок не смог отложить данные блоки, троим детям потребовалась значительная помощь дефектолога
  1. Диагностика на выявление цвета и формы предметов (М. Фидлер).
Цель: выявить уровень знания дошкольников о цвете и форме предметов.
Материал: блоки разных цветов, и разной формы: толстый тонкий, маленький, большой.
Инструкция к проведению. Дефектолог предлагает отложить красный толстый квадрат, тонкий желтый треугольник, толстый синий прямоугольник и называть выбранные фигуры. Если ребенок выбирает не ту фигуру, то ему предлагается доказать свое мнение и таким образом подвести к правильному ответу. Результаты применения методики оказались следующими. У двух детей возникли проблемы в выполнении задания, и они попросили о помощи дефектолога, пять детей справились с заданием с небольшой помощью дефектолога, и три ребенка старались справиться с заданием сами, но не у всех получилось с первого раза.
Таким образом, мы определяли уровень математического развития у детей старшей группы с задержкой психического развития: высокий, средний и низкий. В экспериментальной группе восемь детей находились на низком уровне, а два ребенка на среднем уровне.
Содержательной частью экспериментальной работы стала организация регулярных занятий с детьми с помощью блоков Дьенеша. В течении четырех недель мы регулярно встречались с детьми экспериментальной группы. За этот период на занятиях нами были проведены такие упражнения, как «Цепочка», 2Найди три ошибки», «Найди квадрат», игры «Воздушные шары», «Поезд», «Незнайка и его друзья», «Посади цветочек» и другие. В первую неделю выполнение упражнений вызывало затруднения, так как дети знакомились с фигурами блоков Дьенеша, (ранее они с этим материалом занимались очень редко и не использовали его по назначению, а только в игровых целях). В течении остальных недель деть освоили блоки Дьенеша и стали заниматься с большим удовольствием с этим материалом.
Проведя диагностику с помощью тех же методик, мы выяснили, что только одна девочка осталась на низком уровне развития, трое пятеро повысили его с низкого до среднего, и четыре ребенка продемонстрировали высокий уровень математического развития.
Мы считаем законченной свою экспериментальную работу следующими задачами для нас являются диагностирование большого числа детей для выявления их уровня математического развития, сравнение результатов в контрольных и экспериментальных группах. Однако и наш пилотный эксперимент ясно демонстрирует эффективность блоков Дьенеша как инструмента развития у дошкольников математических представлений.
 
Список литературы
  1. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет / под ред. А.А. Столяра. – М.: 2010
  2. Дидактические игры – занятия в ДОУ (старший возраст) вып. 1: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / авт.сост. Е.Н. Панова – Воронеж, 2007
  3. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб, 2008
  4. Математика до школы: пособия для воспитателей детских садов и родителей / сост. А.А. Смоленцева, О.В. Пустовойт. – Ч I. – СПб., 2008
  5. Математика до школы. Игры – головоломки / сост. З.А.Михайлова, Р.Л. Непомнящая. – Ч II. – СПб.. 2002
  6. Фидлер М. Математика уже в детском саду: пособие для воспитателей детского сада / пер. с польского О.А. Павлович. – М.: 2008
  7. Маланичева Т.А., Сафонова Е.С. Блоки Дьенеша: странный крокодил и ученая ворона // Дошкольная педагогика. 2006 - № 3. – С. 20-28
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»