Статья
Развитие слухового восприятия слабослышащего ребенка посредствам игровых технологий
Липина Вера Викторовнa
ВведениеСлабослышащие (тугоухие) — дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. К слабослышащим относятся дети с очень большими различиями в области слухового восприятия. Слабослышащим считается ребенок, если он начинает слышать звуки громкостью от 20 — 50 дБ и больше (тугоухость первой степени) и если он слышит звуки только громкостью от 50—70 дБ и больше (тугоухость второй степени). Соответственно у разных детей сильно варьирует и диапазон слышимых звуков по высоте. У одних он почти не ограничен, у других приближается к высотному слуху глухих. У некоторых детей, которые развиваются как слабослышащие, определяется тугоухость третьей степени, как у глухих, но при этом отмечается возможность воспринимать звуки не только низкие, но и средней частоты (от 1000 до 4000 Гц).
Недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде. Варианты развития речи у слабослышащих детей очень велики и зависят от индивидуальных психофизических особенностей ребенка и от тех социально-педагогических условий, в которых он находится, воспитывается и обучается.
Слабослышащий ребенок даже с тугоухостью второй степени к моменту поступления в школу может иметь развитую, грамматически и лексически правильную речь с небольшими ошибками в произношении отдельных слов или отдельных речевых звуков. Психическое развитие такого ребенка приближается к нормальному. И в то же время слабослышащий ребенок с тугоухостью всего лишь первой степени при неблагоприятных социально-педагогических условиях развития к 7-летнему возрасту может пользоваться только простым предложением или только отдельными словами, при этом речь его может изобиловать неточностями произношения, смешениями слов по значению и разнообразными нарушениями грамматического строя. У таких детей наблюдаются особенности во всем психическом развитии, приближающиеся к тем, которые характерны для глухих детей.
Способы игрового сопровождения. Игры имитации. Игровое упражнение Сюжетная игра. Дидактическая игра. Подвижная игра. Хороводная игра. Словесная игра |
Примеры. Барабан. Бубен. Цель: Учить детей извлекать звук из предмета. Ход игры: Дети полукругом стоят или сидят перед педагогом. Взрослый, заинтриговав детей, достает из коробки (мешочка ) барабан, играет на нем, произнося татата, предъявляет табличку БАРАБАН. Дети смотрят, дотрагиваются до барабана в момент звучания, чтобы ощутить вибрацию его корпуса. Педагог учит детей стучать деревянной палочкой по барабану, извлекая его звук. При этом один ребенок стучит по барабану, а остальные имитируют это движение: или стучат пальцем по игрушечным картонным барабанам, или по ладони. Педагог стимулирует детей к сопровождению движений произнесением слогов татата (как могут), но не настаивает Мы танцуем. Цель. Выполнять определенные движения под звуки». Ход игры: Дети полукругом стоят перед педагогом, у каждого в руках ленточки или платочки. Педагог одной рукой начинает играть на пианино, а второй размахивать платочком (ленточкой) над головой. Он прекращает игру и опускает руку, пряча за спину платочек (ленточку). «Разбудим куклу» Цель: развивать внимание детей к звукам окружающего мира Ход игры: Дети полукругом сидят перед педагогом. Перед ними в кровати спит большая кукла. У педагога будильник. Он говорит: «Кукла спит». Затем он включает будильник, от звука кукла «просыпается». Он повторяет это несколько раз. В то время как еще продолжает звучать будильник, педагог может спрашивать детей: «Что звучит?» и показывает картинку с подписью ЧАСЫ, которая прочитывается. Затем детям раздаются маленькие куколки в кроватках. Педагог на глазах детей вновь заводит будильник и учит детей в момент его звучания показывать, что кукла проснулась и отвечать на вопрос «Что звучало?» показом картинки с подписью и ее прочтением. «Машина (поезд) едет» Цель: учить детей различать на слух и воспроизводить долгие и краткие звучания. Дети и педагог полукругом сидят на ковре (на полу). У каждого по одной машинке и по две «дороги», расположенные друг под другом. У педагога большая машина и две большие дороги, чтобы могла «проехать» машина: короткая и длинная. Педагог везет машину по длинной дороге, произнося у (долго), побуждает детей провести свои машины по длинной дороге. Затем машина возвращается в исходное положение между двумя «дорогами». Педагог везет машину по короткой дороге у и побуждает к этому же и детей. «Мы рисуем» Цель: учить детей различа). Дети сидят за столами. Перед каждым специально разграфленный лист бумаги: нанесены хорошо видимые 10-12 линеечек и четкими точками в начале строки. Такой же или несколько более крупный лист бумаги прикреплен на доске или на мольберте. Педагог берет фломастер, устанавливает его в начало первой строчки, протяжно произносит а и одновременно проводит длинную линию. Он предлагает детям взять фломастеры, установить их в начало строки, вновь 86 произносит протяжно а и помогает детям нарисовать длинную линию. 3 Затем аналогично организуется работа над кратким звуком а на следующей строчке рисуется короткая черта. Педагог в разной последовательности произносит гласный а то кратко, то протяжно; один ребенок рисует линию на листе бумаги, прикрепленном к доске (мольберту), остальные на своих листах, сопровождая проведение линии долгим или кратким произнесением звука. Когда дети начнут уверенно выполнять данное упражнение, педагог после того, как линия уже проведена, спрашивает: «Как звучало?» и ть на слух гласные и согласные звуки. Ход работы: «Топайте - идите» Цель: учить детей различать на слух СЛИТНО НЕСЛИТНО. Ход игры:Дети стоят полукругом перед педагогом. Он производит по барабану ряд ударов без пауз (слитно), шагает на месте, произнося татата, и побуждает к этому же детей. Затем он ударяет по барабану с паузами (неслитно), топает одной ногой, произнося та та та, и побуждает к этому же детей. Педагог на глазах детей производит то слитные, то неслитные удары по барабану, которые сопровождаются соответствующим произнесением слогов: татата или та та та. В ответ дети либо шагают на месте, произнося слоги слитно - татата, либо топают одной ногой - та та та (неслитно). «Веселый круг» Цель: учить детей различать на слух СЛИТНО НЕСЛИТНО. Ход игры:Дети и педагог стоят в кругу, держась за руки. Педагог произносит слитно слогосочетания, например, татата или папапапа и в момент их произнесения начинает вместе с детьми плавно идти в центр круга, побуждая детей повторять слитно те же слоги. Затем педагог произносит слогосочетания прерывисто та та та или па па па и вместе с детьми идет по кругу приставным шагом «Две собаки» Цель: учить различать на слух громкие и тихие звучания. Ход игры: Дети полукругом располагаются перед педагогом. Он, заинтересовывая детей, достает большую собаку и показывает, как она лает АФ-АФ-АФ. Дети вместе с педагогом изображают большую собаку и ее громкий лай. Аналогично показывается и изображается маленькая собачка. Педагог, не показывая ту или иную игрушку, изображает то большую, то маленькую собаку и «лает» соответственно или громко, или тихо Дети подражают педагогу, а затем показывают на собаку (большую или маленькую), которую они изображали. Затем педагог демонстрирует детям только лай собак, т.е. он произносит звукоподражание аф-аф-аф громко или тихо. Дети в ответ изображают маленькую собачку, «лая» тихо, или большую, «лая» громко и показывают на соответствующую игрушку. Педагог каждый раз после показа спрашивает: |
Рейтинг по решению проблемы 4 4 6 7 4 5 6 4 |
Рейтинг по планированию 5 6 7 7 6 6 7 6 |