Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ

Чадович Екатерина Ивановна
В  современном мире  необходимо  не  просто  представить  себя,  а  сделать  это  лучше  остальных.  Конкуренция  охватывает  все  виды  человеческой  деятельности.  В  сфере  профессиональной  деятельности  она  проявляется  в  двух  формах:  (1)  внешняя  конкуренция  -  на  рынке  и  (2)  внутренняя  конкуренция  -  на  рабочем  месте.  На  рынке  организации  соперничают  из-за  денег, сферы влияния, потребителей.  На  рабочем  месте  -  люди  соперничают  из-за  должностей  и  продвижения  по  служебной  лестнице. Но и на  рабочем  месте, и  на  рынке  люди  конкурируют  ради  получения  желаемых  результатов.  Обязательный  атрибут  успешной  конкуренции  -  привлечение  внимания  к  себе,  своим  сообщениям  и  программам  действий.  Результатом полученного  внимания  в  профессиональной  сфере - возможность  быть  увиденным,  быть  услышанным,  быть  признанным.
Чем значительнее карьерные замыслы педагога, тем больше он должен быть озабочен своей самопрезентацией. Умение представить себя должно быть элементом, определяющим отношение окружающих к личности, а умение создать благоприятное первое впечатление – одним из базовых навыков, определяющих эффективность взаимодействия. 
Человек знает свои сильные и слабые стороны. Он намерено или спонтанно защищает себя, когда это необходимо, чтобы поддержать свою самооценку и подтвердить свой образ-я. В знакомой ситуации это происходит без сознательных усилий. В незнакомой ситуации человек старается не только осознавать, какое впечатление он производит, но и управлять этим впечатлением.
Таким образом, можно рассматривать самопрезентацию как информацию, которую сообщает человек другому человеку о себе,  чтобы у последнего сложилось определенное мнение о нем.
Следует учитывать, что самопрезентационное поведение побуждается мотивацией, смысл которой в “повышение самооценки или избегании противоречий между реальным и идеальным Я, в ожидании подтверждения правильности установок на себя от других людей, желании осуществить обратную связь для диагностики свойств, присущих личности”[3].
Никитенко Е.П. и Харламенкова Н.Е. [3] выделяют стадии процесса самопредъявления:
  1. возникновение  мотивации, актуализирующей механизм самопредъявления
  2. осознание личностью своей идентичности
  3. формирование репрезентаций о партнере по общению
  4. “искажение информации о себе и манипуляция аудиторией” с целью снижения уровня активации, побуждения личности к действию
Такое разделение на стадии авторы основывали на представлении о том, что в основе процесса самопрезентации лежат определенные мотивы личности и ее представления о своей идентичности, об идентификации партнера по общению [3], о том, каким образом осуществляется контроль за информацией о некотором объекте или субъекте взаимодействия.
Можно выделить следующие основные характеристики самопрезентации, которые есть во всех подходах исследования данной проблемы:
  1. Самопрезентация является поведенческим выражением социального –я.
  2. В основе феномена самопрезентации лежит желание получить или сохранить социальное одобрение, влияние.
  3. Самопрезентация  - это способ  взаимодействия субъекта с социальной средой.
Таким образом, понятию  “самопрезентация” можно дать следующее определение: “Возникающая при предъявлении себя другим совокупность актов самовыражения и самопредъявления, направленная на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам” [5].
Рассматривая самопрезентацию как сложный процесс преподнесения своего образа окружающим, Почепцов Г.Г, Пелих А.С., Шепель В.М. [4] и др. авторы выделяют следующие ее элементы:
  1. Вербальная самопрезентация – включает в себя коммуникативные навыки человека
  2. Невербальная самопрезентация – в которой можно выделить:
  • Внешность (физические особенности, а также особенности оформления внешности: одежда, аксессуары, макияж)
  • Телодвижения, жесты, мимика
  1. Соблюдение норм и правил делового этикета субъектом презентации
Успешное представление одного из этих элементов не принесет желаемого результата. Так, например, хорошо одетый молодой педагог, но не уверенный в себе, не владеющий необходимыми коммуникативными навыками, с слишком скованными или слишком развязными жестами и неуместной мимикой не сможет произвести благоприятного впечатления на коллег, родителей, членов жюри профессионального конкурса, так же как и педагог хорошо владеющий собой, имеющий хорошие навыки общения, но безвкусно одетый.
Кроме того, следует учитывать, что во многих случаях обстоятельства складываются таким образом, что на основе одного только кратковременного восприятия те же значимые для педагога люди (например, жюри профессиональных конкурсов, или директор в момент собеседования) вынуждены оценивать ситуацию, педагога и выбирать кажущийся нам наиболее разумным способ действий. Во всех подобных случаях мы имеем дело с так называемым первым впечатлением и с актами поведения, возникшими на его основе.
 Первое впечатление – это сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты. В него всегда входят те или иные особенности облика и поведения человека, оказавшегося  объектом познания. Первое впечатление содержит также более или менее осознаваемые и обобщенные оценочные суждения. В нем всегда присутствуют эмоциональные отношения к тому человеку, который оказался предметом восприятия и оценки [1].
Бодалев А.А. отмечает, что первое впечатление формируется, как при специальном намерении оценить человека, как и при отсутствии такого намерения. Он выделяет ряд факторов, которые определяют характер формирования впечатления о человеке:
  1. Это особенности внешнего облика и поведения человека, которые обуславливают то, что отразится в нашем впечатлении о нем.
  2. Существенное влияние на образование впечатления о ранее незнакомом нам человеке оказывает ситуация, в  которой происходит познание другого человека, т.е. социальный фон, на котором разворачивается формирование первого впечатления.
  3. Наши собственные личностные качества, в которых проявляются наш психологический склад и отношение к различным сторонам действительности
Эти три глобальных фактора в реальности всегда действуют в теснейшем единстве.
Наиболее важные в ситуации характеристики партнера это те, которые позволяют отнести его к какой-либо категории. Например: строгая деловая одежда педагога, стиль речи, умеренное использование аксессуаров произведет на директора школы гораздо более приятное впечатление, чем спортивная одежда и пирсинг у преподавателя физики. Именно эти характеристики воспринимаются наиболее  точно, а остальные черты оказываются “не в фокусе”, просто достраиваются по определенным стереотипам, и именно здесь появляются ошибки. Социальные стереотипы – основа формирования первого впечатления, а социальная стереотипизация – главный механизм этого процесса. Под социальным стереотипом  понимается устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представлениям той или иной группы [2]. Реальным носителем стереотипов является группа, а разные социальные группы, общаясь между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы.
     Задача первого впечатления – быстрая ориентировка в межгрупповом общении и ошибкой является не само по себе первое впечатление, построение по схеме, а  использование этого впечатления не по адресу – не в ситуации межгруппового взаимодействия, а в длительном межличностном общении. Последующее познание человека ведет к раскрытию в нем таких признаков, которые составляют своеобразие его личности и формируют его индивидуальность.
Особенно важна успешная самопрезентация для молодых специалистов, которые только начинают свою карьеру. Они попадают в мир конкуренции, когда умение продемонстрировать свои сильные стороны, свою уверенность, целеустремленность, знание своего дела оказывается более важным, чем  обладание этими качествами. “На люди” выдвигают такие сильно действующие личностно-деловые характеристики, как воспитанность, эрудиция, профессионализм. Вот почему работа над этими качествами, умелое их представление, надежно срабатывает на утверждение личного имиджа.
Литература:
  1. Бодалев А.А. Личность и общение. М. - Международная педагогическая академия -1995.
  2. Кошелева Ю.П. Самопредъявление одиноких людей в тексте газетных объявлений//Вопросы психологии – 1998. - № 2.
  3. Никитин Е.П., Хартаменкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб. - Алетея - 2000.
  4. Почепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер. Киев - 2010.
  5. Хороших В.В. Понятие самопрезентации в социальной психологии// Ананьевские чтения 1997// Тезисы научно-практической конференции  под ред. Крылова А.А. - СПб. - 1997.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»