Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Диалог как форма работы с родителями

Васильва Анна Александровна
 Многочисленные исследования показывают, что успех взаимодействия педагогов и родителей на 80% зависит от их коммуникативной компетентности. Неумение педагогов общаться с родителями  может оказаться одной из решающих причин непонимания, пассивности, что неред-ко приводит к полному отрицанию значимости диалога обеими сторонами. Статистика говорит, что семь из десяти педагогов не могут выстроить отношения с родителями не потому, что не справляются со своими обязанностями или не владеют знания-ми о методах и формах работы, а по причине коммуникатив-ной некомпетентности. Непродуктивность в общении может быть связана как с отсутствием данного умения, так и с труд-ностью его практической реализации (утомление, невнимание, условия деятельности, особенности ситуации и др.).
При обсуждении данной проблемы с педагогами можно сделать интересное наблюдение. Большинство из них искажа-ют предметные позиции, воспроизводя разговоры с родителями по памяти, забывают собственные высказывания о родителях:
  • агрессивные;
  • скандальные;
  • невоспитанные;
  • незаинтересованные.
Многие используют определенные табуированные (запрет-ные) слова и фразы, например обвинения, жалобы, ссылки на детскую неуспешность:
  • «А знаете, ваш ребенок...»;
  • «Почему вы позволяете...»;
  • «Сегодня у вашего ребенка не получилось...»;
  • «Он сегодня опять...»;
  • «Я в который раз вам говорю о том, что... а вы...».
 Схожие ситуации наблюдаются при обсуждении данной проблемы с родителями, которые соглашаются с необходи-мостью вести диалог с педагогами, а на практике ссылаются на грубость или некомпетентность педагогов, собственную за-нятость. Это выражается, например, в погружении родителей в свои проблемы, в свое плохое самочувствие:
  • «Я сегодня очень устала...»;
  • «Я себя плохо чувствую...»;
  • «Вы знаете, я не могу думать ни о чем другом, кроме...»;
  • «У меня был трудный день...».
Современные психолого-педагогические исследования по-казывают, что педагог по-разному может выступать в процедуре общения: во-первых, может быть инициатором; во-вторых, субь-ектом; в-третьих, в разных ситуациях выступать или активным, или пассивным участником взаимодействия.
Коммуникативная компетентность педагога заклю-чается в том, что инициативность здесь выступает как спо-соб управления процессом общения. Можно сказать, что сама система взаимодействия педагогов и родителей осуществля-ется через правильно организованную систему общения. Ини-циатива в общении дает возможность педагогу решить целый ряд стратегических и тактических задач: обеспечить управля-ющую роль в процессе общения; придать педагогически целе-сообразное направление формам общения с родителями; соот-ветственно настроениям, чувствам и деятельности, как своей, так и родителей, создать нужный социально-психологический климат, настраивающий на обсуждение конкретной ситуации. Существуют устойчивые и проверенные способы завоева-ния инициативы в общении.
- оперативность при организации изначального контакта с родителями;
      - оперативный переход от организационных процедур (приветствия, приглашения и т. п.) к деловому и личност-ному общению;
       - отсутствие промежуточных зон между организационны-ми и содержательными моментами в начале взаимодей-ствия;
       - оперативное достижение социально-психологического единства с родителями, формирование чувства «мы»;
              - введение личностных аспектов во взаимодействие с ро-дителями;
        - преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к некоторым родителям;
               - постановка задач и вопросов, которые уже в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать родителей;
- внимание к внешности: опрятность, подтянутость, со-бранность, активность, доброжелательность, обаяние и т. п.
  - использование речевых и невербальных средств взаимо-действия: активное включение мимики, микромимики, кон-такт глазами и т. п.;
       - умение «транслировать» родителям собственную распо-ложенность к детям, дружественность;
        - нахождение ярких, притягательных примеров, показ до-стижений детей;
         - понимание ситуативной внутренней настроенности роди-телей, учет этого состояния, передача им этого понимания;
          - достижение общего и ситуативного взаимопонимания, формирующего у родителей потребность во взаимодей-ствии с педагогом.
В системе ежедневного взаимодействия родителей и педа-гогов общение начинается с того, что они испытывают опреде-ленную потребность в деятельности, предполагающей обще-ние, т. е. в диалоге.
Диалог — это разговор двух или более людей, их беседа, свободный обмен мнениями, зачастую дополняющими характе-ристики различных сторон той проблемы, о которой идет речь. Спора при этом не возникает, так как каждый участник разгово-ра высказывает свою точку зрения.
Способствует развитию коммуникативной компетентности родителей целенаправленная деятельность, связанная с повыше-нием активности их участия в жизни детей в детском саду. частности, необходимо создавать множество ролей для роди-телей и условия для их реализации. Родители могут играть разны-е формальные и неформальные роли в жизни детского сада. Ниже приведены некоторые из них.
1. Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей группу для наблюдения за детьми и игры с ними.
2. Доброволец. У родителей и детей могут быть общие интере-сы или умения. Взрослые могут оказывать помощь воспита-телям в группе, принимать участие в спектаклях, содействовать организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.
3. Оплачиваемая должность. Некоторые родители могут занять оплачиваемую должность в программе в качестве чле-на воспитательного коллектива.
4. Член родительского совета. Родительский совет это группа родителей, которая регулярно собирается для того, что-бы давать рекомендации воспитателям по поводу их теории и практики.
5. Сотрудничество родителей друг с другом. Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятель-ность может включать собрания для общения или оказания под-держки.
Приведенные ниже примеры направлены на перенос смысловой нагрузки, инициативы процесса общения на ро-дителей и освобождение педагогов от установки «завле-кать», «привлекать», «(за)мотивировать» родителей на актив-ное участие в жизни их детей в дошкольном образователь-ном учреждении.
 
1. Обучение родителей практическим умениям. Педагог по-казывает родителям оптимальные приемы общения с ребенком или способы ухода за ним. Следует соблюдать краткость при показе приемов.
2. Метод имитации рабочего дня воспитателя. Среди ро-дителей проводится конкурс «Если бы я был воспитателем». Соревнование проходит по нескольким направлениям:
            - прием детей;
- организация игры;
            - составление плана рабочего дня для показа родителям и т.д.
3. Анализ детских высказываний, детского поведения, творчества. Родители знакомятся с видеозаписями или други-ми материалами, собранными педагогами; рассматривают и об-суждают детские поделки, коллективные работы; дают оценку умениям, навыкам, развитию, воспитанности детей; формули-руют несколько конкретных предложений в помощь воспита-телю, работающему с детьми.
4. Этюд-беседа. Работа ведется в соответствии с выбран-ной темой:
- «Самый грустный день моего ребенка»;
- «Самый веселый день моего ребенка»;
- «Любимая игра моего ребенка»;
 -  «Мой ребенок больше всего любит, когда я...» и т. п.
 
5. Эссе на заданную тему. Например, темы могут быть та-кими:
- «Каким я хочу видеть своего ребенка»;
- «Хрустальные воспоминания детства»;
- «Я его люблю, потому...» и т. п.
6. Письмо ребенку о любви. Родители пишут письмо в сти-ле обращения к ребенку в день совершеннолетия (временная точка может быть выбрана самими родителями) с воспомина-ниями о его детстве и пожеланиями, какими они хотят видеть его в будущем. Письмо можно торжественно «замуровать» в специальную колбу или коробку, оформленную ребенком со-вместно с родителями.
7. Волшебный цветок мудрости. В приемной вывешивает-ся стенд, на котором нарисован большой цветок. В сердцевине цветка обозначена проблема, по которой родителям предлага-ется высказаться. Лепестки цветка пустые. Родители записыва-ют на них советы, афоризмы и пожелания по выбранной теме. Примеры тем:
- «Детские капризы»;
- «Я знаю, как научить ребенка помогать взрослым»;
- «Когда у нас родился второй ребенок, мы...»;
          - «Чтобы ребенок не болел»;
          - «В  выходной можно пойти с ребенком»и т.п.
8. Недописанный тезис. На стенде размещается фраза, на-пример:
- «Счастливая семья это...»;
- «Хороший воспитатель это...»;
- «Успешный ребенок — это...»;
- «Мой ребенок не хочет идти в детский сад, потому
что...» и т. п.
Родители анонимно продолжают предложение. Подобные недописанные тезисы могут быть позиционированы как темы будущих родительских собраний.
9. Педагогическое интервью родителей записывается на магнитофон, видеокамеру. Может быть использовано на роди-тельских собраниях, конференциях, семинарах. Темы интервью могут быть, например, такими:
- «Каким бы вы хотели видеть вашего сына (дочь) ?»;
                - «Каким должен быть идеальный воспитатель моего ре-бенка?»;
                 - «Какой должна быть среда в детском саду?» и т. п.
10. Портрет идеального родителя. В приемной вывеши-вается лист с изображением контура фигуры человека. Родите-ли записывают на этом листе черты идеального родителя. Ис-пользуется лист при личных беседах, во время консультаций, собраний.
11. Портрет идеального воспитателя. В приемной выве-шивается лист с изображением контура фигуры человека. Ро-дители записывают на этом листе черты идеального воспитате-ля. Используется лист при проведении педсоветов, совещаний, разрешении конфликтных ситуаций в группе.
12. Клуб «Бабушкины пироги». Организуется клуб общения для бабушек-волонтеров, куда могут прийти все желающие. Темы заседаний объявляются заранее:
 — «Как связать носочки ребенку?»;
 — «Немецкий сахарный пирог (с дегустацией)»;
 — «Как солить капусту?» и т. п.
13. Географическая карта моей родословной. На карте в группе дети обозначают места, откуда приехали их предки, специальными фишками, которые изготавливаются в семьях. Обсуждение этих мест может проходить на занятии, во время беседы с родителями, самостоятельной деятельности детей.
14. Презентация долгожителя семьи (книга, елочная игрушка, кукла и т. п.). Готовится совместно с родителями, за-щищается в любой форме: от газеты, буклета, книги до видео-премьеры или семейного спектакля.
15. Решение педагогических кроссвордов. Помогает уточ-нить знания родителей по определенной теме, развивает их кру-гозор, а значит, влияет на качество воспитания детей.
16. Фотоконкурс «Моя мама — профессионал». Выставка фотографий к 8 Марта, на которых мамы сняты на рабочих ме-стах. Важно показать ребенку, как полезен для общества труд его мамы.
17. Проектирование модели работы с родителями. Роди-тели делятся на группы, ищут ответы на проблемные вопросы, представляя себя на месте педагогов, администрации.
Для консультирования родителей по актуальным вопросам используются компьютерные презентации. Для удовлетворения интересов родителей в области физкультурно-оздоровительной работы с детьми используются компьютерные программы типа «Энциклопедия здоровья ребенка».
18. Экспресс-опрос. Проводится при личной встрече педа-гога с родителями. Приведем пример такого опроса.
А. Следите ли вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения, посвященными вопросам воспитания? Читаете ли вы книги на эту тему?
— Если да, то хлопните в ладоши.
— Если нет, то топните ногой.
Б. Единодушны ли вы с супругой/супругом в вопросах воспитания ребенка?
- Если да, то помашите рукой.
- Если нет, то дотроньтесь до кончика носа.
В. Кого вы считаете ответственным за воспитание ребенка?
— Если семью, то улыбнитесь.
- Если окружение, среду, социум, то вытяните руку вперед.
19. «Школа бабушек». В ДОУ проводится специальный
цикл занятий для молодых бабушек
 
 

              20. Телевизионный клуб для родителей. Специалисты ДОУ организуют «съемку передачи» на заданную тему («Здоро-вье наших детей», «Труд в природе», «Любимые игры наших детей» и т. п.). При этом используются статистические данные, проводится соцопрос, готовится конкурс телезрителей, под-держивается рубрика «По вашим письмам». Время эфира -от 20 до 40 минут. Такие «телепередачи» оказывают большую помощь родителям в обучении и воспитании детей, помогают в решении проблем семейного воспитания.
21. Вручение медалей родительской гордости. Награ-да «Детская ладошка» вручается после благополучного окон-чания периода адаптации к ДОУ (обводится реальная детская ладошка, указывается дата поступления в ДОУ). «Орден ро-дительской славы» выдается на выпускном вечере. «Медаль гордости» получают за успехи ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков, проявлении лидерских качеств и т. д.
22. Талисман или оберег счастья вашей семьи. Родители раз-рабатывают совместно с детьми семейный талисман, наполняя его понятным только их семье смыслом. Это могут быть, напри-мер, пожелания здоровья, материального благополучия, испол-нения мечты. Помещается талисман в кабинке ребенка (лами-нируется) или в личном ящике-«сокровищнице» ребенка (при наличии таковых в группе).
23. Метод лечебной педагогики. Важно, чтобы у родите-лей в ДОУ была комната, где они могут отдохнуть, ожидая ребенка. Как правило, для такой цели используются кабинет психоэмоциональной разгрузки для педагогов или специаль-ное место в холле с диваном и креслами. Можно включить музыку или иные звуки для релаксации (в жаркий день -шум дождя,
водопада; зимой пение птиц или стрекотание насекомых).

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»