Многофункциональные игры и игровые упражнения
для формирования мелкой моторики и общих речевых
навыков у детей с ОНР
Керус Наталья Каримулловна,
учитель-логопед ГБДОУ детский сад №2
Кировского района г. Санкт-Петербурга.
В дошкольном возрасте необходимо развивать мелкую моторику и координацию движений рук, это благотворно влияет на работу головного мозга, стимулирует развитию речевой и мыслительной деятельности, способствует развитию памяти и внимания.учитель-логопед ГБДОУ детский сад №2
Кировского района г. Санкт-Петербурга.
Простые и увлекательные упражнения обеспечивают тренировку движений пальцев, и вызывают положительные эмоции. В результате таких занятий движение рук становятся более точными и координированными, у детей исчезает неловкость и скованность движений, кисти рук приобретают гибкость и необходимую подвижность. Кроме того, дети запоминают, где у них правая, а где левая рука, названия пальчиков, учится ориентироваться на плоскости и в пространстве. А так же в этих играх идет развитие фонематических процессов, дифференциация согласных звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство, составление слова, чтение (по лексической теме), активизация в речи ребенка существительных, совершенствование элементарных математических представлений (совершенствование навыков счета в пределах девяти), развитие речевого слуха и т.д. Все это помогает в дальнейшем в освоении навыков письма, без которых невозможно учится в школе.
Игра "Весёлый Лесовичок"
Цель игры: Развитие тонких движений пальцев рук, координации речи с движением, ориентировка на плоскости и в пространстве, зрительное внимание.
Оснащение: картинка с изображением трех клеток, трех белок, игрушки-топотушки "Лесовичок"
Ход игры:
1 часть: Логопед предлагает: Помоги Лесовичку попрыгать вместе с его друзьями. Поставь два пальчика правой руки внизу и "прыгай" на двух "ножках" из клетки в клетку туда и обратно.
А теперь попрыгай вместе с Лесовичком на одной ножке (сначала на "правой" - это средний палец, затем на "левой" - это указательный). При этом на линии не наступай, вправо и влево не выпрыгивай.
2 часть: Ребенок проговаривает строчку стихотворения и Лесовичок "прыгает" на двух "ножках" в следующую клетку.
Я - знаток лесных дорог, Звать меня Лесовичок.
Непременно каждый день я. Обхожу свои владенья.
Игра: "Умный Медвежонок"
Цель игры: Развитие мелкой моторики пальцев рук, запоминание правой и левой руки, название пальчиков, составление слова, чтение (по лексической теме).
Оснащение: картинка с изображением пронумерованной дорожки - лабиринта с флагами (на флагах закреплены буквы, с помощью скрепок), в центре карточка по лексической теме, игрушка – топотушка Медвежонок.
Разминка на тропинке. (Разминочные упражнения выполняются на столе).
Выполняй движения точно по команде.
1. На месте шаго-о-ом марш! Раз, два! Раз, два! Выше ногу! Раз, два! Раз, два! Стой, раз, два! Указательный и средний пальцы правой руки поочередно поднимаются вверх в согнутом положении. Локоть слегка приподнят. Рука не напряжена.
2. Поворот нале-е-ево! Раз, два! На счет "раз " указательный палец правой руки поворачивается влево, на счет "два" к нему приставляется средний палец этой же руки.
3. Вперед шаго-о-ом марш! Левой, левой! Раз, два, три! Левой, левой! Раз, два, три! Стой, раз, два! Указательный и средний пальцы правой руки передвигаются вперед. Движение следует начать с указательного пальца.
4. Не разворачиваясь, назад шаго-о-ом марш! Правой, правой! Раз, два, три! Правой, правой! Раз, два, три! Стой, раз, два! Указательный и средний пальцы правой руки передвигаются назад. Движение следует начать со среднего пальца.
Ход игры:
1 часть: (Для детей среднего дошкольного возраста). Логопед говорит: 1. Пройди с Медвежонком по дорожке - лабиринту. 2. Помоги Медвежонку проделать обратный путь по дорожке.
(Ребенок надевает игрушку - топотушку "Медвежонок" на указательный и средний пальцы левой руки. Ставит пальцы на начальные кружочки и начинает движение по дорожке, наступая соответствующим пальчиком на пронумерованный кружок. При необходимости руку можно поворачивать, изменяя направление движения пальцев, Дойдя до конца дорожки, ребенок поворачивает руку и идет в обратном направлении).
2 часть: (Для детей старшего дошкольного возраста). Логопед предлагает: 1. Пройди с Медвежонком по дорожке - лабиринту. (Ребенок надевает игрушку - топотушку "Медвежонок" на указательный и средний пальцы левой руки). 2. Назови буквы, которые встретятся у тебя на пути, поставь в той же последовательности в пустые клеточки, и ты узнаешь, как называется любимый (по лексической теме; (фрукт, овощ, домашнее животное и т.д.). 3. Прочитай слово и скажи, какой предмет Медвежонок выберет.
Игра "Тигренок Спортсмен"
1-й вариант:
Цель игры: Развитие тонких движений пальцев обеих рук, зрительного внимания, активизация в речи ребенка существительных.
Оснащение: картинка с изображением футбольного поля с двумя беговыми дорожками, пронумерованными кружками, на правой стороне дорожки нарисованы пять препятствий, обозначенные барьерными стойками; в центре поля нарисованы звери-спортсмены и спортивные снаряды, игрушка – топотушка Тигренок.
Ход игры:
1 часть: (Для детей среднего дошкольного возраста). Логопед говорит: Пробеги с Тигренком по беговой дорожке, поочередно наступая на нужные кружочки. ( Можно устроить забег на время, используя секундомер.) (Задание выполняется указательным и средним пальцами правой руки в быстром темпе).
2 часть: Логопед предлагает ребенку: А теперь пробеги с Тигренком по дорожке с препятствиями: подпрыгивай в местах, обозначенных барьерными стойками. (Задание выполняется указательным и средними пальцами левой руки в быстром темпе.)
3 часть: Логопед говорит: На стадионе для тренировки собрались звери-спортсмены. Найди для каждого из них спортивный снаряд. Назови эти спортивные снаряды правильно. ( Боксерская груша, штанга, велосипед, брусья.)
2-й вариант «Помоги Тигренку найти звук в слове»
Цель: Развитие фонематических процессов, дифференциация согласных звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство, развитие тонких движений пальцев рук.
Оснащение: Картинка с изображением футбольного поля с двумя беговыми дорожками, пронумерованными кружками, на правой стороне дорожки нарисованы пять препятствий, обозначенные барьерными стойками. В центре накладывается чистый лист по форме поля, напротив препятствий закрепляются (с помощью скрепок) картинки со звуками [П], [Т] в начале слова, на левой стороне поля выкладываются буквы - П -, -Т. {или другая пара согласных}, игрушка – топотушка «Тигренок».
Ход игры: ( Для детей старшего дошкольного возраста). Логопед предлагает: (Задание выполняется указательным и средним пальцами левой руки в среднем темпе). Пройди по правой дорожке с Тигренком. Подпрыгивай в местах обозначенными барьерными стойками и собери картинки по всей дорожке. Картинки имеют в своем названии звуки [П], [Т]. Эти звуки стоят в начале слова. На стадионе есть буквы -П-,-Т-. Назови слово и закрепи картинку к соответствующей букве.
Игра «Обезьянка – космонавт»
Цель: Развитие тонких движений пальцев рук, совершенствование элементарных математических представлений (совершенствование навыков счета в пределах девяти), развитие речевого слуха, запоминание правой и левой стороны.
Оснащение: Картинка с изображением пяти ракет, под ними кружочки, игрушка – топотушка Обезьянка.
Ход игры: (Для детей старшего возраста с диагнозом ОНР). Логопед говорит: Вот пять ракет, готовых к старту. На какой же из них полетит Обезьянка? Ты это узнаешь, если правильно выполнишь задание. Двигайся по кружочкам «произвольным шагом»: 3 шага вперед, 4 шага вправо, 1шаг вниз, 6 шагов влево, 3 шага вперед, 3 шага вправо. (Ребёнок ставит указательный палец правой руки на выделенный кружок и двигается по команде логопеда, «шагая» указательным и средним пальцами. При желании маршрут можно изменить, сделав его более простым или более сложным.)
Игра: «Звездный путь»
Цель: Развитие зрительного внимания, тонкой моторики, согласование числительных с существительными.
Оснащение: Картинка с изображением звездочек синего, красного, зеленого, фиолетового цвета, игрушка-топотушка Обезьянка.
Ход игры: ( Для детей среднего и старшего возраста). Логопед предлагает: Найди на этой картинке все звездочки с пятью лучами. На какую цифру похожа дорожка из синих звездочек? (Восемь). Пройди вместе с Обезьянкой по этой дорожке, поочередно наступая на синие звездочки. (Ребенок ставит на центральную звездочку средний палец правой руки и, переставляя указательный и средний пальцы, продвигается в любом направлении по дорожке. При необходимости руку можно поворачивать в нужном направлении. При этом надо следить за тем, чтобы локоть ребенка был слегка приподнят.)
Какие звезды ты еще заметил? Сколько лучей у зеленых, красных, фиолетовых звездочек? (Четыре,шесть,семь).
Литература:
1. Бразаускас Л.Г. Развиваем пальчики: Книга-игра для развития мелкой моторики. – СПб.: Издательство Дом «Литера», 2008 г.
2. Бот О. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи. – Журнал «Дефектология», 1983, №1.
3. Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. – СПб.: Дельта, 1996
4. Егорова О.В. Звуки Т, Ть, П, Пь. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. – М.: Издательство ГНОМ, 2013.
5. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.- СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001.