Опыт работы по обучению основам грамоты
Сказочная Азбука
Сенцова Виктория Владимировна
Как показывает практика, дети с нарушениями речи часто испытывают трудности при обучении грамоте в начальной школе. Существует множество разнообразных методик по проведению работы по обучению грамоте детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения. В процессе практической деятельности возникла необходимость в анализе и изучении различных подходов к подготовке к обучению грамоте детей с речевой патологией. В своей работе я попыталась проанализировать их и найти нечто более приемлемое. За многолетний опыт работы логопедом у меня накопилось достаточно разнообразных пособий, наработок весьма эффективных для подготовки детей к школе. Считаю, что детей с нарушениями речи обучать грамоте в дошкольном возрасте особенно важно. «Возможности ребенка, страдающего общим недоразвитием речи, в овладении чтением и письмом значительно опережают его возможности в плане овладения самостоятельной речью, то есть слова сложного звукослогового состава ребенку легче прочитать и написать, чем произнести. Таким образом, ребенок обретает опосредованный через чтение и письмо путь к формированию и коррекции фонетической стороны речи, ее грамматического строя, обогащению словарного запаса.» (Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. Санкт-Петербург. Питер, 1999.)Научить ребенка читать – не главное в этом возрасте. Это-способ достичь других целей. Обучая чтению, мы исправляем речь ребенка, приучаем его не только слышать, но и слушать свою и чужую речь, относиться к ней более внимательно, развиваем языковое чутье.
Основные направления логопедической работы:
1. Развитие фонематического восприятия, слуха фонематических представлений. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различные высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
2. Работа над звукопроизношением, уточнение артикуляции звуков. Прежде всего необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажения, замены, отсутствия звука).
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза .
Выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков.
Различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделять любые звуки из состава слова. Уметь объединять звуки в слоги, слоги в слова. Уметь определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Придумывать слова на заданный звук или слог.
4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.
Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок (например: ушёл, пришёл, зашёл, перешёл) или с помощью одной приставки от разных глагольных основ (например: пришёл, прилетел, прибежал).
Другой вид работы - подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.
5. Развитие грамматических навыков.
Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.
6. Развитие связной речи.
Ведётся работа по обучению составлению описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов. Необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), составлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу.
7. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
8. Развитие тактильных ощущений посредством дермалексии (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и так далее.)
9. Подготовка к обучению грамоте : знакомство с основными понятиями (предложение, слово, слог, буква, звук), составление схем.
При обучении детей с общим недоразвитием речи надо учитывать ряд особенностей:
1) формирование навыков звукового анализа и синтеза, обучение грамоте проводится только на правильно произносимых звуках и словах, иначе невозможно обеспечить связь между звуком и буквой. Знакомство с буквами начинать по мере введения в речь соответствующих звуков, не дожидаясь коррекции недостатков произношения в целом;
2) введение букв параллельно с изучением соответствующего звука позволяет добиться более быстрого запоминания его зрительного образа, получить дополнительную к слуховой зрительную опору , улучшить навык слияния буквенных элементов при чтении;
3) применение различной символики (схемы, слоговые домики и тому подобное) повышает эффективность звуко-слоговой деятельности;
4) для закрепления навыков звуко-слогового анализа необходимо использовать большое количество слов;
5) последовательность предъявления речевого материала следующая: сочетания из 2 гласных, гласного с согласным (прямые и обратные слоги), односложные слова и так далее;
6) правильное называние букв (коротко, без добавления гласных) способствует слитному послоговому чтению;
7) на занятиях необходимо использовать большое количество игровых заданий. Их выполнение позволяет реализовать сразу несколько задач: развитие внимания и памяти, повышение интереса к работе, совершенствование словесно-логического мышления;
8) лексическое значение слов должно уточняться и соотноситься детьми с определенными предметами или явлениями;
9) написание слов не должно расходиться с их произношением;
10) упражнения должны отличаться по сложности. Надо стремиться к постепенному ее нарастанию.
Предлагаю познакомиться с адаптированной системой обучению основам грамоты, которую я создавала годами. У системы есть название: «Путешествие со сказкой». Детство невозможно представить себе без сказки, без знакомых детям героев, которые совершают добрые, злые, смешные поступки. Знакомят со звуками, буквами детей на моих занятиях как раз эти замечательные персонажи.
Мой опыт представляет:
- -конспекты занятий;
- пропись, которая является синтезом различных методик плюс собственный опыт. Мне очень помогли пособия и методические разработки Е. Косиновой, В. В. Мамаевой, Е. Астафьевой, Н. Костылёвой, О. Крупенчук. Последовательность знакомства с буквами и звуками совпадает с Логопедическим Букварём Е. Косиновой. Очень благодарна автору за такое замечательное пособие, которое мы с удовольствием используем в своей работе;
- подборка презентаций, которые я составляла согласно конспекту занятий. В содержание презентаций включены задания по грамоте, которые отражены в прописи и лексическая тема, по которой мы работаем на данной неделе.
- картотека игр, соответствующие тематике занятий.
На первых страницах прописи изображены домики, которые предлагает в своей методике Астафьева. Но в наших пособиях есть ещё и большие дома, в которых поселяются сказочные герои ( мы их вклеиваем). Например, в окошке А мы селим Айболита, У – Умку, М – Машу и Медведя и т.д.
Домик гласных. - |
Знакомясь со звуками и буквами родного языка, дети знакомятся со сказками народов России, авторскими, зарубежными сказками. А ещё мы изучаем географию, т.к. герои попадают и на географическую карту. В зависимости от того, в какой стране этот герой родился. Таким образом, дети получают и элементарные географические знания, знакомятся с картой.
Приведу пример работы со странице в прописи «Знакомство со звуками (М), (Мь) и буквой М».
- Проводим игры с Машей и Мишей «Собери игрушки» (определяем 1й звук слова). Задача: научить распознавать твёрдые и мягкие согласные.
- Знакомим с буквой М. С помощью КТ игра «Читаем слоги с Машей».
- Конструирование буквы М. Знакомство с правилами правописания.
- Аппликация «Ромашка»: на заданный слог (лепесток) находим картинку.
- Собираем по первым звукам слово МАМА.
- «Путанка». Найди спрятанную картинку.