Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Автоматизация звуков и охрана зрения при использовании ИКТ

Баландеу  Светлана Александровна;
Колесникова Ольга Александровна;
Сёмка Галина Юрьевна;
Артамонова Светлана Юрьевна,
учителя-логопеды высшей категории ГБДОУ д/с № 70  
  Кировского района Санкт-Петербурга
          Основную часть всей информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения. А у современного ребёнка нагрузка на глаза огромная – это и без контрольный просмотр телевизора, не регламентируемые игры в компьютере, а отдыхают дети только во время сна.
          Из года в год мы, логопеды речевого сада ГБДОУ № 70 Кировского района, наблюдаем за тем, как в наших группах увеличивается количество детей с нарушением зрения. Если в начале 2000-х годов в каждой группе насчитывалось один, иногда, два ребёнка со сниженным зрением, а дети, носящие очки, были редкостью, то в настоящее время таких малышей стало значительно больше - до 30 – 35 % в каждой группе.
          К сожалению, всеобщая компьютеризация не улучшает эту ситуацию, т.к. в результате к домашним нагрузкам на глаза прибавилась нагрузка в детских садах на  занятиях с элементами использования ТСО и ИКТ.                                                                
          В связи с создавшейся ситуацией мы задумались над тем, как, используя компьютерные технологии, совместить работу над звукопроизношением  с профилактикой нарушения зрения у оптически здоровых детей и дальнейшего его ухудшения у детей со сниженным зрением. В результате мы решили объединить элементы нашей логопедической коррекционной работы над звуками с гимнастикой для глаз. Таким способом мы хотели достигнуть максимального расширения зрительно-пространственной активности в режиме занятия.
Данная система игр может представлять интерес для логопедов, педагогов и родителей, занимающихся  коррекцией речи.
Данное пособие является комплексным и отражает два принципа работы:
Во-первых, развитие навыков правильного звукопроизношения следующих звуков : С, З, Ц, Р, Л, Ш, Ж, Ч, Щ.
Во-вторых, здоровьесбережение и профилактика нарушений зрения.
Цель данного пособия  -  автоматизация звуков: С, З, Ц, Р, Л, Ш, Ж, Ч, Щ.
Задачи пособия следующие:
  • Коррекционно-образовательные задачи:
  1. Актуализировать словарь детей за счёт представленных слов.
  2. Автоматизировать произношение изолированного звука  в открытых и закрытых слогах, в начале, в середине, в конце слов в ударной и безударной позициях.
  3. Обобщать и уточнять знания детей о представленных предметах.
  4.  Развивать грамматический строй речи, путем словоизменения и словообразования.
  5. Развивать фонематическое восприятие.  
  • Коррекционно-развивающие задачи:
  • Развивать процессы произвольного зрительного внимания и восприятия.
  • Развивать произвольную зрительно-речевую координацию.
  • Развивать речевое дыхание – длительный и плавный выдох.
  • Восполнять сенсорную недостаточность, активизировать познавательную деятельности детей (Развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память).
  • Развивать оптико-пространственные представления.
  • Формировать положительные  черты личности. (Развитие  активности, любознательности,  доброжелательности).
  • Развивать способность к самооценке и самоанализу.
  • Развивать   предпосылки учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  • Развивать зрительно-моторную  координацию.  
  • Коррекционно-воспитательные задачи:
  • Развивать наблюдательность.
  • Стимулировать речевую активность детей и самостоятельность при образовании производных слов.
  • Воспитывать слуховое внимание и умение соблюдать инструкцию.
  • Воспитывать усидчивость и волевые качества личности.
  • Формировать самоконтроль за правильным произношением звуков.
  • Формировать у ребёнка осознанную мотивацию.
  • Воспитывать устойчивый интерес к занятиям, инициативу, стремление к активной деятельности. 
  • Воспитывать  любовь и уважение к русскому языку,  внимание к собственной речи.  
  • Офтальмолого-гигиенические задачи:
  • Снимать мышечное напряжение глаз во время восприятия изображения на компьютере.
  • Укреплять мышцы, координирующие движения глазного яблока.
  • Развивать прослеживающую функцию глаз (движения глаз по диагонали, восьмёркой, по квадрату по / против часовой стрелки, по вертикальной дуге, слева направо, справа налево).
         При реализации  первого принципа используется классическая система коррекционной работы в последовательности автоматизации поставленных звуков.
     СИСТЕМА   РАБОТЫ  С   ПОСОБИЕМ
В блок 1 включены игры, в которых игровой персонаж – символ данного звука выполняет определённые действия. Эти действия ребёнок сопровождает произнесением необходимого звука, одновременно выполняя элементы гимнастики для глаз.
В блоки 2 и 3 включены игры , в которых  выбранный персонаж участвует в игровом сюжете, что сопровождается произнесением звука в открытых и закрытых слогах и движениями глаз в заданных направлениях ( восьмёркой, по кругу по / против часовой стрелки, по квадрату / треугольнику по / против часовой стрелки, по вертикальному или горизонтальному зигзагу, по диагоналям).
В следующих блоках 4, 5, 6, 7, 8 (игры «Почини картинки») проводится автоматизация звука в словах в разной позиции (в начале, в середине, в конце слова в ударном и безударном положении), что сопровождается движением глаз слева направо и справа налево.
В пособие включены презентации на каждый из перечисленных звуков, подробные методические рекомендации по использованию пособия,  есть система поощрений при правильном выполнении  заданий ребёнком.  Контроль  за правильностью выполнения заданий  осуществляется взрослым. Только по клику мышки  взрослого меняется задание и появляется «приз».
          Разрабатывая данные игры, мы старались учитывать требования, предъявляемые к демонстрационному материалу, используемому на занятиях с детьми с нарушенным зрением, а также рекомендуемые специалистами по охране зрения различные виды упражнений для глаз, такие как:
  1. Контрастность изображений.
  2. Отсутствие излишних деталей в фоне и рисунке.
  3. Предпочтительное использование красного, оранжевого, жёлтого, зелёного            
          цветов спектра и  оттенков, так как восприятие их несёт меньшую нагрузку
на  рецепторы зрительного анализатора.      
          Пособие – это наша совместная разработка, каждый создавал свой раздел работы  :
  1. Группа свистящих звуков :
    • Звук /С/ - Баландеу С.А.
    • Звук /З/ - Колесникова О.А.
    • Звук /Ц/ - Сёмка Г.Ю.
  2. Группа шипящих звуков :
    • Звук /Ш/ - Колесникова О.А
    • Звук /Ж/ - Баландеу С.А.
  3. Группа сонорных звуков :
    • Звук /Л/ - Сёмка Г.Ю.
    • Звук /Р/ - Сёмка Г.Ю.
    • Звук /ЛЬ/ - Артамонова С.Ю.
    • Звук /РЬ/ - Артамонова С.Ю.
    • Звук /Й/ - Артамонова С.Ю.
  4. Группа звуков африкатов :
    • Звук /Ч/ - Колесникова О.А.
    • Звук /Щ/ - Баландеу С.А.
            В данных презентациях представлены сокращённые варианты разработок,  но по ним можно понять основной принцип использования нашего пособия.
Для тех, кто заинтересовался нашими играми,  может быть представлена полная версия.
Надеемся, что наша работа позволит повысить интерес детей к сложному процессу автоматизации поставленных звуков, повысит их самостоятельность и самоконтроль.
Использование одновременно речи и движения способствует формированию подкорково-корковых структур и межполушарного взаимодействия, которые объединяют различные церебральные системы в целое. Движение глаз вверх-вниз, влево-вправо, длительный и плавный выдох при произношении с,з, ш,ж,р, короткий и сильный при произношении ц, ч, л, ль, рь воздействуют на сенсомоторный уровень, вызывают активизацию развития высших психических функций. Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций, поэтому именно в начале коррекционного процесса необходимо использовать двигательные методы, которые способствуют успешной коррекции, абилитации, активируют различные уровни психической деятельности.
Хочется подчеркнуть, что задачи, предлагаемые ребёнку должны опираться на морфо-функциональную готовность мозга, на «зону ближайшего развития» (по Гальперину), т.к. опережение в развитии может негативно отразиться на функциональном цереброгенезе. Поэтому необходима последовательность в выполнении предложенных заданий, согласно онтогенетическому развитию ребёнка.
 
Лурия Л.Р. «Основы нейропсихологии», М. , 1973г.
Рау Ф.Ф. «Основы теории и практики логопедии», М. , 1968.
Семенович А.В. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте», М. , 2000.
Цветкова Л.С. «Нейропсихологическая реабилитация больных», М., МГУ, 1985

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»