Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Русская народная сказка в воспитании дошкольников

Яшина Марина Викторовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 40
Калининского района Санкт-Петербурга
 Воспитывающее влияние русской народной сказки многообразно и благотворно. Они доступны детям и влияют на эмоциональное состояние ребёнка. Эти произведения представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа. Через сказки дети учатся чувствовать, сопереживать, понимать окружающий мир.
 В сказках перед умственным взором ребёнка возникают образы родной природы, люди - с их характерами и нравственными чертами, быт; в них дети получают блестящие образцы русской родного языка.
 Сказки вводят ребёнка в мир животных, наделённых свойствами говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни через сказки. Волшебные сказки открывают детям просторы для фантазирования.
 От русских народных сказок легко перейти к замечательным сказкам А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С. Аксакова, к сказкам зарубежных писателей.
 Русская народная сказка по своей природе тяготеет к тому, чтобы её рассказывали. Именно так родились сказки, так они живут до сих пор – в передаче рассказчиков.
 Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Ещё в середине 19 века известный исследователь русской народной сказки А. Н. Афанасьев говорил: «Увлекаясь простодушною фантазиею народной сказки, детский ум нечувствительно привыкнет к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборотами и художественно верными природе описаниями».
 Слушая русские народные сказки, маленький человек не только постигает родной язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости. Начав с коротеньких бесхитростных сказок о животных, ребёнок постепенно дорастает до восприятия сложных поэтических образов волшебных сказок, которые требуют от него напряжения всех душевных сил.
 Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости маленького слушателя. Сопереживая, ребёнок интуитивно, с помощью чувств, постигает то, что он ещё в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остаётся с человеком на всю жизнь.
 Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами добра и зла, причём не в назидательной форме, а так, что малыш сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребёнок может сверять и свои собственные поступки.
 В русской народной сказке добро неизменно побеждает зло. Но путь к этой победе долог, и герой проходит через тяжкие испытания. Так мудрый герой - рассказчик закаляет душевные силы растущего человека. Слушая сказки, ребёнок убеждается, что мужество, стойкость и преданность способны преодолеть любое зло, каким бы страшным оно ни казалось. Именно на этих примерах воспитываются такие важные человеческие качества, как оптимизм, вера в свои силы, настойчивость в достижении поставленной цели.
 Сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости – она ещё и лечит. Сказка помогает ребёнку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми в жизни. Обыгрывая любимые сказки, дошкольник научится не только их пересказывать, но и получит ряд новых для него навыков, необходимых в дальнейшем для успешной подготовки к обучению в школе.
 Морально-этические проблемы в сказках выходят на передний план. В них безжалостно высмеиваются людские пороки: жадность и глупость, трусость и хвастовство. Такие сказки побуждают в ребёнке лучшие чувства, стараясь уберечь его от чёрствости и эгоизма. От юного слушателя часто требуется активное участие: помощь героям сказки в трудных ситуациях, поиск путей решения проблем, то есть необходимо осмысление событий, происходящих в сказке, принятие самостоятельных решений. Ребёнок должен подумать и найти выход из сложнейшей ситуации, а также суметь связно изложить ход своих мыслей, доказать свою правоту.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»