Русская народная сказка в воспитании дошкольников
Яшина Марина Викторовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 40
Калининского района Санкт-Петербурга
Воспитывающее влияние русской народной сказки многообразно и благотворно. Они доступны детям и влияют на эмоциональное состояние ребёнка. Эти произведения представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа. Через сказки дети учатся чувствовать, сопереживать, понимать окружающий мир.воспитатель ГБДОУ детский сад № 40
Калининского района Санкт-Петербурга
В сказках перед умственным взором ребёнка возникают образы родной природы, люди - с их характерами и нравственными чертами, быт; в них дети получают блестящие образцы русской родного языка.
Сказки вводят ребёнка в мир животных, наделённых свойствами говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни через сказки. Волшебные сказки открывают детям просторы для фантазирования.
От русских народных сказок легко перейти к замечательным сказкам А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С. Аксакова, к сказкам зарубежных писателей.
Русская народная сказка по своей природе тяготеет к тому, чтобы её рассказывали. Именно так родились сказки, так они живут до сих пор – в передаче рассказчиков.
Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Ещё в середине 19 века известный исследователь русской народной сказки А. Н. Афанасьев говорил: «Увлекаясь простодушною фантазиею народной сказки, детский ум нечувствительно привыкнет к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборотами и художественно верными природе описаниями».
Слушая русские народные сказки, маленький человек не только постигает родной язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости. Начав с коротеньких бесхитростных сказок о животных, ребёнок постепенно дорастает до восприятия сложных поэтических образов волшебных сказок, которые требуют от него напряжения всех душевных сил.
Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости маленького слушателя. Сопереживая, ребёнок интуитивно, с помощью чувств, постигает то, что он ещё в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остаётся с человеком на всю жизнь.
Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами добра и зла, причём не в назидательной форме, а так, что малыш сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребёнок может сверять и свои собственные поступки.
В русской народной сказке добро неизменно побеждает зло. Но путь к этой победе долог, и герой проходит через тяжкие испытания. Так мудрый герой - рассказчик закаляет душевные силы растущего человека. Слушая сказки, ребёнок убеждается, что мужество, стойкость и преданность способны преодолеть любое зло, каким бы страшным оно ни казалось. Именно на этих примерах воспитываются такие важные человеческие качества, как оптимизм, вера в свои силы, настойчивость в достижении поставленной цели.
Сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости – она ещё и лечит. Сказка помогает ребёнку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми в жизни. Обыгрывая любимые сказки, дошкольник научится не только их пересказывать, но и получит ряд новых для него навыков, необходимых в дальнейшем для успешной подготовки к обучению в школе.
Морально-этические проблемы в сказках выходят на передний план. В них безжалостно высмеиваются людские пороки: жадность и глупость, трусость и хвастовство. Такие сказки побуждают в ребёнке лучшие чувства, стараясь уберечь его от чёрствости и эгоизма. От юного слушателя часто требуется активное участие: помощь героям сказки в трудных ситуациях, поиск путей решения проблем, то есть необходимо осмысление событий, происходящих в сказке, принятие самостоятельных решений. Ребёнок должен подумать и найти выход из сложнейшей ситуации, а также суметь связно изложить ход своих мыслей, доказать свою правоту.