Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Неделя психологии как форма работы педагога-психолога ДОУ с семьями воспитанников

Пухова Ольга Владимировна,
педагог-психолог ГБДОУ Детский сад № 81
Калининского района Санкт-Петербурга
 
Роль семьи в развитии и воспитании ребенка
Развитие – это зеркало практики воспитания ребенка.
Р. Спирс
Воспитание – особый целенаправленный процесс формирования личности, который предполагает системное и организованное развитие физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, к активному участию в трудовой деятельности. В широком смысле слово «воспитание» трактуется как передача накопленного опыта.
Говоря об институтах, в которых передается социальный опыт ребенку нельзя не отметить главный институт первичной социализации -  семью. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что ребенок находится в ней в течение большего периода жизни, и по длительности воздействия семьи на подрастающее поколение не может сравниться ни один другой социальный институт. Именно в семье закладываются основы личности, формируется модели поведения, которые ребенок несет в детский сад, школу, а затем применяет в воспитании собственных детей.
Еще в Древней Греции Платон вслед за Сократом утверждал, что все зло мира, эгоистичность людей, их сословное неравенство произрастают, прежде всего, из наличия неравных условий воспитания детей в семьях. Действительно, семья может выступать как положительным, так и негативным фактором развития личности в зависимости от того, какие нормы и ценности она транслирует ребенку, знают ли родители психологические потребности собственных детей, к каким они прибегают педагогическим воздействиям.
 
Психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников
На сегоднейшний день существует огромное количество научно-популярной педагогической и психологической литературы, ресурсы сети Интернет пестрят обилием статей об инновационных системах воспитания, раннего развития. Следует заметить, что обилие информации в большинстве случаев ведет к информационному пресыщению и, вопреки первоначальной задумке, не способствует просвещению родителей в вопросах развития и воспитания ребенка, а наоборот, отбивают интерес к поиску путей гармонизации развития личности.
Печатная и электронная информация родителями, не имеющими базовых педагогических и психологических знаний, не проходит сортировки на предмет научной обоснованности, вследствие чего часто применяются неэффективные методы педагогических воздействий. Иногда родители используют хорошие, апробированные системы воспитания, однако не учитывающие психологических особенностей собственного ребенка, что также приводит к отсутствию, в лучшем случае, положительной динамики, а в худшем – к усилению негативных тенденций развития личности.
Именно поэтому перед образовательными учреждениями встает вопрос о проведении просветительской работы с родителями, направленной на формирование базовых психологических и педагогических знаний.
В качестве форм работы  с родителями выделяют:
  • родительские собрания;
  • индивидуальное консультирование;
  • посещения на дому;
  • родительские тренинги;
  • дискуссии;
  • круглые столы;
  • устные журналы;
  • родительские вечера;
  • родительские чтения;
  • практикумы;
  • родительская почта;
  • дни открытых дверей;
  • стендовая информация.
Недели психологии выступают в качестве целого комплекса мероприятий, вбирающих в себя множество форм работы: стендовые информации, беседы, семинары-практикумы и т.п.
Данное мероприятие прописывается в ежегодном плане работы педагога-психолога. Оно в обязательном порядке должно удовлетворять принципу системности, поэтому в начале работы необходимо обозначить тему, которой будут посвящены все мероприятия. 
Приложение 1.
Неделя психологии «Хорошее настроение»
 
Цель: улучшение психологического климата в ДОУ.
Задачи:
  • развитие умения дошкольников распознавать и выражать собственные эмоции;
  • снятие психоэмоционального напряжения всех участников психологического процесса;
  • активизация творческого потенциала участников;
  • гармонизация детско-родительских отношений.
Предварительная работа:
  • информирование родителей и педагогов о проведении недели психологии;
  • подготовка буклетов;
  • оформление стендов (ежедневно).
 
Таблица 1. План мероприятий недели психологии.
День недели Мероприятие Цель мероприятия
Понедельник
 

 
Акция «Цветок настроения» (для родителей, детей и педагогов). Изучение эмоционального состояния в начале и конце рабочего дня детей/педагогов/родителей.
Акция «Аптечка настроения». Повышения эмоционального фона участников акции.
Игра для детей 2 младшей группы «Солнце ладошками». Развитие умения детей отображать собственные эмоции.
Занятие для детей старшей группы «Наше настроение». Развитие умения детей распознавать эмоции других людей и отображать собственные.
Информационные буклеты для родителей и педагогов «Как наше настроение влияет на нашу жизнь?». Психологическое просвещение родителей и педагогов в вопросе связи эмоционального состояния и здоровья человека.
Вторник
 
4
Акция «Цветок настроения» (для родителей, детей и педагогов). Изучение эмоционального состояния в начале и конце рабочего дня детей/педагогов/родителей.
Акция «Аптечка настроения». Повышения эмоционального фона участников акции.
Занятия для детей подготовительной группы «Дружные дети». Развитие умения детей распознавать эмоции других людей, формирование коммуникативных навыков.
Акция «Письмо маме». Укрепление детско-родительских отношений.
Информационные буклеты для родителей и педагогов «Снятие психоэмоционального напряжения». Психологическое просвещение в вопросе снятия психоэмоционального напряжения и повышения эмоционального фона настроения.
Среда
 

 
Акция «Цветок настроения» (для родителей, детей и педагогов). Изучение эмоционального состояния в начале и конце рабочего дня детей/педагогов/родителей.
Акция «Аптечка настроения». Повышения эмоционального фона участников акции.
Занятие для детей средней  группы «Учимся дружить. Секреты дружбы». Воспитать нравственную ценность дружбы, развить умение отображать собственное эмоциональное состояние.
Занятие для детей 1 младшей группы  «Веселая полянка» Познавательное развитие и снятие психоэмоцимонального напряжения младших дошкольников.
Акция «Солнце семейных традиций». Укрепление детско-родительских отношений, формирование ценностного отношения к близким людям.
Четверг
 

 
Акция «Цветок настроения» (для родителей, детей и педагогов). Изучение эмоционального состояния в начале и конце рабочего дня детей/педагогов/родителей.
Акция «Аптечка настроения». Повышения эмоционального фона участников акции.
Занятие для детей 2 младшей группы «Выражаем эмоции». Расширить представления детей об эмоциях.
Акция «Сердце группы». Повышения эмоционального фона, развитие творческого потенциала, сплочение группы.
Пятница
 

 
Акция «Цветок настроения» (для родителей, детей и педагогов). Изучение эмоционального состояния в начале и конце рабочего дня детей/педагогов/родителей.
Акция «Аптечка настроения». Повышения эмоционального фона участников акции.
Занятие с элементами тренинга «С улыбкой на работу» для педагогов. Улучшение психологического климата в коллективе, снятие психоэмоционального напряжения.
Занятие с элементами тренинга «Использования метода кинезиология для развития познавательной сферы ребенка» (мастер-класс для родителей). Повышение психолого-педагогической компетентности родителей по использованию кинезилогических упражнений для развития межполушарного взаимодействия и укрепления психологического здоровья детей.
Акция «Ящик пожеланий», анкетирование. Получение обратной связи от педагогов и родителей.
Понедельник
 
Подведение итогов недели «Хорошее настроение». Рефлексия проведенной недели «Хорошего настроения», отчет.
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»