Синквейн, как инновационный метод развития речи детей
Гусейнова Айгюн Пирмамедовна
Речь является одной из важных составляющих для развития человека и это развитие происходит с малых лет. Ребенок, приобщается и приспосабливается к окружающему миру формируя свою речь и развитие познавательно-речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Не для кого не секрет, что развитие монологически и диалогически связной речи у ребенка, на сегодняшний, наиболее редкое явление. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, детям трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников - кропотливая, ежедневная, необходимая работа. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов. При работе с детьми подготовительной группы, я выявила некоторые характерные проблемы при развитии речи у детей данного возраста: некоторые дети имея большой запас слов не умеют сложить слова в несколько предложений, т.е. составить связные между собой предложения. Также, сложность возникает у детей при необходимости составления рассказа или небольшого стихотворения по заданной теме. Поэтому для себя отметила, что одним из эффективных методов, который позволит активизировать познавательную деятельность и будет способствовать развитию речи детей, является работа над созданием не рифмованного стихотворения - синквейн.
Инновационность данной методики состоит в том, что при работе создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, классифицировать, обобщать.
Синквейн способствует речевому развитию: уточнение, активизация словаря детей, закрепление знаний о частях речи.
Данный метод используется, как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Это не противоречит образовательным и коррекционным программам ДОУ.
Напомню, что синквейн, происходит от французского слова "пять", что означает "стихотворение из пяти строк", которые пишутся по определенным правилам.
При работе с детьми по данной методике, я заметила, что синквейн дети приняли как одну из форм игрововой деятельности. При этом следует учесть, что синквейн необходимо составлять, только на темы хорошо известные и знакомые детям. Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщенными, понятиями: слово-предмет, слово - действие, слово - признак. Составление используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Применив в своей работе с детьми инновационную методику , я обратила внимание, что синквейн получается у всех детей!
Знакомство можно начинать с детьми старшего дошкольного возраста.
Для начала необходимо познакомить детей с самим понятием синквейн и объяснить правила данной методики. К основным правилам составления синквейна относится следующее:
1 строка - одно ключевое слово - название, зоголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание ( название предмета, произведения, имя героя и т.д.)
2 строка - два слова отвечающие на вопрос "Какой?", "Какая?", "Какое?" ( прилагательные, описывающие признаки предмета или свойства).
3 строка - три слова - "Что делают?", "Что сделали?", "Что делает?" и т.д. (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.
4 строка - четыре слова - предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строка - одно слово - слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философские обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.
На самом деле, четкого соблюдения правил написания синквейна нет. Но воспитателю следует учесть, что при составлении детьми синквейна, необходимо записывать каждую строчку составленную детьми, чтобы зачитать детям получившееся у них стихотворение.
С помощью синквейна у детей обогащается словарный запас, идет подготовка к краткому пересказу, таким образом дети учатся формулировать идею. На первый взгляд, кажущаяся простота формы этого приема скрывает сильнейший, многофункциональный инструмент для развития речи детей.
Данная технология, является диагностическим инструментом для воспитателя. Синквейн дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, а также скорректировать дальнейшее обучение. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат!