Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие социализации детей дошкольного возраста в процессе лепки

Траторова Варвара Александровна
Детский художественный труд – это вид практической деятельности, в процессе которых формируются умения, позволяющие обрабатывать дошкольникам доступные материалы простейшими инструментами. Получение при этом  технологических  знаний о материалах, инструментах, изделиях, трудовом процессе расширяет кругозор, способствует разностороннему развитию детей. При выборе материалов для работы с детьми следует учитывать их гигиенические, эстетические особенности, а так же требования к безопасности. Ребенок эмоционален, он постоянно ищет, пробует, исследует, и эта деятельность для него – творческая; путем проб и ошибок он достигает результата. А взрослый помогает ему двигаться в правильном направлении, что бы и процесс труда, и результат радовали, развивали способности и психику ребенка. Манипулируя материалами, ребенок знакомится с их свойствами. Обнаружив однажды, что бумага намоченная в воде, легко рвется, он попробует сделать это с другими материалами, например с ткань. Случайное манипулирование без руководством взрослых угасает, поэтому детей нужно побуждать к исследованию, а не просто манипулировать. Расширяя набор материалов, имеющих разные свойства, включая их в разные виды деятельности, мы помогаем ребенку видеть цвет, размер, форму, структуру, фактуру и прочие свойства. Взрослые,  руководящие процессом, ставит проблемные задачи, создает проблемные ситуации, такие условия при которых развивается интеллектуальная активность. Поиск вариантов решений часто приводит к получению нового, оригинального изделия. Это происходит благодаря целенаправленному исследованию свойств, их взаимосвязей, такой познавательной деятельности, которая стимулирует экспериментирует с материалами и становится важным элементом творческого процесса. Знания и умения получаемые ребенком в процессе обучения, влияют на формирование замысла и качество результата труда. Очень важно научить ребенка не только видеть, но и всматриваться, выделять главное, существенное, характерное или новое, ранее не замеченное а значит, неизвестное. Уметь видеть – значить уметь рассказать об этом, чем больше ребенок видит, тем содержательнее и богаче рассказ,  Чем лучше ребенок узнает свойства обрабатываемого материала, тем лучше он сможет воспользоваться знанием  в процессе конструирования и обработки деталей. Это значит что результат деятельности будет отличать качество и красота, а в процессе работы будет меньше ошибок. Умение видеть развивать зрительную память которая способствует формированию замысла и его творческому исполнению.
Народное декоративно-прикладное искусство — одно из средств эстетического воспитания — помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических и интернациональных чувств. Творческая деятельность детей 5 - 6 лет значительно совершенствуется. Прежде всего более законченной становится форма вылепленных предметов, уточняются пропорции. У детей чаще, чем в предшествующей группе, появляется желание дополнить свою лепку такими деталями, которые украсят поделку и сделают ее более выразительной. Связано это с тем, что дети еще более окрепли физически, развилась мелкая мускулатура рук, движения пальцев стали более точными, возросла и острота зрения. Все это дает возможность выполнять сложные детали, используя налепы и роспись. У детей появляется эстетическая оценка своих изделий, что повышает требовательность как к изобразительным, так и к выразительным средствам лепки, которые ребенок использует в своей работе. Декоративная лепка в данной группе включает в себя изображение декоративных пластинок, посуду и лепку фигурок по типу народных сказок. Одновременно углубляются знания детей о народных промыслах. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений. Специфику лепки определяет материал. Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки.  Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.
Еще одной специфической чертой тестопластике является тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
  Занятия лепкой связаны с  ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Творческие задачи в лепке требуют от ребенка поиска разных возможностей своих для воплощения своих замыслов и выражения чувств. Они стимулируют малыша к пробам, изобретательству, к активному личностному само проявлению, воспитывают авторскую волю. Творчество на занятиях развивает детей эстетически. Лепка это не просто забава для ребенка, но очень важное дело. Занятия лепкой открывают ребенку красоту, сложность и многообразие окружающего мира, вводя его в общение с этим миром, учат творить  в нем. Они разносторонне развивают ребенка, дают ему радости и подготавливают к оптимистическому взрослению.
Эмоциональное душевное обогащение ребенка осуществляется посредством знакомства с произведениями искусства разных жанров, что позволяет обогатить впечатления ребенка, его воображение (способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им).
В лепке ребенок передает свои впечатления об окружающем мире, свои эмоции, переживания, впечатления, свое отношение к миру. Учится передавать выразительность изображаемых образов, овладевает способами творческих действий, которые в дальнейшем помогут ему самостоятельно организовать свою деятельность.
Рассматривая свойства предмета (форму, строение, цвет, величину, расположение в пространстве), у детей развивает чувство цвета, формы, ритма, являющиеся компонентами эстетического чувства. Эстетическое восприятие, прежде всего, следует направлять на предмет в целом - красоту цвета, стройность формы, пропорциональность частей и т. д. Затем обращаем внимание детей на отдельные свойства, которые необходимо будет передать в работе. В конце рассматривания и анализа предмета вновь возвращаемся к целостному восприятию. Во время лепки у детей формируются такие личностные качества, как инициативность, пытливость, самостоятельность, целенаправленность, сосредоточенность. Проявляется произвольность поведения - способность действовать по собственной инициативе, сознательно подчинять свои действия правилу; ориентироваться на заданную систему требований; внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; самостоятельно выполнять требуемое задание по заданному образцу; доводить дело до конца.Детская лепка имеет еще и общественную направленность (отражение явлений общественной жизни, посильное участие в общественной жизни). Ребенок изготавливает поделку не только для себя, но и для окружающих его людей. В процессе совместной деятельности дети могут готовить выставки своих поделок, совместно выполнять поручения типа «мастерим подарки для малышей», «кукольный театр своими руками», «сочиняем сказку». В заключении хочется сказать. Лепка ненавязчиво и интересно позволяет сформировать важные для готовности к школе процессы, приобрести навыки. Все это происходит в психологически комфортной для воспитанника обстановке, не требующей сознательного контроля, специальных волевых усилий.
Список Литературы
  1. Алексахин Н. Учимся лепить и расписывать// Дошкольное воспитание.-1994-No 9
  1.  Мудрик, А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. – М.: Академия, 2005. – 172 с. ;
  2. Некрасова-Коротеева О.Л. Учимся лепить: книжка-помощница /- 2-е изд., испр. - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2012
  3. Халезова Н. Б. и др. Лепка в детском саду: книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1986.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»