Как помогать малышам в рисовании
Жерлицина Ирина Анатольевна
Впечатления детства во многом определяют будущее каждого человека. Это та чаша, из которой мы пьем самый благодатный и живительный напиток. Впечатления детства, так же как и годы учения, - фундамент сознательной жизни, и память об этих чистых и светлых днях – как кладовая, в которой хранится самое незабываемое.
С.Т.Коненков
Почти все малыши с упоением рисуют, во всяком случае, если им дадут краски и бумагу. А вот станут постарше, и все кончается. Постепенно художественные порывы угасают. В чем тут дело?
Действительно гаснут способности? Или причина в ином? Вопрос не простой, даже специалисты-педагоги отвечают на него по-разному. Одни думают, что это дело возраста: малышам свойственна склонность к рисованию, ребятам постарше – нет, разве только немногим, обладающим особыми способностями. Есть и другая точка зрения. Ее сторонники считают, что дети, как только немного подрастут, видят несовершенство своих рисунков, понимают, что у них не выходит так, как у художников, и перестают рисовать. Все дело в отсутствии помощи.
Помочь малышам навсегда полюбить художественное творчество можете вы, родители. Но для этого вы должны знать, как рисуют дети, что нужно им советовать, чем помочь.
Самое главное отличие рисунков малышей состоит в том, что они изображают предметы не так, как мы их видим, а так, как предметы представляются ребенку. Для него важны не пропорции, не объем предметов, не подробности их строения, не точный оттенок цвета и не освещение. Для малыша самое главное, самое необходимое, что позволяет узнать предмет, увидеть, как предмет действует или как им пользуются.
Дети любят очень яркие насыщенные краски. Поэтому чаще всего они окрашивают предметы в цвета, самим предметам не свойственные.
Что неизменно подкупает в детском рисунке – это его искренность, выражение подлинного восторга от увиденного интересного предмета или явления, а вместе с тем и от найденной возможности нарисовать их. Как же сберечь драгоценные качества детского творчества? Нужно уметь тактично, мягко направлять развитие ребенка, не обижая его критикой, не упрекая ребенка в том, чего он еще не может понять.
Очень важно так же помнить и другое – каждый ребенок рисует по-своему. Один больше выделяет контуром четкий рисунок предмета, другой любит и умеет найти красивые краски и их сочетания, третий предпочитает узорную декоративную разработку. И по содержанию рисунков одни предпочитают людей, другие животных, а некоторые машины или пейзаж. С этим надо считаться, а если и расширять содержание, то путем добавок к излюбленному.
Чтобы юный художник правильно развивался в своем творчестве, ему нужны помощь и совет.
Чего же надо добиваться?
Первое – это поддержать и разжечь интерес к рисованию. Дать самые лучшие для ребенка, самые податливые материалы – большой лист бумаги, гуашевые (или клеевые) краски, пастель или хотя бы цветные мелки, тушь и крупные кисти (можно и щетинные).
Когда видите, что рисунок не закончен, а ребенок уже отодвигает его в сторону, расскажите о нарисованном предмете, да так, чтобы ребенку захотелось добавить в рисунке еще что-то. Если нарисован один предмет, без всего, что его окружает, можно иногда посоветовать дорисовать фон или еще какие-нибудь предметы. Надо добиваться, чтобы рисунок понравился самому автору.
Старайтесь увидеть в рисунке то, что видит в нем его маленький автор. Иногда это очень нелегко.
Обращайте внимание ребенка на форму и строение предметов, их силуэты, характерные черты, помогите ему сравнение предмета с каким-нибудь другим, чем-то на него похожим. Развивайте способность наблюдать, рассматривать, запоминать. Этим вы поможете дальнейшему художественному развитию ребенка.
Не исправляйте своей рукой рисунков малышей. Если нужно что-нибудь показать, то лучше это сделать на отдельном листочке.
Содержание детских рисунков всегда вокруг ребенка. Дети очень горячо откликаются на все происходящее. Но иной раз без конца повторяется в рисунках одно и то же. Надо каким-то образом столкнуть такого художника с мертвой точки: ну хотя бы предложить нарисовать дополнительные детали.
Чтобы легче было искать темы для рисования, водите ребят на прогулки для наблюдения. Хорошо сходить в цирк, и в зоопарк. Дети охотно рисуют праздники, всякие зрелища и спорт. Штамп – злейший враг искусства. Он возникает не из наблюдения жизни, а из подражания готовым образцам.
Надо давать детям и работу с натуры. Ставьте натюрморты, но обязательно красивые. С большим удовольствием ребята работают над портретом. Они рисуют друг друга, взрослых. Рисуют всю фигуру или только голову. Так же охотно рисуют они человека по представлению – людей разных профессий и за различными занятиями. Пейзаж тоже можно рисовать и с натуры, и по памяти. Очень любят дети смотреть картины. Самое близкое и интересное для них – иллюстрации в детских книгах.
Постепенно вы будете показывать своим маленьким ученикам репродукции картин, фотографии скульптурных произведений, эстампы и т.п. Представления об искусстве у них расширятся, и они будут подготовлены к новому этапу творчества – к работе по зрительным впечатлениям, то есть к воспроизведению наблюдаемого ими мира.