Методическая разработка цикла занятий к программе "Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста"
Маленок Ольга Владимировна
Педагог-психолог ГБДОУ №76,г. Санкт-Петербург
Занятие №1 "Радость"
Задачи
1. Учить с помощью мимики и жестов передавать эмоцию радости.
2. Развивать коммуникативные умения (выслушивать товарища, выражать свою точку зрения.)
3. Развивать умения концентрировать внимание, и управлять своим поведением.
4. Обучать приемам релаксации.
Материалы
Детский рюкзак сказочный, песенка друзей из мультика "Волшебник изумрудного города", игрушечный щенок, цветные карандаши, бумага, пиктограмма радости, зеркала, бумажные шарики.
Приветствие
Здравствуйте ребята! Вы все недавно пришли в наш детский сад, и наверное еще не все успели привыкнуть и найти себе новых друзей? Давайте превратимся в маленьких сказочных героев как Элли из сказки "Волшебник изумрудного города", и отправимся путешествовать по стране эмоций. Но прежде чем отправиться в путешествие, что нужно обязательно сделать? Правильно поздороваться и познакомиться друг с другом…
Упражнение проводится в кругу. Как можно поздороваться друг с другом? (словами, рукопожатие, ушком, плечиком…). Каждый ребенок называет себя по имени и передает по кругу прикосновение (рукопожатие; прикосновение ушком, плечиком…).
Чтобы отправиться в дальнее путешествие нужно обязательно что-то с собой взять, что-то очень ценное и важное, что будет помогать в пути.
Разминка
· Игра "Волшебный рюкзачок".
Каждый ребенок "кладет" в рюкзачок что-то очень любимое и дорогое. После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры. Кто запомнил, что любит ……Ваня, Оля, Катя.
· Игра "Клеевой дождик". Под песенку друзей из мультика "Волшебник изумрудного города".
Пока мы собирали рюкзак, из сказочной страны прилетела волшебная тучка и полила нас волшебным клеевым дождиком. Все приклеились друг к другу крепко-накрепко и пустились в путешествие. Дети преодолевают различные препятствия, не расцепляя рук, не отрываясь друг от друга. Например: переходят речку по мостику, перепрыгивают с камня на камень долину вулканов и кратеров и т.д.
Звучит песенка друзей из мультика "Волшебник изумрудного города"
Мы в город Изумрудный
Идем дорогой трудной,
Идем дорогой трудной,
Дорогой не прямой
Заветных три желания
Исполнит мудрый Гудвин
И Элли возвратится
С Тотошкою домой.
Коррекционно-развивающий этап
· Нам навстречу приходит сказочный герой щенок Тотошка. Он просит у детей помощи, т.к. злая волшебница Бастинда украла у жителей этой страны радость.
Дети пытаются рассказать, что такое радость. Как она выглядит. Работаем с зеркалом: покажи лицо, когда ты радуешься.
Рисуем пиктограмму. Какого цвета радость, используем цветик-многоцветик. У каждого участника радость может ассоциироваться с разными цветами (чаще всего красный, оранжевый, желтый, светло-зеленый, голубой, золотой и т.д.).
Когда у тебя бывает радостное настроение? От чего может быть радостное настроение?
· Игра "Брось мяч и скажи…"
Вспоминаем сказочных героев, которые радовались?
· Пантомима "Я очень обрадовался, когда…"
Ребенок с помощью мимики и жестов показывает, как он радовался, когда получил огромный подарок.
· Игра " Подари радость".
А можно ли подарить радость? Как можно подарить радость другу? Что будет радостью для родителей? Воспитателей? Для животных, растений? Коллективная работа. Рисуем радость и дарим жителям изумрудной страны. Домашнее задание порадовать родителей.
Физминутка
· Игра "Снежинки-смешинки". Дети делятся на 2 команды, одни бросают в других снежки из бумаги или ваты, другие пытаются увернуться и как только снежок попадает в цель нужно сказать "ха-ха" или "хи-хи". Затем меняются ролями. К концу игры все смеются. Возможна любая другая веселая игра по выбору детей.
Релаксация
Наше путешествие подходит к кону мы немного устали. Нам пора возвращаться в д/с. Мы с вами дошли до волшебного леса желаний. Тотошка прощается и прячется в волшебный сундук сказок. Мы с вами присядем на волшебные пенечки-стульчики, расслабляем руки, ноги.
· Упр. "Поза покоя"
Тренинг мышечного расслабления. (Н.В. Клюева Ю.В. Касаткина "Учим детей общению").
Прощание
Игра: "Пирамида". Дети сидят в кругу. Правую руку протягиваем в центр круга, и все участники соединяют свои руки так, что получается пирамида, и вместе говорим: "До свидания".
Подводим итоги
Дети делятся впечатлениями, что понравилось, что не понравилось. Что запомнилось.
Занятие №2 "Гнев".
Задачи
1. Развивать правильное понимание детьми эмоционально - выразительных движений и учить передавать определенное эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
2. Показать детям непродуктивность использования агрессии при общении.
3. развивать умение адекватно управлять эмоциональным состоянием (способы нейтрализации гнева).
4. Развивать умения концентрировать внимание, и управлять своим поведением.
5. Обучать приемам релаксации.
Материалы
цветик-многоцветник; цветные карандаши, бумага, сундучок сказок игрушка сказочный гриб, зеркало; пиктограмма гнев; подушки; мелкие игрушки, картинки с поступками детей, картинки со сказочными героями, мусорное ведро с крышкой.
Приветствие
Мы с вами продолжаем путешествие по сказочной стране эмоций с героями сказок. Сегодня мы попадаем в страну "Великанию". Там живут необычные люди, они вот такие огромные. Все превращаются в великанов и позами и жестами показывают, какие они…. Утром великаны просыпаются, выходят на улицу и здороваются друг с другом. Одни говорят "ХИ-ХИ-ХИ!", другие "ХА-ХА-ХА!", третьи "ХО-ХО-ХО!"
· Игра: "Как здоровается великан"
Все делятся на три команды и здороваются друг с другом потом все вместе. Цель игры снять напряжение и создать положительную эмоциональную атмосферу.
Разминка
Великаны очень любят играть, их любимая игра "Я великий мастер".
· Игра: "Я великий мастер.."
Дети должны подумать, что у них получается очень хорошо делать. Дальше, каждый участник называет свое имя и говорит в чем он "великий мастер". Для развития воображения и творческого мышления, можно представить, что все дети волшебники и их возможности неограничены.
Из сундучка сказок появляется волшебный цветок, который может угадать настроение.
· Игра: "Цветик-многоцветик"
Дети ассоциируют свое настроение с определённым цветом лепестка. Например: "у меня сегодня настроение радостное и доброе, я выбираю лепесток красного цвета".
Вспоминаем, о чем говорили на прошлом занятии. Под песенку друзей вновь отправляемся в путешествие по стране эмоций. Из волшебного сундучка появляется игрушка сказочный гриб. Настроение у гриба злое, он топает ногами, грозит кулаком, хмурое лицо.
Коррекционно-развивающий этап "Знакомство с эмоцией гнева"
Этюд на выражение гнева "Король Боровик не в духе"стихотворение В. Приходько.
Какое настроение? Как догадались? Почему такое настроение? Какого оно цвета? Что делает человек, когда он сердится? Работа с зеркалом. Покажи лицо.
· Игра "Брось мяч и скажи…"
Каких злых сказочных героев вы знаете? Почему они были такие?
Рассматриваем картинки с эмоциями детей и поступками детей (мальчик бьет кошку палкой, дети дерутся, один ребенок кричит на другого, и дети вместе играют, дети в цирке, день рождения, клоун показывает фокус). Рассматриваем и пытаемся определить какое настроение у каждого героя. По каким признакам догадались. Почему может быть то или оное настроение.
· Пантомима "Я рассердился, я зол как волк"
Нарисуй, на что ты злишься. Что может рассердить родителей? Много ли у злых людей друзей? Кто из вас хотел бы дружить со злым человеком? Обсуждаем, как можно избавиться от злого настроения. Как можно помочь справиться со злым настроением?
· Игра "Мусорное ведро"
Рисуем злое настроение, рвем его, мнем его и выбрасываем в мусорное ведро, чтобы оно оттуда не выскочило.
· Игра"Злючка-сердючка"
Пинаем подушки, бросаемся ими, чтобы прогнать злое настроение. Как еще можно прогнать злое настроение? Дети предлагают варианты. Если кто-то обидел другого, то нужно извиниться. Если человек испытывает боль, и поэтому злой, то его нужно пожалеть и оказать помощь. В каждой группе могут называться разные причины злого настроения и пути его преодоления.
Физминутка
Звучит музыка "морской прибой". Из серии звуки природы. Мы с вами оказались на берегу волшебного моря. Море живое волшебное , оно может быть тихим и радостным волны будут спокойными и небольшими это "штиль", а может быть взволнованным и даже ревущим, тогда оно опасно и называется это "шторм".
· Игра "Волна"
Детям предлагается изобразить море, которое в зависимости от погоды может быть спокойным или штормовым.
Ведущий дает команду "Штиль!". Все дети "замирают". По команде "Волна!" дети выстраиваются в линию, берутся за руки, приседают и по очереди с интервалом 1-2 секунды встают. "Шторм!" -волны поднимаются высоко и может быть звуковое сопровождение, гул моря. Игра заканчивается командой "Штиль!".
Король Боровик справился со своим злым настроением, благодарит детей и хочет вернуться в сказку. Детям дарит радость: игрушки из киндер-сюрпризов.
· Игра: "Менялы"
Дети договариваются глазами друг с другом и меняются игрушками, которые держат в руках. Важно договариваться языком жестов, не применяя речь.
Релаксация
Наше путешествие подошло к концу. Пора вернуться в д/с. Все садятся в огромный корабль, каждый на свой стульчик, все успокаивают ручки и ножки. Они становятся теплыми и тяжелыми, спинка, животик тоже успокаиваются и отдыхают.
· "Поза покоя" все умеют танцевать, бегать прыгать, рисовать…
Тренинг мышечного расслабления. (Н.В. Клюева Ю.В. Касаткина "Учим детей общению").
Прощание
· Игра: "Ласковое прикосновение"
Дети по кругу передают соседу справа ласковое прикосновение, т.е. гладят друг друга по плечу или по руке, или по голове, и говорят: " до свидания…имя".
Подводим итоги
Дети делятся впечатлениями, что понравилось, что не понравилось. Что нового узнал, чему научился.
Занятие №3 "Волшебный лес".
Цель
1. Актуализация взаимоотношений.
2. Развивать умение договариваться при решении проблемных ситуаций.
3. Показать детям непродуктивность использования агрессии при общении.
4. Развивать умения концентрировать внимание, и управлять своим поведением.
Материалы
Декорации или картинки леса, музыка шум леса,мячи, сундучок сказок, волшебный клубочек, пиктограммы "радость", "гнев" перчаточные куклы: зайцы, еж, лиса, волк, медведь, лось.
Приветствие
· Игра: "Поздороваемся глазками друг с другом"
Разминка
· Игра: "Брось мяч и скажи, какого цвета настроение"
· Игра: "Бери-давай"
Дети стоят в кругу, в руках у детей через одного, по мячику (мячи разных размеров). По сигналу ведущего: "один свисток", передаем мячи слева направо, а если дети слышат "два свистка" передаем в обратном направлении.
Коррекционно-развивающий этап"Волшебный лес"
Мы продолжаем наше сказочное путешествие. Из сундучка сказок появляется волшебный клубочек, идем за клубочком произносим сказочные слова и оказываемся в сказочном лесу. Слушаем фрагмент звуки природы "малыш в лесу".
В одном сказочном лесу жили зайчата. Жили дружно и весело (покажите, какое у них было лицо). Но однажды к ним в лес пришел злой колючий еж,который стал колоться и угрожать наколоть всех зайцев на колючки. Зайцы уговорили ежа жить дружно (как?). Пригладили его колючки и пустили жить в лес.
Потом пришли:
- лиса (хотела хитростью проникнуть в лес и съесть зайцев);
- волк (грозился всех перекусать и косточек не оставить);
- медведь (толкался, пихался);
- лось (бодался, лягался).
Сначала зайцы, потом все звери, которые жили в лесу договаривались с вновь пришедшими жить дружно. Места хватит всем в лесу.
Физминутка
Волшебные звери из волшебного леса очень любили играть, давайте поиграем вместе с ними.
· Игра: "Мы немного поиграем, как ты слушаешь, узнаем"
Дети стоят в кругу спиной в центр круга. Выбираем водящего, он прислушивается к голосу, который его зовет и пытается его распознать. По сигналу ведущего, кто-то из детей зовет водящего как лягушка, как кукушка, как петух и т.д.
Релаксация
Ну вот, пришла пора прощаться и возвращаться в д/с. А поможет на выбраться из леса волшебный зверь угадайте какой. Загадка про оленя.
· Игра: "Олени"
Тренинг мышечного расслабления. (Н.В. Клюева Ю.В. Касаткина "Учим детей общению").
Прощание
· Игра: "Я дарю тебе…"
Каждый участник тренинга, придумывает подарок для каждого ребенка из круга, который его обрадует.
Подводим итоги
Дети делятся впечатлениями, что понравилось, что не понравилось. Что нового узнал, чему научился.
Занятие №4"Печаль".
Задачи
1. Учить устанавливать контакт при общении детей друг с другом.
2. Познакомить детей с эмоцией грусти, печали.
3. Учить моделировать различные ситуации общения и актуализация взаимоотношений.
4. Развивать эмпатию.
5. Развивать произвольное внимание и самоконтроль.
Материалы
Музыка (заставка передачи в гостях у сказки), иллюстрации плачущих людей животных. Музыка Д. Кабалевского "Плаксы", пиктограммы печаль, мелкие игрушки, кубики, мячики, мягкий плед с цветочками, тихая релаксационная музыка.
Приветствие
· Игра: "Ты очень хороший!"
Дети передают друг другу мяч и повторяют фразу: "Ты ..имя ..очень хороший!".
Разминка
· Игра: "Да и нет, не говорите!"
После вводных слов ведущего дети должны отвечать на вопросы, не используя в ответе слова "да" и нет", а также черный и белый цвет. "Барыня прислала сто рублей. Что хотите, то купите, черное с белым не берите, "Да" и "нет" не говорите. Вы поедете на бал?". Далее идут любые вопросы подталкивающие сказать запретные слова.
Звучит музыка, из сказочного сундучка, которая приглашает всех в сказку (заставка передачи в гостях у сказки). Закрываем глазки и отправляемся в сказку.
Коррекционно-развивающий этап"Знакомство с эмоцией печали"
Мы с вами оказались в стане плакс. В этой стране все жители плачут. Погода хмурая и дождливая. Рассматриваем иллюстрации людей и животных, которые плачут.
Какое настроение у жителей? Как догадались? Когда у вас бывает такое настроение? Почему бывает грустно?
· Игра: "Остров плакс"
Прилетаем в страну "плакс", звучит музыка Д. Кабалевского "Плаксы".
Все дети в кругу изображают плакс, а водящий пытается утешить, предлагая: игрушки, ласковые слова, ласковые прикосновения. Каждый ребенок должен побывать и в роли плаксы и в роли водящего.
Мимика: Брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт. Пиктограмма печаль. Обсуждаем, какого цвета печаль, какие причины печального настроения. Приятно ли быть в грустном, печальном настроении. Как можно изменить печальное настроение?
Физминутка
Предлагаем игры которые могут вернуть радостное настроение.
· Игра: "Бери-давай"
Дети передаю мячи разные по размеру, пока звенит колокольчик. Направление меняется по сигналу свистка.
Далее дарим жителям острова плакс, новую радостную сказку! Сочиняем ее вместе.
· Игра: "Волшебный мешочек!"
Вместе с детьми вынимаем из мешочка мелкие игрушки и придумываем сказку. Связывая все игрушки единым смысловым сюжетом.
Релаксация
В сказочной стране плакс есть волшебное поляна желаний. На ней растут очень красивые цветы, тихо, спокойно, щебечут птицы, пригревает солнышко. Давайте устроимся поудобнее, все ложатся на ковер - поляну. Слушают спокойную музыку. Открываем глазки и оказываемся в д/с.
Осваиваем диафрагмально-релаксационный тип дыхания.
Прощание
· Игра: "я желаю тебе!"
Каждый желает другому, что-то приятное, радостное.
Подводим итоги
Дети делятся впечатлениями, что понравилось, что не понравилось. Что нового узнал, чему научился.
Занятие №5 "Удивляюсь"
Задачи
1. Упражнять детей в различных моделях взаимодействия.
2. Развивать умение распознавать эмоциональное состояние по мимике и жестам и отображать его.
3. Развивать познавательные процессы: память, внимание, восприятие.
4. Способствовать снижению эмоционального напряжения, повышать самооценку.
Материалы
Волшебный сундучок, чудесный мешок с говорящим колобком, пикограммы "удивление", "радость", "печаль", "гнев", зеркала, мелкие игрушки, иллюстрации эмоциональных состояний людей, животных.
Приветствие
· Игра: "Я очень рад(а) тебя видеть!"
Каждый участник по очереди говорит фразу: "Я очень рад тебя видеть", каждому ребенку в кругу.
· Игра:"Цветик - многоцветик"
Каждый рассказывает о том, какое у него настроение, какого оно цвета.
Разминка
· Игра: "Уступи игрушку!"
Дети в кругу. Водящий подходит к кому-либо из детей, сидящих в кругу, и хлопает в ладоши. Тот к кому подошли, уступает место (игрушку). Второй вариант: водящий договаривается с детьми, чтобы ему уступили место.
Коррекционно-развивающий этап "Знакомство с эмоцией удивление"
Из сундучка сказок появляется волшебный говорящий и прыгающий мешок.
Из "чудесного мешка" появляется говорящий колобок. Он прыгает и разговаривает.
Кто это? Вы видели такого колобка раньше? Какая эмоция возникла, когда вы его увидели? (Удивление). Показ пиктограммы.
Удивление появляется, когда мы встречаемся с чем-то новым необычным.
Работа с зеркалом. Давайте посмотрим, как мы удивляемся. Что происходит с лицом?
Брови подняты вверх, глаза широко раскрыты, губы похожи на букву "о". Удивление можно сравнить с быстрым прикосновением.
Обсуждаем, какого цвета удивление.
В стране сказок подул волшебный ветер и все перепутал. Помогите жителям найти свои домики.
Рассматриваем картинки с эмоциями людей, животных. Раскладываем по домикам: "радость", "печаль", "гнев", "удивление". Украшаем домики цветочками, цвет у цветочков должен соответствовать эмоции, которая изображена на домике.
· Игра: "брось мяч и скажи, чему ты удивляешься?"
Нарисуй на этой удивительной страничке, все, что тебя удивляет.
Физминутка
· Игра: "Передай прикосновение"
Дети стоят в кругу и держатся за руки, касаемся руки соседа и называем эмоцию, которую он должен показать.
· Игра: "Испорченный телефон"
Игра на внимание. Нужно быстро передать фразу, с определенной эмоциональной окраской.
Релаксация
· Игра: "шалтай-болтай"
Тренинг мышечной релаксации (Н.В. Клюева Ю.В. Касаткина "Учим детей общению").
Прощание
· Игра: "Ток"
Дети сидят в кругу и держатся за руки. Передаем рукопожатие по кругу, оно должно вернуться к ведущему.
Подводим итоги
Дети делятся впечатлениями, что понравилось, что не понравилось. Что нового узнал, чему научился.