Проект по обучению детей дошкольного возраста с правилам дорожного движения
Уважайте светофор
Живага Ольга Петровна,
старший воспитатель ГБДОУ
детский сад № 74 общеразвивающего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
старший воспитатель ГБДОУ
детский сад № 74 общеразвивающего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Содержание
- Введение ……………………………………………… …………...3
- Проблема ………………………………………………………….. 4
- Концепция проекта ……………………………………………….. 5
- Идея, цель, задачи проекта …………………………. …………….6
- Целевые ориентиры, субъекты реализации проекта……………...6
- Принципы работы…………………………………………………..6
- Формы работы, этапы реализации проекта .....................................7
- План мероприятий ………………………………………………… 8
- Кадровое, материально – финансовое обеспечение ….…………12
- Методическое сопровождение проекта ………………………….13
- Формы взаимодействия с семьёй ………………………………...13
- Ожидаемые конечные результаты, вывод ……………………….14
- Список литературы…………………………………………………15
Обучение детей в детском саду безопасному участию в дорожном движении необходимо рассматривать наравне с другими важнейшими задачами воспитания и обучения подрастающего поколения.
Жажда знаний, желание открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Это связано с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.
В силу своих возрастных особенностей дети не могут запомнить все правила дорожного движения, поэтому наша главная задача – научить ребенка безопасно действовать в любых жизненных ситуациях, и одно из направлений – безопасность на дороге.
Разъяснять детям сложные правила дорожного движения, доносить до детей их смысл, опасность несоблюдения правил, выбирать такие формы и методы работы, чтобы дети положительно относились к правилам дорожного движения.
Мы должны научить малышей ориентироваться в любой дорожной ситуации. Выработанные навыки безопасности у детей должны быть устойчивыми.
Среди всех участников дорожного движения: водителей, пешеходов, пассажиров – самым подвижным и непредсказуемым участником дорожного движения является ребенок.
Дети дошкольного возраста часто забывают или вовсе не знают, не разбираются в дорожных знаках, правилах дорожного движения, разметке дорог, в возможностях транспортных средств. Они не обладают способностями взрослых и детей младшего школьного возраста оценивать скорость и расстояние.
Дети дошкольного возраста невысокого роста, они не видны из-за стоящего транспорта, взрослых людей – это является серьёзным препятствием для своевременного обнаружения ребенка водителем на дороге. Малыши иначе, чем взрослые, переходят проезжую часть.
Стремление играть в любых ситуациях объясняет непредсказуемость или импульсивность поведения детей. На них большое влияние оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют их забыть об опасности, которой они могут быть подвергнуты при переходе проезжей части.
Изучение Правил стало составной частью образовательно-воспитательного процесса, направленного на формирование умений и навыков бережного отношения к своей жизни на дорогах города, осознанного безопасного поведения в транспортной среде.
Концепция проекта:
Правила Дорожного Движения являются первым, неотъемлемым от повседневной жизни и наиболее важным правовым актом, с которым человек постоянно и бесконечно часто сталкивается с момента начала и на всем протяжении своей сознательной жизни. Несоблюдение ПДД приводит порой к необратимым последствиям. Внимание, которое уделяется этому вопросу, должно соответствовать его значимости. Общество в период взросления не уделяет должного внимания формированию у ребенка безусловного исполнения требований ПДД.
Соблюдение ПДД являются основополагающим элементом формирования сознания ребенка – пешехода, а в дальнейшем взрослого – водителя – законно послушного гражданина.
В подавляющем большинстве у россиян не сформирована культура взаимоотношений участников дорожного движения. Профилактические мероприятии носят бессистемный, а иногда надуманный характер. Из – за этого у многих, а тем более у детей, не формируются стереотипы безопасного поведения на дороге.
Отсутствие абстрактного мышления у детей лишает их возможность правильно и быстро оценивать ситуацию. Ребенок понимает реальную опасность, встречаясь на улице со злой бездомной собакой, и не понимает, что движущийся автомобиль значительно опасней и может мгновенно лишить его жизни. Отсутствие у ребенка правильных навыков поведения на дороге рано или поздно приведет к ДТП. Когда? Это вопрос времени.
Достижение поставленных целей в результате реализации предлагаемой программы возможно только в случае целенаправленной, эффективной и многолетней работы по воспитанию культуры поведения на дорогах, прежде всего среди детей младшего дошкольного возраста. Воспитание общей культуры поведения на дороге, это единственно правильный путь, ведущий к снижению количества – транспортных происшествий.
Обучение детей безопасному поведению на дорогах должно начинаться в ДОУ с двух летнего возраста.
Образовательные учреждения обязаны обеспечить изучение Правил дорожного движения во всех дошкольных учреждениях. Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Актуальность проекта: Статистика дорожно-транспортных происшествий, где пострадавшими являются дети, неутешительна. Дорожно-транспортные происшествия с детьми дошкольного возраста происходят по вине взрослых. И сколько бы люди не придумывали путей выхода из этой ситуации, пока мы не научим ребенка всем этим осознанно пользоваться, самому о себе беспокоиться, понимать свою ответственность за собственную жизнь, не сформируем устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации – данная проблема останется не решенной.
Идея: Получение первичных знаний, умений, навыков поведения на улицах и дорогах города, в транспорте.
Цель: Формирование устойчивых навыков поведения на дорогах и улицах города.
Задачи проекта:
1. Формировать знания детей о правилах дорожного движения.
2. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
3. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
4. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
6. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
7. Создать развивающую среду с целью приобретения опыта поведение на улицах города.
Целевая аудитория:
Дети старшего дошкольного возраста с 5 до7 лет;
Субъекты реализации проекта:
Жажда знаний, желание открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Это связано с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.
В силу своих возрастных особенностей дети не могут запомнить все правила дорожного движения, поэтому наша главная задача – научить ребенка безопасно действовать в любых жизненных ситуациях, и одно из направлений – безопасность на дороге.
Разъяснять детям сложные правила дорожного движения, доносить до детей их смысл, опасность несоблюдения правил, выбирать такие формы и методы работы, чтобы дети положительно относились к правилам дорожного движения.
Мы должны научить малышей ориентироваться в любой дорожной ситуации. Выработанные навыки безопасности у детей должны быть устойчивыми.
Среди всех участников дорожного движения: водителей, пешеходов, пассажиров – самым подвижным и непредсказуемым участником дорожного движения является ребенок.
Дети дошкольного возраста часто забывают или вовсе не знают, не разбираются в дорожных знаках, правилах дорожного движения, разметке дорог, в возможностях транспортных средств. Они не обладают способностями взрослых и детей младшего школьного возраста оценивать скорость и расстояние.
Дети дошкольного возраста невысокого роста, они не видны из-за стоящего транспорта, взрослых людей – это является серьёзным препятствием для своевременного обнаружения ребенка водителем на дороге. Малыши иначе, чем взрослые, переходят проезжую часть.
Стремление играть в любых ситуациях объясняет непредсказуемость или импульсивность поведения детей. На них большое влияние оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют их забыть об опасности, которой они могут быть подвергнуты при переходе проезжей части.
Изучение Правил стало составной частью образовательно-воспитательного процесса, направленного на формирование умений и навыков бережного отношения к своей жизни на дорогах города, осознанного безопасного поведения в транспортной среде.
Концепция проекта:
Правила Дорожного Движения являются первым, неотъемлемым от повседневной жизни и наиболее важным правовым актом, с которым человек постоянно и бесконечно часто сталкивается с момента начала и на всем протяжении своей сознательной жизни. Несоблюдение ПДД приводит порой к необратимым последствиям. Внимание, которое уделяется этому вопросу, должно соответствовать его значимости. Общество в период взросления не уделяет должного внимания формированию у ребенка безусловного исполнения требований ПДД.
Соблюдение ПДД являются основополагающим элементом формирования сознания ребенка – пешехода, а в дальнейшем взрослого – водителя – законно послушного гражданина.
В подавляющем большинстве у россиян не сформирована культура взаимоотношений участников дорожного движения. Профилактические мероприятии носят бессистемный, а иногда надуманный характер. Из – за этого у многих, а тем более у детей, не формируются стереотипы безопасного поведения на дороге.
Отсутствие абстрактного мышления у детей лишает их возможность правильно и быстро оценивать ситуацию. Ребенок понимает реальную опасность, встречаясь на улице со злой бездомной собакой, и не понимает, что движущийся автомобиль значительно опасней и может мгновенно лишить его жизни. Отсутствие у ребенка правильных навыков поведения на дороге рано или поздно приведет к ДТП. Когда? Это вопрос времени.
Достижение поставленных целей в результате реализации предлагаемой программы возможно только в случае целенаправленной, эффективной и многолетней работы по воспитанию культуры поведения на дорогах, прежде всего среди детей младшего дошкольного возраста. Воспитание общей культуры поведения на дороге, это единственно правильный путь, ведущий к снижению количества – транспортных происшествий.
Обучение детей безопасному поведению на дорогах должно начинаться в ДОУ с двух летнего возраста.
Образовательные учреждения обязаны обеспечить изучение Правил дорожного движения во всех дошкольных учреждениях. Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Актуальность проекта: Статистика дорожно-транспортных происшествий, где пострадавшими являются дети, неутешительна. Дорожно-транспортные происшествия с детьми дошкольного возраста происходят по вине взрослых. И сколько бы люди не придумывали путей выхода из этой ситуации, пока мы не научим ребенка всем этим осознанно пользоваться, самому о себе беспокоиться, понимать свою ответственность за собственную жизнь, не сформируем устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации – данная проблема останется не решенной.
Идея: Получение первичных знаний, умений, навыков поведения на улицах и дорогах города, в транспорте.
Цель: Формирование устойчивых навыков поведения на дорогах и улицах города.
Задачи проекта:
1. Формировать знания детей о правилах дорожного движения.
2. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
3. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
4. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
6. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
7. Создать развивающую среду с целью приобретения опыта поведение на улицах города.
Целевая аудитория:
Дети старшего дошкольного возраста с 5 до7 лет;
Субъекты реализации проекта:
- Родители, музыкальный руководитель, старший воспитатель, специалисты ДОУ, заведующий, инспектор ГИБДД.
Целевые ориентиры проекта:
1. Дети получили расширенные знания об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
2. Сформированы навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
3. Воспитанники научились предвидеть опасные ситуации и обходить их.
4. Родители привлекают к участию в наблюдениях за обстановкой на дороге.
5. Родители и дети получили знания по обеспечению безопасности дорожного движения.
6. Благодаря проведённой работе, родители выполняют ПДД.
Сроки реализации проекта: 2018 – 2019 годы
В организации работы следует соблюдать следующие принципы:
(по Е.А. Козловской, С.А. Козловского):
1. Дети получили расширенные знания об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
2. Сформированы навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
3. Воспитанники научились предвидеть опасные ситуации и обходить их.
4. Родители привлекают к участию в наблюдениях за обстановкой на дороге.
5. Родители и дети получили знания по обеспечению безопасности дорожного движения.
6. Благодаря проведённой работе, родители выполняют ПДД.
Сроки реализации проекта: 2018 – 2019 годы
В организации работы следует соблюдать следующие принципы:
(по Е.А. Козловской, С.А. Козловского):
- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
- Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
- Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
- Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
- Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственный надзор за безопасностью дорожного движения.
- Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно необходимо воспитывать и родителей детей.
Место осуществления проекта: ДОУ детский сад №74
Формы:
Групповая, стабильная, игровая, просветительская, обучающая.
Этапы реализации проекта: этапы реализации проекта смотри в приложении
План мероприятий
по ОБЖ (безопасность на улице)
в старшей группе
План мероприятий по ОБЖ (безопасность на улице) смотри в приложении
Основные направления работы с детьми:
Групповая, стабильная, игровая, просветительская, обучающая.
Этапы реализации проекта: этапы реализации проекта смотри в приложении
План мероприятий
по ОБЖ (безопасность на улице)
в старшей группе
План мероприятий по ОБЖ (безопасность на улице) смотри в приложении
Основные направления работы с детьми:
- диагностика (определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице);
- организованные формы обучения на занятиях;
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- самостоятельная деятельность ребенка;
- экскурсии и наблюдения;
- ознакомление с окружающим;
- развитие речи;
- художественная литература;
- викторина, КВН по ПДД;
- конструирование;
- изобразительная деятельность;
- игра;
- встречи с инспектором ГИБДД;
- досуги и развлечения.
Кадровое обеспечение
Кадровое обеспечение смотри в приложении
Материально – финансовое обеспечение проекта: смотри в приложении
Методическое сопровождение проекта:
1. Макеты города
2. Уголок “Дорожного движения” в групповом помещении.
3. Центр “Светофорик” на площадке ДОУ.
4. Игровые и методические пособия:
- конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;
- цикл наблюдений по ПДД, экскурсий, целевых прогулок по улице, к остановке, к перекрестку;
- цикл консультаций для воспитателей “Содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с ПДД”.
5. Наглядный материал:
- транспорт различного функционального назначения;
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры и подвижные по ПДД;
- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
- видеокассеты по ПДД;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры “Транспорт”;
- дорожные знаки.
5. Библиотечка “Школы светофорных наук”.
6. Сотрудничество с ГБДД (тематические занятия “Светофорик” по ПДД).
Формы взаимодействия с семьёй:
- транспорт различного функционального назначения;
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры и подвижные по ПДД;
- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
- видеокассеты по ПДД;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры “Транспорт”;
- дорожные знаки.
5. Библиотечка “Школы светофорных наук”.
6. Сотрудничество с ГБДД (тематические занятия “Светофорик” по ПДД).
Формы взаимодействия с семьёй:
- анкетирование;
- Буклеты, памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;
- выпуск газеты «Аистёнок»
- консультационный материал “Дошкольник и дорога”;
- папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;
- родительские собрания (“Ребенок и дорога”, “Дисциплина на улице - залог безопасности пешеходов”);
- встречи-беседы родителей с инспектором ГИБДД (“Роль семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма”, “Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог”);
- конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.
- знакомство с публикациями из центральной или местной прессы, особое внимание заслуживает чтение всероссийской газеты для педагогов, детей и родителей «ПДД – добрая дорога детства»;
- подготовка игрового материала, упражнений для занятий с детьми в домашних условиях.
Ожидаемые конечные результаты проекта:
В ходе проекта были созданы: Макет улицы, информационные буклеты, стенды для родителей, центры ПДД в групповых помещениях, совместно с родителями составлены безопасные маршруты от дома до детского сада, оформление книжек – малышек по теме, рисование на тему «Где нельзя играть», созданы презентации, подобрана видеотека, разработаны конспекты занятий, праздников, досугов, проведены родительские собрания, консультации, используются карточки-задания по ПДД.
Вывод: На основании этого проекта у детей старшего дошкольного возраста сформировались представления о правильном поведении на улицах и дорогах города. Знания стали осознанными, прочными, появился устойчивый интерес к усвоению правил дорожного движения.
Привиты новые нравственные нормы поведения на дорогах, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей.
Родители больше внимания и времени уделяют данной проблеме. Повысилась их ответственность за жизнь и здоровье ребенка, и понимание значения личного примера в формировании правильной модели поведения на дороге.
Продолжать воспитать новое поколение детей, подготовленных к полноценному и адекватному поведению на дорогах в условиях развития глобальной автоматизации, способных в дальнейшем прививать полученные навыки новым поколениям граждан – участников дорожного движения.
Список используемой литературы:
1.Агафонова К.В.
Дети и дорожное движение. М., «Просвещение», 1978
2.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н.
Как преодолеть трудности в обучении детей; М. 1999
3.Белая К.Ю.
Как обеспечить безопасность дошкольников;
М. «Просвещение», 2004
4. Белкина В.Н., Васильева Н.Н.. и др..
Ярославль: Академия развития,1998.
5.Бурякова Н.Ю., Соболева А. В. Ткачёва В.В.
Практикум по развитию мыслительной деятельности
у дошкольников
М.: «Гном-Пресс», 1999.
6.Клочанов Н.И.
Дорога, ребёнок, безопасность.
Р.Д. «Феникс», 2004
7.Коноваленко С.В.
Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет
М.: «Гном- Пресс», 1998
8.Котик М.М.
Психология и безопасность.
Таллин «Валгус», 1981
9.Пинта А.А.
Психология водителя. Искусство выжить на дороге,
М. 1997
10.Тихомирова Л.Ф.
Познавательные способности. Дети 5-7 лет.
Ярославль: Академия развития,2001.
11.Тихомирова Л.Ф
Развитие интеллектуальных способностей дошкольника
Ярославль: Академия развития, 1996