Проект в подготовительной группе
В гостях у сказки
Яшина Марина Викторовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 40
Калининского района Санкт-Петербурга
воспитатель ГБДОУ детский сад № 40
Калининского района Санкт-Петербурга
Вид проекта: долгосрочный, групповой, информационно-творческий.
Продолжительность проекта: 25.09.2018-25.11.2018
Участники проекта: воспитанники группы, их родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Актуальность.
Дети стали меньше читать, электронные носители и средства массовой информации вытесняют книгу. К сожалению, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени почитать книгу с ребёнком. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. Сказка – одно из самых древних средств воспитания детей.
Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки.
На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна. Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.
Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.
Цель проекта: приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи проекта:
1. Знакомить детей с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к поступкам героев сказок; закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный); совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли.
2. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения.
3. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.
Предполагаемый результат:
Повышение интереса детей к чтению и художественной литературе.
Обогащение словаря, развитие лексико – грамматического строя, связной речи.
Повышение уровня развития речи детей.
Развитие познавательной активности, творческих способностей, художественного творчества.
Активное участие родителей в жизни детского сада.
Положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами.
Возрождение чтения в кругу семьи.
Продукты проектной деятельности: викторина «Путешествие по сказкам», выставка работ «В гостях у сказки».
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап
Задачи: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей и дополнение задач детьми. Формулируется проблема о моральной стороне сказок и привитии любви к сказкам и театральной деятельности. После чего дети вовлекаются в решение проблемы «Чему нас учат сказки?» через игровую ситуацию и дидактические игры, способствуя возникновению мотивации к творческой деятельности.
Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Использование компьютерных технологий, подбор иллюстративного материала, художественной литературы, загадок, пословиц, поговорок. Обработка информационного материала.
Пополнение предметно-развивающей среды.
Основной этап
Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта.
Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми (как групповых, так и индивидуальных). Совместная деятельность воспитателей, детей, их родителей, музыкального руководителя. Оформление выставок поделок и рисунков «В гостях у сказки», книг «Сказки моего детства». Подготовка консультации для родителей «Роль сказки в воспитании дошкольников», подбор вопросов для обсуждения прочитанных сказок, викторина «Путешествие по сказкам».
При реализации данного проекта использовались принципы интеграции образовательных областей, связь с реальной жизнью, с семьей.
У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Заключительный этап
Готовится и проводится презентация по деятельности данного проекта. Дети, их родители активно помогают воспитателям группы в подготовке презентации.
Подведение итогов. Проект способствовал развитию и раскрытию творческих способностей детей. Дети учились продуктивному взаимодействию друг с другом, умению слушать других и выражать свое отношение к его предложению.
Предварительная работа: беседы с детьми о чтении дома, интервьирование детей «Сказка дома», рекомендация родителям «Прочитайте сказки дома».
План реализации проекта.
1. Беседы с детьми, их родителями «Знакомство с проектом».
2. Ежедневное чтение сказок (разных жанров, русских народных, разных народов, авторских).
3. Рассматривание иллюстраций художников к сказкам.
4. Пересказ прочитанных произведений.
5. Рисование иллюстраций к сказкам воспитанниками.
6. Лепка героев и сюжетов сказок.
7. Аппликации, ручной труд из природного и бросового материалов, конструирование из бумаги по мотивам сказок.
8. Инсценировки сказок, игры-драматизации.
9. Разучивание присказок, поговорок, пословиц, небылиц, зачинов и концовки сказок.
10. Разгадывание загадок. Придумывание загадок, составление творческих рассказов и сказок.
11. Решение кроссвордов «сказочной» тематики.
12. Сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические, пальчиковые, коммуникативные игры с элементами волшебства.
13. Викторина «Путешествие по сказкам».
14. Организация выставок рисунков и поделок «В гостях у сказки».
15. Организация выставок рисунков детей по прочитанным сказкам.
16. Использование сказок в режимных моментах, на занятиях.
17. Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров.
18. Организация выставки книг «Сказки моего детства».
19. Выполнение творческих работ детьми совместно с родителями, педагогами.
20. Изготовление вместе с родителями атрибутов, декораций, костюмов сказочных персонажей.
21. Оформление уголка для родителей, размещение рекомендаций и консультаций по работе с детьми над проектом.
22. Проведение тематических консультаций и индивидуальных бесед с родителями воспитанников по итогам проекта.
23. Пополнение уголка театрализации по различным видам театра.
24. Костюмированный праздник «Маскарад сказок».
25. Фотоотчет о ходе проекта.
Виды деятельности.
Социально – коммуникативное развитие.
Составление творческих рассказов: «Сочини конец сказки», «Сочини сказку про …», сказок и небылиц по рисункам, по замыслу, по памяти. Придумывание загадок к сказкам, заучивание народных скороговорок, дразнилок, считалок. Кроссворды по сюжетам русских народных сказок. Викторина «Путешествие по сказкам». Коммуникативные игры: «Кто чем приметен», «Путаница». Проведение сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических игр с элементами волшебства. Помощь семьи, сотворчество детей и родителей в конкурсе поделок и рисунков «В гостях у сказки». Занятия по правовому воспитанию. Использование сказок в разъяснении прав ребенка (Конвенция о правах ребенка).
Познавательное развитие.
Самостоятельное создание проекта группой детей по инсценировке сказок.
Использование сказочности и сказочных персонажей в формировании элементарных математических понятий, в математических дидактических играх.
Использование волшебства в познании окружающего мира (вопросы, создание проблемы).
Сочинение экологических и математических сказок.
Дидактические игры: «Назови автора сказки», «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой?», «Чей костюм», «Кто и из какой сказки использовал данный предмет?», «Произнеси слова персонажа», «Вспомни слова героя».
Речевое развитие.
Обогащение словаря детей.
Чтение художественной литературы:
«Гадкий утенок» Г. Х. Андерсен, «Как аукнется, так и откликнется», р. н. с. «Снегурушка и лиса», р. н. с.«Сивка – бурка», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка», «Иван – царевич и Серый волк», «Конек-горбунок» П. Ершова и др. Заучивание пословиц, поговорок, небылиц.
Пересказ прочитанных сказок.
Художественно – эстетическое развитие.
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Художественное творчество:
Рисование героев сказок «Конек-горбунок», «Снегурочка», «Курочка Ряба»; сюжетное рисование «Три медведя». Работа с раскрасками по сказкам.
Лепка героев и сюжетов сказок «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Конек-горбунок».
Аппликации «Заюшкина избушка», «Избушка на курьих ножках» и др.
Конструирование. Оригами «Лиса», «Заяц».
Ручной труд. Поделки из природного материала.
Театрализованная деятельность. Подготовка атрибутов и декораций к спектаклям (эстетический вид).
Инсценировка сказок: «Колобок», «Три медведя», «Гуси – лебеди», «Теремок», «Колосок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и других.
Различные драматизации и спектакли с использованием разных видов театра и кукол.
Костюмированный праздник «Маскарад сказок».
Самостоятельное детское творчество.
Помощь в оформлении выставок в группе.
Иллюстрирование сказки.
Физическое развитие.
Проведение утренней гимнастики, занятий по физическому воспитанию, прогулок с элементами игр из сказок.
Подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Два мороза», «У медведя во бору», «Палочка выручалочка», «Хитрая лиса», «Рыбак и рыбки», «Дети и волк», «Зайцы и медведь», «Волки и ягнята», «Ванюша и лебеди», «Волк и поросята».
Работа с родителями.
Выставки детского творчества, сотворчество детей и родителей:
- конкурс рисунков и поделок «В гостях у сказки»;
- выставка книг «Сказки моего детства»;
- выставка рисунков и аппликаций по прочитанным сказкам.
Подготовка родителями атрибутов и декораций к постановкам спектаклей по мотивам сказок.
Проведение консультаций для родителей «Роль сказки в воспитании дошкольников», «Читайте детям сказки». Анкетирование родителей «Сказка в жизни вашего ребёнка».
Проведение викторины для родителей и детей «Путешествие по сказкам».
Результаты проекта.
1. В результате совместной деятельности педагогов, воспитанников и их родителей дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять, иллюстрировать, инсценировать.
2. Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.
3. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
4. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.
Проект реализован.