Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Работа с одаренными дошкольниками

Виноградова Наталия Николаевна
Аннотация
В статье рассмотрены условия развития одаренности дошкольников, возможные подходы, методы и технологии, применяемые в дошкольном образовании, которые способствуют развитию одаренности детей. Проанализировано понятие одаренности, как особого свойства психики ребенка дошкольного возраста, а также как особое интегративное качество личности.
Ключевые слова: одаренность; дошкольный возраст; дошкольное образование; психика.
 
Система образования, и дошкольное образование, как ее часть, должна отвечать требованиям эпохи и в период индустриализации, когда растущей в объемах и развивающейся промышленности требовались в огромных масштабах специалисты в отдельных, сравнительно узких областях науки, специализации и профессиональной деятельности, и сформировалась «стандартизированная» система образования, предполагающая жесткую, систему оценок[2].
Проблема современной системы образования состоит в том, что эпоха сменилась на постиндустриальную, и в настоящее время требуются уже не узкие специалисты, а люди, имеющие способность к обучению, переквалификации, умеющие мыслить творчески, нестандартно, гибко и системно, то есть, по сути, люди имеющие определенную степень одаренности, в то время, как система образования не успела перестроиться «под новый формат», и ступень дошкольного образования сегодня также нуждается в трансформации.
В первую очередь, на ступени дошкольного образования сегодня стоит, помимо задачи подготовки к школьному обучению, задача раскрытия потенциала личности ребенка, что подразумевает раскрытие и поддержку его одаренности[3].
Одаренность представляет собой системное, и развивающееся в процессе жизни (при наличии необходимых условий) качество психики человека, которое определяет его возможность по достижению более высоких (в сравнении с другими людьми) результатов в одном либо нескольких видах деятельности. Выявление одаренности особенно важно именно в дошкольном возрасте, когда потенциал развития личности наиболее высок, а возможности его реализации обширны.
Дошкольник может проявить особую, в сравнении со сверстниками, успешность в достаточно обширном спектре различных видов деятельности, поскольку его психические возможности достаточно пластичны. Это обстоятельство создает условия для развития у ребенка различных видов одаренности. Кроме того, в одном виде деятельности различные дети могут обнаружить своеобразие одаренности – в разных ее аспектах. Кроме того, одаренность часто проявляется в том, что ребенок успешен в стихийной, самопроизвольной деятельности.
В рамках этого достаточно актуальной прикладной проблемой выступает создание условий для развития одаренности дошкольника. Советские психологи, такие, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев[2;4], провели доказательство того, что психика ребенка формируется в основном путем «социального наследования» и перенимания социального опыта людей из их ближайшего окружения. Весь период своего детства ребенок усваивает опыт не только своей семьи, но и предыдущих поколений, который передают ему близкие люди и педагоги. В ходе приобретения опыта, в широком смысле слова, осуществляемого обучения, совершается развитие психики ребенка. Причем, на протяжении детства, ребенок усваивает не только отдельные знания, навыки и умения, он запускает путем усвоения опыта коренные изменения различных психических процессов[4].
Фундаментальным условием для гармоничного и полного развития ребенка, в том числе и его одаренности, является общение детей со взрослым. В данном случае, взрослые выступают хранителями опыта, накопленного всем человечеством, знаний, социальных и культурных ценностей. Применительно к раскрытию одаренности дошкольника, основным условием будет выступать творческое мышление педагогов, их неординарный подход к организации учебно-воспитательного процесса, использование многообразных методов и подходов в обучении и воспитании одаренных детей.
В то же время, именно в дошкольном возрасте выявить одаренного ребенка сложнее, чем, к примеру, в школе. Это обусловлено тем, что дошкольникам, в силу возрастных особенностей, свойственно, во-первых, демонстрировать яркие, порой неординарные стороны личности в разных видах деятельности (яркую индивидуальность), а во-вторых, с особым типом мышления – дивергентным мышлением[1].
С позиции педагогики, под дивергентным мышлением понимается мышление, в процессе которого субъект рассматривает предмет мыслительной деятельности как систему, выделяя в нём соответствующие системные свойства, отношения, закономерности. Данный тип мышления  позволяет субъекту находить множество путей решения той или иной задачи и проблемы, и именно на формирование дивергентного мышления должна быть нацелена, в соответствии с требованиями федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) система образования. 
Развитое в дошкольном возрасте дивергентное мышление, в рамках процесса образования, постепенно ослабевает к подростковому и старшему возрасту, таким образом, современная систем образования формирует узость мышления, тем самым, ограничивая человека в его будущей профессиональной деятельности и в конечном итоге – в жизненном успехе[4].
Ввиду этого, сам процесс работы с одаренными дошкольниками необходимо направить именно на поддержание и дальнейшее развитие у них дивергентного мышления.
В целом работа с одаренными дошкольниками должна состоять в индивидуализации и дифференцированном подходе к образованию. Индивидуализация предполагает выявление, учет способностей ребенка уже в раннем детстве, и целенаправленное развитие этих способностей.
Индивидуальный подход должен заключаться не в разделении дошкольников и не в обучении их по отдельности, ввиду того, что это не позволяет создать условия сотрудничества, как при работе в группе. Индивидуализация дошкольного образования в прикладном ее толковании состоит в том, чтобы в рамках обучения использовать методы, средства и подходы к обучению, которые позволят учитывать индивидуальные характеристики личности ребенка, его личностные особенности, устремления, склонности, интересы[3].
При работе с одаренными дошкольниками педагогу следует подбирать такие формы организации и методы работы, которые позволят активизировать познавательную деятельность ребенка, развивать его способности. В первую очередь, это предполагает использование метакогнитивных технологий обучения – проектной деятельности, учебно-исследовательской деятельности, технологии развития критического мышления, технологии диалогового взаимодействия и т.д. (с адаптацией на дошкольный возраст).
Использование таких технологий делает дошкольника активным субъектом познавательной деятельности, создают проблемные ситуации и задачи, для решения которых ребенку необходимо генерировать различные, в том числе и нестандартные пути решения.
Важным в развитии одаренности дошкольников является использование игровых технологий, в первую очередь – сюжетно-ролевых игр, как игр с «открытым» сюжетом, который ребенок может дополнять по своему усмотрению, применяя и, тем самым, развивая свои творческие способности, нестандартное мышление.
Следует отметить, что в процессе сюжетно-ролевой игры происходит передача функций от воспитателя к воспитаннику, ребенок становится полноценным субъектом деятельности, действует на равных с педагогом или воспитателем, что создает условия для развития одаренности ребенка, причем в команду и сюжет игры может быть включен и педагог, а не только дети, что способствует налаживанию взаимопонимания[4]. 
Таким образом, можно выделить несколько основных условий работы с одаренными дошкольниками. В первую очередь, это индивидуализация дошкольного образования, развитие и поддержка сформированного в дошкольном возрасте дивергентного мышления, использование метакогнитивных технологий, позволяющих активизировать познавательную деятельность дошкольников, создать условия для поиска ими различных решений в рамках поставленных проблемных ситуаций и задач.
 
Список литературы
  1. Антонова И.Г. Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними / И. Г. Антонова// Одаренный ребенок. - 2011. - № 1. - С. 46-51.
  2. Захарченко Т.В. Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей / Т. В. Захарченко// Одаренный ребенок. - 2018. - № 1. - С. 97-101. - Библиогр.: с. 101.
  3. Рыжкова Л.А. Организация работы «Школы для одаренных детей» / Л. А. Рыжкова // Сев. Двина. - 2017. - № 6. - С. 28-31.
  4. Семенов П.П. Развитие системы выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей / П. П. Семенов // Практика адм. работы в шк. - 2016. - № 6. - С. 45-50.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»