Музыкальное воспитание в детском саду.
Из практики работы музыкального руководителя
1. Наши дети и театр
Его величество Театр -
Открыл нам двери в мир большой.
Его величество Театр —
Мы очарованы тобой!
Принцессы, дамы, короли
Пред вами чередой прошли…
И пусть все это лишь игра
Отвага, смелость, доброта
Остались с нами навсегда!»
Писатель и драматург Сомерсет Моэм в своей пьесе « Театр» сказал так: « Театр – это жизнь».
Почему же наши дети так любят свой «домашний» театр? Да потому что здесь можно стать тем, кем захочешь — королем, разбойником, отважным пиратом, русалочкой, трубадуром,
золотой рыбкой… Здесь есть где разгуляться фантазии.
Театр--- это всегда весело, ярко, красочно и музыкально. Здесь развиваются таланты и способности, появляются новые возможности. Здесь можно пожить жизнью своего героя, лучше узнать мир и других людей, понять их характер и мотивы поступков. В процессе работы над театральными постановками педагог просто, естественно и ненавязчиво формирует душу своего ученика. Все дети восхищаются отважными, добрыми и веселыми героями сказок и историй, все пытаются им подражать и быть такими же в жизни.
Театр— синтетическое и многогранное искусство. «Играя» в театр, ребенок развивает свое духовное, нравственное и творческое начало, музыкальность, речь и ее культуру, пластику и выразительность движений, находчивость и быстроту реакции. Воспитывается положительное, позитивное отношение к жизни и так необходимое всем нам чувство юмора ( противоядие от всех неурядиц и бед).
На импровизированной театральной сцене ребенок проживает всю гамму человеческих чувств—сопереживание, понимание, сочувствие, радость, печаль, восторг, а иногда и отвращение к поступку какого-либо отрицательного героя. Именно здесь формируется культура чувств, культура поведения, именно то, что является нравственным стержнем зрелой личности.
Вглядитесь в лица наших детей. Сколько оттенков чувств и настроений в детских лицах. Для ребенка это не только игра, а это всерьез.
Интересны творческие находки самих детей во время репетиций спектакля. Иногда бывает так, что не столько педагог учит ребенка, сколько ребенок подает новые идеи и преподносит неожиданные открытия педагогу.
Итак, театр - это серьезно. Иногда детское увлечение театром перерастает в серьезное взрослое увлечение и сопровождает человека всю жизнь, а иногда и определяет будущее.
Наш Петербург представляет богатые возможности для частых походов в театр на детские спектакли. Используйте эти возможности, не упускайте их. Ведь поход в настоящий театр на хороший детский спектакль—это всегда праздник, всегда радость!
2. Рисуем музыку
Задумывались ли Вы о том, сколь много общего между музыкой и живописью? Эти два вида искусства подчиняются общим законам. По утверждению великого художника -гуманиста Святослава Николаевича Рериха любая картина музыкальна. И главное, что воздействует на восприятие и чувства человека — это цвет. Тот, кто видел грандиозные и смелые полотна С. Рериха, кто поддался мощному воздействию его картин, не может не согласиться с этим утверждением художника. Цвет дает колорит, динамику, сообщает картине определенную энергетику, настроение. В музыке тоже есть определенные « музыкальные краски», это тональность и лад, регистр, тембр звучащих инструментов, фактура музыкального произведения, метроритм и сама форма музыкального произведения. Именно этими « красками» рисует композитор свое музыкальное полотно. Прозрачность и легкость звукового полотна - прозрачность или наоборот, насыщенность и густота цвета в живописном полотне, минорный лад и притемненные тональности в музыкальном произведении( Например си бемоль минор) и темные холодные цвета в картине, рефрены-повторы в музыке и в художественном полотне, усиливающие впечатление.
Таких параллелей можно провести много. По мнению С. Рериха нет перегородок между различными видами искусства.
Наши дети любят слушать музыку, музыку самую разную и любят ее рисовать. Без сомнения, педагог должен выбирать высоко художественные яркие, разноплановые произведения, доступные по строю образов, по характеру, по продолжительности, доступные по пониманию детей данного возраста. Главный критерий при отборе музыкального произведения- его высокая художественность и ценность. Настоящее искусство должно нести свет, давать радость, будить мысль.
В этом году я взяла для себя и своих детей ( возраст-6-7 лет) проект « Музыка воды»
В течение года свободными вечерами мы рисовали свои картины по следующим музыкальным произведениям:
Н. А.Римский-Корсаков. Симфоническая картина « Море» из сюиты
« Шахерезада». ( Оркестровое изложение)
( « Смелые мореплаватели»)
Н. А.Римский- Корсаков. « Песня Индийского Гостя» из оперы « Садко» ( оркестровое изложение.)
( «Тайны Южных морей»)
Н. А.Римский- Корсаков « Песня Варяжского гостя» из оперы « Садко»
( Оркестровое изложение)
(« Суровое море Севера»)
К. Сенсанс. « Аквариум» из сюиты « Карнавал животных». ( Оркестровое изложение)
(«Чудеса морского дна»)
Э. Григ « Бурный вечер на берегу» из сборника « Лирические пьесы»
( Фортепиано)
( « Капризы моря»)
« Каприз» В. Гаврилина. ( Фортепиано)
( « Озорная капель»)
Итальянская народная песня « Санта Лючия» ( Роберино Лоретти)
( « Рыбачья песня»)
Любарский « Дождик»
(«Осенний дождик»)
Лобачев « Дождик»
( «Дождь и солнце»)
Прелюдия № 6 Ф. Шопен.
( «Печальный дождь»)
Свободными вечерами мы собираемся в музыкальном зале небольшими группами в 4-5 человек, на столах нас ждут краски, чистые листы бумаги, отдельные листы для смешивания красок, звучит тихим фоном то музыкальное произведение, по которому мы рисуем наши картины. С ним дети заранее ознакомлены, слышали его не раз, придумывали свои сюжеты к данной музыке, пытались словами « нарисовать» музыку, делились своими музыкальными впечатлениями. И вот теперь эти впечатления нужно выразить в цвете и форме. Работы детей очень интересны, многоплановы и разнообразны.
Одна и та же музыка может рождать разные образы, хотя общая закономерность прослеживается. Пусть детские работы еще не совершенны, главное заключается в другом. Попытка нарисовать музыку помогает лучше сосредоточиться на ней, лучше прочувствовать, понять и осмыслить ее. Развиваются творческие способности, умение фантазировать, зримо представить те образы, которые даются в музыкальном произведении. Итогом нашей работы в течение года была художественная выставка детских картин в выставочном ( музыкальном) зале. сопровождаемая фрагментами тех музыкальных произведений, по которым выполнены детские работы.
3. Развитие музыкально-эстетического восприятия музыки у дошкольников, как средство укрепления психического здоровья ребенка
-
Музыка на помощь здоровью.
Вы слышали такое понятие как арт- терапия, а именно лечение искусством.
Классическая музыка способна выполнять эти функции, она обладает гармонизующим действием. Определенная правильно подобранная музыка воздействует благотворным образом не только на людей, но и на высоко развитых животных, например, дельфинов, тюленей.
Благотворным действием обладает спокойная классическая музыка ---Предпочтение здесь отдается таким великим композиторам-мелодистам, как Моцарт, Шуберт, Бетховен, Гайдн, Чайковский, отчасти Шопен. Действие такой музыки вы можете испытать на себе.
Пример: 22 прелюдия И. С. Баха С-мажор. ( Слушаем). Эта музыка заставляет нас на время расслабиться, отвлечься от повседневных дум и тревог, забыться, что называется---воспарить в небеса.
Эта же музыка может даваться детям для слушания и не только. Под нее( нетанцующуюся музыку) поставлен великолепный рождественский танец видным музыкальным педагогом Бурениной для старших дошкольников.
Для того , чтобы снять психологическое напряжение, расслабиться, немного отдохнуть, можно послушать « Аквариум» Сен-Санса.
Вы отдыхаете, когда слышите журчание воды и следите за бесконечным ленивым движением рыбок в аквариуме.( С детьми мы слушали эту музыку).
Но не любую классическую музыку можно и нужно давать детям:
Прежде всего здесь соблюдается принцип доступности и как в любом деле чувство меры. Музыка должна быть доступна по кругу художественных образов, по мелодике. Круг образов должен быть светлым, как говорят дети—« добрая» музыка. Есть музыка тяжелая по восприятию, темная , демоничная. (« Кармина Бурана» Карла Орфа)
Допустим, « В пещере горного короля» можно дать в фортепианном изложении, только тему, но нежелательно давать в оркестровом изложении + хор.
Можно дать на слушание сказку С. С. Прокофьева « Петя и волк»,но лучше не давать марш Монтекки и Капулетти тему вражды, поскольку в музыке присутствует агрессия. Итак, для слушания детям выбираем музыку мелодичную, со светлым, простым кругом образов. Полифоническая музыка воспринимается детьми дошкольного возраста
трудно.
Пути развития музыкально- эстетического восприятия:
1 момент: правильное восприятие музыки – это основа успешной исполнительской деятельности. Сначала нужно научить ребёнка проникаться настроением музыки, сопереживать музыку. Также как в природе редко встречаются чистые цвета, а в основном богатые полутона и множество оттенков, так и в музыке существует многообразие оттенков чувств. Старшие дошкольники, в отличие от малышей способны уловить гамму настроений: светлая грусть – глубокая печаль – скорбь; беззаботность – легкомысленность – озорство – бурная радость; мужественность – героичность – торжество.
Ощущение и восприятие музыки ребёнок не всегда может высказать и найти сразу нужное слово. Сначала у ребёнка появляется пассивный словарь для обозначения. В этом ему помогает педагог, подсказывает, рассказывает, поощряет к высказываниям. Далее ребёнок уже может выразить чувство словом, ёмким и точным. Далее предложением, определяющим суть и в идеале небольшим рассказом. Далеко не всегда этот рассказ логично выстроен. Часто впечатления настолько яркие, так захлёстывают эмоции, хочется сказать многое сразу и поэтому мысли скачут, речь сбивчива, рассказ хаотичен, хотя рассказчику понятно всё то, о чём он говорит.
Вывод: первый важный момент- это научить ребёнка чувствовать музыку, впитывать в себя её красоту, проникаться её настроением, получать удовольствие от общения с искусством и простым языком выражать свои мысли и впечатления.
Второй момент. Это важно прежде всего для более глубокого понимания музыки, для дальнейшего успешного исполнительства. Это развитие музыкального слуха и чувства формы, умения понять как развивается музыкальное произведение. Музыка состоит из музыкальных фраз-высказываний. Каждое музыкальное предложение, как и предложения в речи – это законченная мысль. Музыкальное предложение имеет начало, развитие, кульминацию, завершение, смысловые логические ударения. Наиболее чуткие дети это слышат и выражают развитие музыкальной мысли в своём танце. Наблюдая за детьми, всегда можно сказать музыкально или не музыкально танцует ребёнок. А ведь музыкальность – это умение слышать, понимать и выражать себя в музыке. Ребёнок отчасти является творцом. Я хочу отметить с большим удовлетворением, что при исполнении танца «Снежных хлопьев», поставленных на музыку Делиба из балета «Сильвия» наши девочки подготовительной группы все без исключения танцевали музыкально, с удовольствием, и на них было приятно смотреть. Дети выражали себя в музыке. Не было напряжённости и вымученности. Было всё очень естественно, а ведь именно к этому, к свободе и естественности нужно стремиться. Ребёнок не должен бояться ошибиться. Он не должен быть зажат психологически, как взрослый так и ребёнок имеет право на ошибку. Хочу отметить относительно того, как дети слышат музыкальную форму: дети легко слышат форму простую трёхчастную, хорошо слышат форму рондо (рондо – круг, который замыкается рефренами-повторами), а также хорошо воспринимают форму вариаций. Трудно воспринимают полифонические формы.
3 момент: Постепенно расширяем круг музыкальных образов, развиваем умение слушать музыку разную, иногда не детскую.(«Прощание с фортепиано» Л. Бетховен.)Слушание самой разнообразной музыки развивает музыкальный вкус, обогащает речь, развивает кругозор и интеллект и высокую культуру чувств. В определенном смысле мы воспитываем художника.
Предлагаю интересные и простые приемы работы над музыкальным произведением:
1.Дети пробуют дирижировать музыкальное произведение, этим уточняется представление о музыке, о способе ведения звука.
2.Сопоставить музыку и живопись( развитие творческого воображения)
« Ноябрь» П. И. Чайковского. Художник Грузинский « Масленица».
« Февраль» Чайковского. Художник Кустодиев « Масленица».
« Октябрь» Чайковский. Художник Поленов « Осень». Тема царевны Лебеди. Римский-Корсаков. Художник Врубель «Царевна Лебедь».
Русская народная песня « Эй, ухнем». Художник И. Е. Репин « Бурлаки на Волге».
3.Использование поэзии при слушании музыки. Иногда можно использовать мелодекламацию ,но при этом помнить, что слово и музыка равноправны.
Соблюдая принцип доступности, можно говорить просто о сложном при условии, что содержание музыки, стихов, сюжетов картин детям в принципе понятно, доступно и объяснимо.