Казакова Валентина Петровна
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок постигает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями, учиться общаться друг с другом позволяет игра.
Учиться, играя - эта идея увлекала меня. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями и навыками, их этому надо научить.
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом, не случайно им создано много детских песенок, потешек, игрушек и игр, которые забавляют и учат маленьких детей (взять хотя бы всем известные "Ладушки" которые, кроме тренировки мелкой моторики, развивают память, дают положительные эмоции, обогащают словарный запас ребёнка). Народ создал эти чудесные произведения потешки, прибаутки, частушки, заклички с тем, чтобы дети в игре со словом учились тонкостям родного языка.
Формировать навыки культуры общения у малышей я решила начать через игры: подвижные, дидактические, театрализованные, использовала этюды, стихи-диалоги, песенки, потешки и т. д.
Подбирала тематику и содержание театрализованных игр, литературных произведений, которые имеют нравственную направленность - это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость.
С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на малышей, как положительных, так и отрицательных образов.
Начала свою работу с диагностики навыков общения и речи детей. Некоторые дети, как Оля А., Ева Г., не произносили некоторые слова, у многих детей речь была очень слабая, дети были неприветливы, нервно- психическое напряжение (повышенное беспокойство и возбудимость), отсутствие общения, контактов с детьми и взрослыми, низкая игровая активность в группе, конфликтность с детьми, повышенная обидчивость, ранимость, плаксивость. Очень удручал меня недоброжелательный тон некоторых детей.
Начиная вести углублённую работу по обучению детей правилам культуры общения со взрослыми и сверстниками в различных жизненных ситуациях, я поставила перед собой следующие задачи:
- Научить детей употреблять слова приветствий, благодарности.
- Вести разговор с партнёрами, не обижая и не унижая собеседника,
умение пойти на компромисс в нужной ситуации.
- Знать правила хорошего тона.
- Уметь анализировать собственное поведение, поведение окружающих людей.
5. Развивать воображение, творческие проявления, интерес к играм- ситуациям, играм-драматизациям, сказкам и т. д. Работа по формированию навыков культуры общения у малышей очень объёмная, поэтому я решила вести её постепенно.
Весь сентябрь я вела обследование и анкетирование родительских пар. Анализ анкетирования показал, с какими трудностями сталкиваются родители в общении с детьми, а отсюда серьёзные недостатки в формировании речевого этикета. С моей точки зрения, основные их причины состоят в следующем: родители в основном занимаются проблемами быта и материального обеспечения и крайне мало внимания уделяют детям, общению с ними, недостаточно интересуются их внутренним миром, их жизнью в обществе сверстников. Недостаточно у родителей знаний в воспитательных воздействиях.
В конце сентября провела собрание с родителями, на котором познакомила их с результатами обследования детей, их навыков и рассказала о задачах воспитания у детей правил культуры общения с взрослыми и сверстниками в детском саду и семье через игры.
Познакомила родителей с организацией жизни малышей в д\саду, оздоровительными мероприятиями и наметили основные задачи по разностороннему воспитанию личности ребёнка с учётом индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Большую роль в выполнении поставленных задач играет предметно- развивающая среда. Наглядно-образное восприятие малышей предполагает яркость, красочность в её оформлении. Вместе с родителями мы оформили игровые уголки. «Дочки-матери», дидактическое панно, шапочки-маски сказочных персонажей к подвижным играм, сказкам; сделали плоскостной и пальчиковый театр, пополнили костюмами уголок ряженья; оформили иллюстративный материал, Приобрели куклы би-ба-бо к сказкам.
Bсё это привлекло и радовало наших малышей и способствовало успеху в моей работе с детьми над речевым общением через игры драматизации малых фольклорных форм, так как это наиболее любимые игры детей.
Продумала эффективные приёмы и методы в работе с детьми. Во- первых, личный пример. Старалась, не дожидаясь пока ребёнок поздоровается, первой здороваться, вступала в беседу с детьми и родителями. Обращалась к игровым приёмам. Например: Рома, зайдя в группу, сразу направлялся к игрушкам. Говорю ему:
- Ой, Рома, ты что-то потерял...Ну, тогда забыл дома. (Дети заинтересовано смотрят, подходят ближе)
- Ничего не оставил? Тогда, наверное, эта слово за дверью спряталось. Иди, Рома, найди его.
Мальчик, конечно, догадывается, что это за слово, весело бежит в раздевалку. Возвращается и здоровается. В результате, у многих ребят выработались привычки подойти и поздороваться, поделиться с воспитателем новостями.
Дети пришли самые разные, с разными задатками общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Это зависело от психологического климата в семье, умения самих родителей благожелательно общаться, интересоваться жизнью ребёнка. А малыши ведь первые уроки общения получают в семье. Например, Владик JI. ищет сам контактов с детьми, то игрушкой пытается обменяться, то утешает Мишу К., когда тот расстаётся с мамой. Рома У. и Кирилл К. всегда рядом, подражают друг другу. Вова Б. ни на шаг не отходит от меня, боязливо сторонится детей, отказывается от всех игрушек. И такие особенности поведений я отметила у каждого моего воспитанника.
Большую роль для развития общения играют игры-развлечения (инсценировки). Содержание игр-развлечений (показов) должно быть более «затейливым», чем действия детей в самостоятельной игре, но взятым из реальной близкой ребёнку действительности. Что требуется при этом от малыша? Внимательно следить за действиями воспитателя, слушать его объяснения. А это возможно только в том случае, если ему будет интересно. Участие взрослого может сделать игру более продолжительной, интерес к игре более устойчивым, способы использования игрушек более разнообразными. Проводя с малышами игру-развлечение, стараюсь держать их всех в поле зрения, направлять деятельность ребят, немедленно реагировать на возникающие конфликты, подсказывать дальнейший ход действий. Моя особая задача - вызвать у детей живой интерес к игре, порадовать их насмешить, создать хорошее настроение. Такие игры - развлечения, как "коза рогатая", "по узенькой дорожке", "солнечный зайчик", "прятки", "догонялки" и т.д. провожу ежедневно, коллективно и индивидуально,
Примерная тематика игр-развлечений: «Этот мальчик маму слушал», «Заводные игрушки», «Пальчики пляшут», «Оля и Коля» (кукольний театр), «Нам тётя Таня прислала пакет», «Артист из платка», потешка «Баю-бай», «Мой любимый мишка», театр пяти пальчиков «Курочка-Хохлатка» и подвижная игра «Курочка — хохлатка».
Очень любят ребята, когда я привлекаю их индивидуально к общению посредством стихов-диалогов.
1 - Курочка-рябушка
Куда ты пошла?
-На речку.
-Курочка - рябушка,
Зачем ты пошла?
-За водичкой.
- Курочка - рябушка.
Зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить.
- Курочка - рябушка,
Зачем тебе водичка?
-Цыпляток поить.
- Курочка - рябушка.
Как цыплятки просят пить?
-Пи-пи-пи-пи-пи-пи.
2 - Здравствуй, киса,
Как дела?
Что же ты от нас ушла?
- Не могу я с вами жить.
Хвостик негде положить,
Ходите, зеваете.
На хвостик наступаете.
Такие стихи - диалоги помогают детям почувствовать общение с конкретным лицом в привычной для детей разговорной речи, как они разговаривают в жизни.
Обращаясь к внутреннему миру малыша, работая над обогащением эмоционального опыта - сопереживания, я придумала целую серию игр - ситуаций, сюжет которых мне подсказали сами дети, а вернее те конфликтные ситуации, которые наиболее типичны на первых порах общения малышей. Например: «Приходи ко мне в гости», «Кто угостит зайчика» (которому не досталась морковка), «Кто отведет щеночка к маме» (он потерялся, сказать утешающие слова, поиграть с ним, угостить), «Котик обиделся» (у него отобрали клубочек, с которым он играл; дети жалеют его, дают другой клубочек, поют ему песенки).
Для развития общения, важную роль играют дидактические игры, которые имеют определённое значение в нравственном воспитании детей. Сначала малыш приучается что-то делать рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушки не отвлекаясь. Затем он привыкает к совместной деятельности: Вместе рассматривать игрушки, картинки, плясать, ходить, петь и т.д. Зарождается интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний.
Использую такие игры на развитие мелкой моторики рук: «Застегни пуговицы», «Зашнуруй ботинок», «Собери домик», «Собери зайчика» и др.
- Игры для ознакомления с окружающим миром:
«Кому что нужно для работы?», «Кто как кричит?», «Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Переезжаем на новую квартиру» и др.
- Игры, способствующие восприятию цвета: «Цвета», «Сложи узор», «Кукла Катя и ее подружки», «Сделаем куклам бусы» и др.
- Игры, содействующие развитию воображения: «На что это похоже?», «Дети на прогулке», «Чудесный мешочек».
- Игры, развивающие элементарные представления о форме предметов (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник): «Что это такое?», «Почини одеяло», « Подбери фигуру», «Построй городок»
- Игры на развитие восприятия величины: «Бабочка и цветы», «Матрёшки», «Пирамидки», «Спрячь шарик в ладошке», «Найди пару», «Большой – маленький», «Один—много» и др.
Очень любят и увлекаются малыши играми перед зеркалом.Яих называю шутливо «Сам себе режиссер», когда дети, проговаривая или распевая стихотворный текст (например, колыбельную) или разыгрывая игры - ситуации, подсказанные мной, любуются красивым нарядом куклы, в котором она поедет с хозяйкой в гости, или сопереживают котёнку, поранившему лапку. Дети сами придумывают слова соответственно сюжету, проигрывают с соответствующей интонацией и мимикой, наблюдая свою игру перед зеркалом. Такие игры вызывают интерес друг к другу, что важно для малышей для утверждения своего «я», уверенности в себе, самостоятельности.
В успешном решении задач, поставленных мной, помогли театрализованные игры. Я учила детей технике показа плоскостного театра, правильно пользоваться фланелеграфом, учила правильно надевать куклу на руку, делать несложные движения (наклонять голову вниз, потом сделать поясной поклон и т. д.). Сначала учила просто движениям, затем давала упражнения со словами: «Пусть Петрушка возьмёт флажок и сосчитает раз, два, три - помашет им влево, вправо». Затем сложнее: «Пусть Петрушка возьмёт стул и предложит кукле с соответствующими словами»
Затем уже вводила небольшие диалоги. Во время проведения диалогов привлекала внимание детей к лучшему исполнению. Но прежде объявляла конкурс - "кто лучше?" Победителю - аплодисменты. Использовала подходящие случаи из жизни детей, игр, что бы упражнять их в разнообразном интонировании самых привычных слов: «Здравствуйте» (радостно, приветливо, доброжелательно, небрежно, угрюмо); «До свидания» (с сожалением, огорчением или надеждой на скорую встречу). Во время чтения потешек, стихов, в играх - инсценировках обращала внимание на выразительность чтения, где нужно говорить напевно, протяжно, а где быстро, отрывисто. Так постепенно учила детей показу знакомых сказок: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Маша и медведи» и др. Во время подготовки и разыгрывания спектакля старалась создавать дружескую и деловую обстановку. Следила, чтобы дети в общении были вежливыми друг к другу, проявляли настойчивость, терпение и радовались успехам товарища.
Важную роль в общении детей имеют сюжетно - ролевые игры, которые объединяют вначале двух, трёх, а затем и большее количество детей. Сначала они группируются на основе действия по его направленности: ведёт машину - шофёр, а пассажир едет в ней; врач лечит больного, парикмахер стрижёт маму и т. д. Сюжет игры малышей несложен, в нём дети преимущественно отражают жизнь семьи, детского сада. Я принимаю участие в играх, беру на себя ту или иную роль: мамы, врача, учительницы, шофёра и др.
Одним из методов в воспитании уважения к взрослым и сверстникам, понятия правил поведения я использовала этические беседы, которые помогают ребёнку разобраться в ситуациях понятия добра и зла, справедливости. С этой целью в группе провожу игры с использованием беседы, с использованием речевых житейских ситуаций на темы: «В гостях», «Мы едем в транспорте», «За столом», «Кто заботится о детях в нашем детском саду».
Вся эта целенаправленная работа дала большие результаты. Дети стали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций. Сейчас меня радует, что мои малыши повзрослели, чувствуют себя уверенно и спокойно, в общении пользуются вежливыми словами и выражениями (пропустите, пожалуйста; подай мне, пожалуйста; скорее выздоравливай и приходи к нам; спасибо; давай я тебе помогу и т. д.). А еще я довольна, что они всегда с удовольствием откликаются на любое интересное занятие, игру, активно проявляют себя, фантазируют и доброжелательно общаются друг с другом.
В течение года дети посещали изостудию «Золотые одуванчики», кружок «Учись - играя» многие дети ходили в фольклорно – музыкальную студию «Дударики». Музыкальный руководитель отмечает наших детей так: они стали раскованными, артистичными, появился интерес к занятиям.
Итогом моей работы были совместные мероприятия: вечера - досуга фольклорные праздники «Масленица», «Праздник Мамы», посещали концерты филармонии, которая выезжала к нам в детский сад. В конце года провели открытое мероприятие с родителями в форме «КВН».
Всё это радует меня и вдохновляет на продолжение работы с детьми в этом направлении, на поиск новых эффективных форм работы по обогащению речевой культуры общения.