Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Аналитическая справка
"Проектирование предметно-развивающей среды в группе
компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"

Попова Татьяна Евгеньевна,
воспитатель ГБДОУ д/с № 18
Центрального района Санкт-Петербурга
В связи с введением в практику работы дошкольных учреждений Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной образовательной программы, в частности требованиям к организации предметно-развивающей среды, был проведен анализ организации развивающего пространства в группе.
Представленная группа компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, для детей с тяжелыми нарушениями речи. В группе 11 детей, из них 5 мальчиков и 6 девочек. Предметно-развивающая среда для данного контингента воспитанников является одним из основных средств, формирующих личность, источником получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками.
Организация предметно-развивающей среды в группе создавалась, прежде всего, с учетом нормативно – правовых документов: «Закона об образовании в РФ» от 29.12.2012г, адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ д/с №18, разработанной с учетом примерной образовательной программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы и программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе Н.В. Нищевой. Также развивающее пространство проектировалось с учетом требований ФГОС ДО от 17.10.2013 введенного в действие с 01.01.2014г; с учетом возраста детей и комплексно - тематического планирования.   
Учитывая условия группы, были определены цели и задачи для построения оптимально комфортного для детей предметно-развивающего пространства, которое отвечало бы основным принципам и требованиям ФГОС ДО.
Цель:
Повысить уровень своей компетенции в разработке предметно-окружающей среды в условиях ФГОС.
Задачи:
  • повысить свои теоретические знания в вопросах инновационного подхода к организации предметно-развивающей среды в группе на основе реализации принципа интеграции образовательных областей;
  • провести проблемно-ориентированный анализ предметно-развивающей среды;
  • разработать план по созданию предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС;
  • формировать предметно-развивающую среду в старшей группе в соответствии с современным государственным стандартом.
 Предметно-развивающая среда должна быть:
  • безопасной,
  • содержательно-насыщенной,
  • трансформируемой,
  • полифункциональной,
  • вариативной,
  • доступной,
  • яркой и привлекательной для детей, 
  • психологически комфортной для пребывания детей в группе,
  • отражала реализацию образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие,
  • с учетом возрастных особенностей.
 Организованная среда, для детей в нашей группе, обеспечивает безопасность  и психологическую комфортность их жизни,  способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из воспитанников, с  учетом возрастных особенностей.
  Наша группа представляет собой комнату, совмещающую в себе игровую и спальню с выдвигающимися кроватями. Поэтому принципы трансформируемости и полифункциональности в группе сразу бросаются в глаза.  Групповое пространство разграничено по зонам, оформлено в едином стиле, цветовая гамма группы соответствует требованиям эстетики и обеспечения психологического комфорта ребенка. Мебель и предметы интерьера промаркированы в соответствии СанПин 2.4.1. 3049-13 и закреплены. Мебель для непосредственно-организованной деятельности и приема пищи также промаркирована с учетом СанПин.
Игровое оборудование в группе отвечает требованиям техники безопасности, игрушки соответствуют психолого-педагогическим, эстетическим и гигиеническим требованиям, сертифицированы. Имеется достаточное количество игрового оборудования в соответствии с контингентом детей.
Раздевалка и коридоры, примыкающие к группе, оформлены с использованием продуктов детской деятельности. Имеются информационные и познавательно-развивающие стенды, а также стенды-выставки, демонстрирующие достижения детей.
В наличии имеются предметы и оборудование для двигательной активности на прогулке организации сюжетных игр, деятельности с песком (снегом), трудовой деятельности по сезону. Оборудовано место для хранения выносного материала. Имеются картотеки подвижных игр по сезонам с перечнем материалов и атрибутов для организации и проведения их на прогулках.
Проектирование развивающей среды в группе с учетом ФГОС ДО  дает возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, для осуществления реализации коррекционно - развивающих образовательных  программ  и отражения содержания образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) в соответствии с изучаемой лексической темой.
Предметно-развивающее пространство проектируется так, чтобы были задействованы все виды детской деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная коммуникативная, музыкально-художественная, трудовая, чтение художественной литературы, согласно требованиям ФГОС ДО.
            В развивающее пространство внесены компоненты стимулирующие познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Организация представлена так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по зонам (центрам развития) позволяет детям объединиться по подгруппам, по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. В оборудовании имеются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели. Предметы для опытно-поисковой деятельности: роботы, магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее. Большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
  В группе есть материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Для мальчиков присутствуют инструменты для работы с деревом, у девочек для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре для девочек имеются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; для мальчиков - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Также имеются подручные материалы (веревки, коробочки, проволочки, колеса), которые творчески используются для решения различных игровых проблем.  
В группе присутствуют так же различные материалы, которые для старших детей способствуют овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособия с цифрами. Имеются настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а также материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников - старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
В представленном оборудовании для воспитанников имеются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Оборудование для продуктивной деятельности: материалы для рисования, лепки, аппликации, конструирования, наличие строительного материала, детали конструкторов разных видов и размеров, бумага разной фактуры и цвета, а также природные и бросовые материалы.
Материалы и оборудование для физического развития детей.  Оборудование для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания, лазания.
Материалы и оборудование для познавательно-речевого развития, для социально-личностного развития, для художественно-эстетического развития.
   В последнее время широко используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно-развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно-пространственной среды.  Этот принцип учитывается в организации предметно – развивающего пространства данной группы и работе воспитателя.
Среда в группе не только развивающая, но и развивающаяся. При определенных обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, пополняется и обновляется, приспосабливаясь к возрастным изменениям.
Одно из главных мест в организации пространственной среды группы отводится принципу учета образования детей с ограниченными возможностями  здоровья, а именно,  детей с тяжелыми нарушениями речи и особыми потребностями в обучении данного контингента воспитанников.
Так как представленная группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, то одно из главных мест занимает логопедический уголок, в котором представлен материал на автоматизацию звуков, на дыхание, формирование грамматического строя речи, материалы для выполнения артикуляционной гимнастики, наборы картинок, тетрадь взаимосвязи логопеда и педагога. Имеется материал для коррекционной работы с детьми: игры на развитие мелкой моторики (мозаика, мелкие мячи, бусы для нанизывания, мелкий конструктор, плетение ковриков), различные обводки, трафареты для штриховки, лото, шнуровки.
Таким образом, анализируя организацию предметно-развивающей среды группы, как мощного фактора развития интегративных качеств ребенка, целевых ориентиров образования, направленных на гармоничное развитие и саморазвитие детей, можно сделать следующий вывод:
  • подобраны и изучены нормативно-правовые документы разных уровней, имеется подборка необходимой методической литературы;
  • составлен и реализуется перспективно-тематический план организации педагогической работы с детьми;
  • сформирована предметно-развивающая среда, способствующая эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
  • выполнено условное зонирование группового помещения согласно рекомендациям и принципам построения развивающей среды;
  • учтены возрастные, половоролевые особенности детей, санитарно-эпидемиологические нормы при планировании развивающей среды;
  • разработаны образцы игр, пособий, игрового материала для наполнения предметно-развивающей среды;
  • проведено оформление примыкающих к группе помещений (коридоров и раздевалки группы) информационными, познавательно-развивающими стендами, фотостендами достижений детей, продуктами детской деятельности, специально выделенными и оформленными стендами по соблюдению правил дорожного движения, информационными материалами для родителей, отражающие включение родителей в образовательный процесс. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»