Мир игры современного дошкольника
Дамаева Райля Ахметовна
Наблюдение за сюжетно-ролевыми играми детей показывают, что все они играют с радостью, во время игры преобладает общий эмоционально-положительный настрой, дети много улыбаются, заинтересованы и активны. Современные дошкольники любя т самые разнообразные игры, среди которых трудно выделить лидирующие. Это подвижные игры( “Догонялки” ,“Прятки”),и настольнопечатные игры( “Домино”, “Лото” ,“Шашки”). Привлекают внимание детей компьютерные игры( “Искатель сокровищ”). Дети играют в сюжетно-ролевые игры(“Дочки-матери”, “Война”,“Парикмахерская”). Большинство детей в детском саду предпочитают играть с друзьями, с “ребятами”, потому что так “веселее, нескучно”, что свидетельствует в целом о положительном отношении детей к совместной сюжетно-ролевой игре. Есть небольшая часть дошкольников, которые любят играть одни, потому что “все дети кричат”или “не дружат” . Большинство дошкольников предпочитает играть в игры с хорошо знакомым сюжетом, который является отражением опыта повседневной жизни детей. Например, “Больница”, “Магазин”, “Семья” ,“Гости” – это традиционно любимые игры девочек, которые неизменно остаются в игровом репертуаре дошкольников на протяжении многих десятилетий. Мальчики любят игры “Роботы- трансформеры ”, “Корабль”, “Полиция” .Богатый материал для построения этих сюжетов берется из мультфильмов, компьютерных игр и является для детей привлекательным , так как он связан с яркими эмоциональными переживаниями. Часто мальчики называют в качестве своих любимых игр разного рода войнушки, игры с машинками, пистолетами. Большой популярностью у мальчиков пользуются игры с конструкторами и строительными материалами. На протяжении всего дошкольного возраста девочек привлекают такие роли, как “Мама”, “Маленькая доченька”, “Врач”, “Учитель” , “Парикмахер”, “Принцесса”. Остаются любимыми и роли животных “Собачка”, “Котеночек” . Девочки любят игры с куклой Барби, которая включает элементы режиссерской игры.. В таких играх находят отражение прочитанные сказки. Барби является олицетворением принцесс. Мальчики также называют в качестве любимых ролей семейно-бытовые: “Папа”, “Сын”. К старшему дошкольному возрасту предпочтение отдается таким ролям, как ”Полицейский”, “Военный”, “Водитель” , “Охотник за привидением”, “Человек- паук”. На выбор ролей и игровых сюжетов оказывает влияние происходящего в окружающей действительности. Дети старшего возраста играют в заложников и спасателей, в шоу “Танцы со звездами”, “Танцы на льду” . В играх детей часто присутствуют трудности, присущие современному периоду( необходимость зарабатывания денег, элементы насилия, заимствованные с экрана). Существует неоднозначное отношение взрослых к играм современных детей, проявляющееся в запрете педагогами некоторых игровых тем, игрушек, что делает игру ребенка более закрытой от взрослых, чем это было ранее. Анализируя выбор сюжетов и ролей, нужно отметить, что в играх детей сохраняются традиционные сюжеты, бытовавшие на протяжении длительного времени. Девочки старшего дошкольного возраста интересуются волшебными историями, сказками, главная героиня которых- царевна. Принцесса, а события, происходящие с ней, заканчиваются свадьбой. Игровые сюжеты, которые сродни сюжету волшебной сказки, называют архетипическими. Подобные события происходили в играх девочек на протяжении многих столетий. Становление девочки, ее внутреннего мира, половая идентификация связаны со стремлением стать женщиной, у которой есть семья, дети. Первоначально эти стремления реализуются и параллельно осознаются в играх.У мальчиков сюжеты игр иные в них находят отражение типичная для волшебной истории последовательность событий: угроза или препятствие, с которым сталкивается герой, необходимость борьбы с этой угрозой, сама борьба и победа над неким врагом. Отсюда в творческих играх мальчиков преобладают военизированные сюжеты, которые также являются архетипическими. При этом образным атрибутом в таких играх выступают машинки и пластмассовые пистолеты. Педагогу необходимо считаться архетипами игровых сюжетов, учитывать, что в старшем дошкольном возрасте у девочек и у мальчиков эти архетипы разные, но они помогают ребенку осознать свои возможности, свои идеальные женские или мужские качества. У дошкольников 21 века появились новые игровые роли: Бетмен,Человек-паук, Геракл, полицейские и другие. Новым становится факт предпочтения ролей мультфильмов и фильмов ( в основном зарубежных ). Социальные и семейные роли все менее интересны для современных дошкольников, что можно считать характерной особенностью субкультуры современного детства, формирующегося под влиянием средств массовой информации. Телевидение оказывает наибольшее влияние дошкольников, что и приводит к подобным предпочтениям и определенной стереотипизации образов. Сюжеты игр представлены различными интересами детей: ( Барби и Кен, Рекс и Мухтар приходят на помощь, Доктор, Семья в кафе, Человек-паук, Парихмахерская). Часто игра сводится к манипулированию с яркой, модной игрушкой: ( Барби одевать, водить в кафе, на работу, на прогулку). Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх: ( Придумываю игры с компьютером ), ( Придумал парк Юрского периода ). Особое место в детских играх сегодня занимают современные игрушки. Яркая, многообразная, не всегда понятная взрослому, часто бесполезная и неразвивающая игрушка – характерная примета нашего времени. В числе знакомых и используемых в играх дети называют: Барби, Глюкозку, телепузиков, Шрека, трасформеров , роботов. Однако для большинства детей все-таки любимые остаются традиционные игрушки ( пупсы, машинки, мягкие игрушки, паровозики, обычные куклы ).Часто игры сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше телепузиков, покемонов и транформеров в детской субкультуре считается престижным. Более того, вышеназванные игрушки выпускаются сериями, имеют массу разновидностей, что побуждает детей их просто собирать и гордится этим. Причину того, что дети не умеют творчески играть с игрушками нового поколения, мы видим еще и в том. Что дети используют готовые сюжеты. Почерпнутые из телепередач ( мультсериалы « Покемоны » и « Скуби Ду », детская программа « телепузики « и.т. ) и красочных книг об одноименных героях. Самая предпочитаемая игра с игрушками нового поколения у девочек – « Барби и Кен », где девочки дают волю своему воображению, используя специально созданные для мира Барби атрибуты – мебель, одежду, животных, транспорт. Однако, несмотря на обилие игрушек, и атрибутов к сюжетно – ролевым играм, сюжеты творческих игр довольно однообразны. В воображаемой ситуации с игрушками нового поколения «кроме куклы Барби» девочки действуют в соответствии с пересказом сюжета, увиденного по телевизору, и не допускают изменения характера и имени героя ( например, Кристина А. в игре « Рейнджеры » постоянно всех спасала, вступая в бой с воображаемыми героями. Ее трансформер с возмущением отказался от предложения куклы Барби посетить их уютный дом) . Пожалуй, самой прижившейся игрушкой в среде наших детей стала Барби, и этому есть простое объяснение, связанное с налаженным производством игровой атрибутики этого персонажа. Играя с современными игрушками, дети, как правило, отказываются вводить в сюжет традиционные игрушки, объясняя это тем, что « так нельзя » или « не хочется ». Это говорит о том, что дошкольников привлекают в игрушке образы современной детской субкультуры.
Отмечено, что к 6-7 годам интерес детей к сюжетно-ролевым играм значительно снижается. Дети отдают предпочтение играм с правилами-настольным ( шашки, домино, карты ) и подвижным (Догонялки, Кошки-мышки), любят посвящать досуг рисованию. Среди сюжетных игр явное предпочтение отдается театрализованным играм, в которых присутствует ориентация на зрительную оценку. На что нужно обратить внимание современному педагогу? Во-первых, на то, что игра-любимый вид деятельности дошкольников. И как бы ни были важны занятия, подготовка к школьному обучению, природа ребенка требует реализации потребности в игре. Во-вторых, на то, что изменилась игровая субкультура дошкольников, иными стали любимые роли и сюжеты. Следовательно, игровую субкультуру детей надо изучать и учитывать ее особенности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. В-третьих, на то, что мир игры многообразен и не ограничивается только сюжетноролевой игрой. Важно помнить, что к концу дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра постепенно уступает место другим видам игр детей, интегрируется с разными видами деятельности.