Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Панова Ольга Николаевна
воспитатель ГБДОУ детский сад № 112
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и поэтому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий высокой радости детской народной массы. Это детский фольклор». Г. С. Виноградов
Дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи ребенка, особенно младший дошкольный возраст. Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы обогащают его чувства и речь, формируют отношение к окружающему миру, играют неоценимую роль во всестороннем развитии. В совместной деятельности со взрослым они доставляют ребенку огромную радость. Сопровождения действий словами способствует непроизвольному обучению и развитию речи.
Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает установлению эмоционального контакта. В период адаптации ребенка к детскому саду, когда ребенок скучает по дому и маме, это особенно актуально.
Фолькло́р (англ. folk-lore - «народная мудрость») - это народное искусство слова. «Эта бессмертная поэзия, родоначальница книжной литературы…» М. Горький.
Фольклор - это своеобразная энциклопедия знаний о мире в особой поэтической форме.
Устное народное творчество - служит связью между поколениями, передает духовный опыт от одного поколения к другому, формирует и закрепляет эстетические представления у детей.
Детский фольклор – это обширная область устного народного творчества, это виды, которые постоянно предлагались детям и находили в них слушателей и исполнителей. Детский фольклор развивает в ребенке отзывчивость, добрые эмоции.
Принципы отбора устного народного творчества для детей:
1. Идейная направленность, соответствие с задачей воспитателя.
2. Художественность.
3. Доступность восприятию ребенка дошкольного возраста.
Детский фольклор делится на несколько групп:
1. Материнский - «поэзия пестования» («материнская поэзия») - колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки.
2. Календарный - заклички и приговорки.
3. Игровой - игровые припевы и приговоры, жеребьёвые сговорки, считалки, дразнилки, поддёвки, небылицы-перевёртыши, нелепицы.
4. Дидактический - скороговорки, пословицы, поговорки, загадки.
Материнский фольклор
Колыбельные песни в народе зовут байками (от глагола баять, баить – «говорить»). Особенности колыбельных песен: многократное повторение, предельная краткость сюжетных мотивов, однообразный припев, монотонный ритм.
У колыбельной есть свой механизм воздействия на эмоциональную сферу человека - это и незатейливые повторяющиеся слова, и мелодия, идущая от души. Ее размеренность заставляет сердце биться в такт мелодии, что является неотъемлемым составляющим момента убаюкивания дитя.
Фольклорная прибаутка – небольшое стихотворение из двух - четырех, редко восьми строчек. Это песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах. Это красочные, яркие картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка: все то, что окружает его в доме, во дворе, на улице. Предметы домашнего обихода и хозяйства, работы по дому, двору и в поле обрисованы предельно кратко, только в главных определяющих чертах. Особенность прибаутки – динамичность, наполнение энергичными поступками персонажей.
Пестушки - это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы, от слова «пестовать» - нянчить, растить, воспитывать. Значение - позабавить ребенка. Особенности пестушки - краткость, четкость ритма, звучность рифмы, обилие звукоподражания.
Потешки - это песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками. Главное значение подготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры.
Календарный детский фольклор
Заклички («закликать» - «звать, просить, приглашать, обращаться») - стихотворное обращение детей к различным явлениям природы - обращения к солнцу, радуге, дождю, слова которых выкрикиваются хором нараспев.
Приговорки - короткие обращения к живым существам (к мыши, улитке, жучкам), произносимые каждым ребенком поодиночке.
Игровой детский фольклор
Игровые припевы, приговоры - рифмованные стишки, содержащие условия игры, начинающие игру или связывающие части игрового действия.
Жеребьёвая сговорка - относится к игровому зачину и предназначена чаще всего для того, чтобы разделиться на две команды и представляют собой синтез считалки и жеребьевки.
Считалка - рифмованный стишок, состоящий из придуманных слов с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. Особенность считалок - в основе лежит счет, они поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий.
Дразнилка - это вид творчества, украшенный почти всецело детьми. Присоединение к имени какого-нибудь стиха становится дразнилкой.
Поддёвка - малый фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов, своеобразные словесные игры, рассчитанные на простаков.
Небылицы-перевертыши, нелепицы (разновидности прибауточного жанра) – особый вид песен и стишков, вызывающих смех нарочитым смещением реальных связей и отношений.
Дидактический детский фольклор
Скороговорка - быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз.
Пословица - меткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей, вторая часть поясняет первую и имеющее поучительный смысл.
Поговорка - меткое изречение, лишенное поучительного смысла. «…Поговорка не договаривает, иногда и не называет вещи, но условно, весьма ясно намекает.» (В. Даль).
Загадка - жанр фольклора, в котором указывается на отличительные признаки и свойства, присущие только загадываемому предмету. Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность.
Устное народное творчество не только помогает в развитии речи детей, побуждает к познавательной активности, но и помогает в режимных моментах (одевание, кормление, укладывание спать, умывание), оно способствует созданию положительного эмоционального настроения и формированию навыков самообслуживания и гигиены. Использование детского фольклора на занятиях повышает к ним интерес, делает их более эмоциональными, развивает логическое и образное мышление. В играх дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому и с удовольствием используют в них полюбившиеся потешки, колыбельные, приговорки.
Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой и является хорошим подспорьем в работе воспитателя.